Хорватская музыка
Важное место в муз. Культуре Хорватии занимает муз. Фольклор, широко используемый и в проф. Музыке. Его древнейшие песенно-танц. Формы зародились в обрядах переселившихся на Балканы в 7 в. Древних слав. Племён. Ритуальные, эпич., плясовые, лирич. И др. Песни имеют областные различия. Наибольшим нац. Своеобразием обладают нар. Песни центр. Районов Хорватии. У жителей побережья Адриатич. Моря они близки к итал. Нар. Песням, в сев. Областях - к альпийскому муз. Фольклору, в Меджимурье - к старинным венг. Крестьянским песням. Древнейшие формы нар. Творчества сохранились в самобытном муз. Фольклоре жителей Истрии. Для хорв. Нар. Песен характерны 7-ступенные натуральные лады, иногда пентатоника, встречается ладовая переменность, богатая ритмика отличается разнообразием (в плясовых напевах часты синкопы), применяются также переменные размеры.
Большое распространение получили разл. Виды коло (песенно-танц. Жанр). Первые памятники проф. Муз. Культуры - культовые соч., возникшие в 10 в. В монастырях Далмации (побережье Адриатич. Моря). Не будучи зависимой от Турции, как др. Районы страны, она поддерживала связь с Италией. Поэтому в светском проф. Муз. Иск-ве Далмации ощутимо воздействие итал. Музыки, особенно в Дубровнике - крупнейшем культурном центре Далмации. С 16 в. Здесь ставились пасторали, драм. Игры с пением и плясками, мистерии, литургич. Драмы, в 16-18 вв. - пьесы с муз. Номерами. Среди композиторов 16-17 вв., работавших в городах Далмации, выделяются хорваты А. Патриций, Ю. Скьяветич, В. Елич, особенно И. Лукачич (сб. Мотетов "Духовные песнопения" - "Sacrae cantiones", 1620) и итальянец Т.
Чеккино (жил в Сплите. Церк. И светская вок.-инстр. Музыка). Их соч., издававшиеся в Венеции (Далмация с 1420 находилась под господством Венецианской республики) и исполнявшиеся хорв. Музыкантами, свидетельствуют о высоком уровне муз. Культуры, в т. Ч. Муз. Исполнительства в Далмации того времени. Мн. Хорв. Музыканты 18 в. Были известны и за рубежом. В их числе - Н. Степан (прозвище - Спадина. Его сонаты для 1 и 2 скрипок с basso continuo опубликованы в Париже и Лондоне), врач и собиратель нар. Песен, органист и комп. Ю. Байамонти (оратория, симфония, культовые хор. Соч., произв. Для органа), И. М. Ярнович, долгое время живший в Англии и России, концертировавший в странах Европы, скрипач-виртуоз и композитор (скрипич. Сонаты и концерты, струн.
Квартеты, фп. Соч.), отец и сын Л. И А. Соркочевичи, работавшие в Дубровнике (2-я пол. 18 - 1-я пол. 19 вв. Камерные и симф. Соч., близкие по стилю музыке венских классиков).В 19 в. Центр муз. Культуры переместился в сев. Области Хорватии - выдвигается Загреб, где в 1797 открылся первый постоянный "Амадеев т-р" (существовал до 1834), на сцене к-рого выступали приезжие труппы (немецкие, итальянские).Решающее воздействие на дальнейшее развитие X. М. Оказал т. Н. Иллиризм (обществ.-политич. И культурное движение в Хорватии в 1830-40-х гг.), вызвавший подъём и муз. Иск-ва. Пробудился интерес к нар. Творчеству, нац. Истории, развернулась просветит. Деятельность хорв. Музыкантов, возникли хор. Об-ва, в т. Ч. Нар. Иллирийское хор. Об-во (1839), появились массовые песни и др.
Произв., проникнутые нац.-патриотич. Содержанием. Среди авторов популярных патриотич. Песен и маршей того времени - Ф. Ливадич, ф. Пинтарич, И. Падовец, Ф. Русан, Ф. Покорный. Первый крупный хорв. Проф. Композитор - В. Лисинский, создатель нац. Оперы (романтич. Опера "Любовь и злоба", 1846. Историч. Драма "Порин", 1851, пост. В Загребе в 1897). В 1827 в Загребе группой любителей музыки создана первая в Хорватии значит. Муз. Организация - об-во "Музикферайн" (оно неоднократно переименовывалось. С 1925 наз. "Хрватски глазбени завод"), при к-ром в 1829 осн. Муз. Школа, затем любит. Оркестр (участвовал в оперных спектаклях, к-рые ставились нем. И итал. Труппами). В 1834 построено первое в Хорватии спец. Театр. Здание - Т-р на Марковой площади (позднее стал называться Хорв.
Нац. Т-р). Здесь шли оперные и драм. Спектакли. По инициативе деятелей иллиризма в т-ре исполнялись отрывки из пьес и опер на хорв. Яз., между действиями звучали нац.-патриотич. Песни, т. Н. Будницы. В 1840 пост. Первый хорв. Нац. Муз. Спектакль - героич. Зингшпиль "Юран и Софья" Ливадича (текст И. Кукулевича-Сакцинского).Насильственная германизация, тормозившая развитие нац. Культуры, вскоре привела к закрытию нац. Муз. И др. Культурных учреждений и организаций. Развитие муз. Иск-ва вызвал обществ.-патриотич. Подъём нач. 1860-х гг. Возобновили работу старые хор. Об-ва, возникли новые, сыгравшие важную роль в становлении нац. Хорв. Муз. Культуры, среди к-рых "Зора" (Карловац, 1858), "Коло" (Загреб, 1862), "Кухач" (Осиек). В 1870-90-е гг. Появились хор.
Об-ва в др. Городах, в т. Ч. Первые рабочие хор. Об-ва "Свобода" (1873) и "Слога" (1874) в Загребе, "Венец" (1886) в Вараждине. Позже созданы об-ва "Младост" (1900), "Балкан" (1903), "Лисинский" (1910). С 70-х гг. Активизировалась творч. Деятельность хорв. Музыкантов. В 1878-81 основоположник хорв. Муз. Фольклористики, муз. Историч. Науки и критики Ф. Кухач опубликовал 4 сб-ка южнослав. Нар. Песен. Он написал также ряд музыковедч. Работ, посв. Музыкантам-иллирийцам. Определяющее значение для хорв. Муз. Культуры этого времени имела деятельность композитора и дирижёра И. Зайца, возглавлявшего в 1870-89 первую постоянную хорв. Оперную труппу при Хорв. Нац. Т-ре (с 1861 - гос.), преподавателя и директора муз. Школы при муз. Об-ве, носившем позже назв. "Хрватски глазбени завод".
Он положил начало и проф. Конц. Жизни в Загребе, устраивал с 1871 симф. Концерты силами оркестра оперного т-ра. В творчестве Зайца выделяется нац.-патриотич. Опера "Никола Шубич Зриньский" (1876). Среди др. Его соч. Хоры (ок. 200) и песни (ок. 170).Оперная труппа (работала в Загребе с перерывами в 1889-94, 1902-09) постепенно достигла высокого художеств. Уровня. Ставились оперы В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини, П. И. Чайковского, Б. Сметаны и др. Период расцвета хорв. Оперного т-ра (1894-1898) связан с деятельностью его рук. И дирижёра (с 1881) Н. Фаллера (ученик А. Брукнера, Ж. Массне и Л. К. Делиба). С 1895 т-р получил новое здание. Солистами вновь созданной в 1909 постоянной оперной труппы были М. Строцци, Й. Крижай, М.
Вушкович, З. Кунц, А. Митронич, Д. Хржич, В. Энгель и др.В нач. 20 в. В связи с возрождением идей иллиризма хорв. Композиторы обратились к нац. Тематике, разрабатывали фольклорные мотивы. Среди нац. Опер - "Огонь" Б. Берсы (1906) и "Возвращение" Й. Хатзе (1911), в к-рых, однако, ощутимо влияние итал. Веризма.После образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918. С 1929 - Королевство Югославия) началось формирование хорв. Нац. Композиторской школы. Её утверждению способствовал общий подъём культурной жизни Хорватии в 1920-30-е гг., в т. Ч. Развитие муз. Образования. Консерватория, организованная в 1916 на основе муз. Школы при муз. Об-ве "Хрватски глазбени завод", в 1920 стала государственной (с 1922 Муз. Академия). Открылось неск. Средних муз.
Школ в Загребе (в т. Ч. "Лисинский", 1927) и др. Городах. Организованы новые и реорганизованы ранее существовавшие исполнит. Коллективы. В 1919 на базе оркестра Хорв. Нац. Т-ра создан филармонич. Оркестр, получивший в 1920 назв. Загребской филармонии и занявший ведущее место в конц. Жизни Хорватии. В 1928 осн. Хорв. Филармонич. Об-во, оказывавшее материальную поддержку оркестру и др. Коллективам. Существовали симф. Оркестры при об-ве "Хрватски глазбени завод" и Муз. Академии. В 1929 осн. Любительский оркестр при муз. Об-ве "Меркур". С 1919 выступал Загребский струн. Квартет, в 30-е гг. Приобрёл известность Загребский камерный оркестр. Организуются хор. Об-ва. "Муз. Об-во интеллектуалов" (1919), "Загребские мадригалисты" (1930), "Младост Балкан" (1930.
Объединило 2 ранее существовавших хор. Об-ва). Расширяется муз.-издат. Дело. Выходит ряд муз. Журналов, в т. Ч. "Muzicka revija", "Jugoslovenski muzicar" (1923-41. С 1929 назывался "Muzicar") и др. В работе оперной труппы Хорв. Нац. Т-ра ощущался большой подъём, особенно в 30-е гг., когда её рук. Был комп. К. Баранович (1929-40). Среди солистов выдвинулись певицы В. Ножинич, Н.Тончич, С. Юринац, певцы М. Радева, Й. Гостич, Т. Нералич, И. Франкл и др.Ведущая роль в развитии нац. Муз. Культуры в 1920-30-е гг. Принадлежала крупнейшим хорв. Комп. К. Барановичу, Я. Готовацу и Й. Славенскому (с 1924 работал в Белграде). Они ввели в X. М. Новые жанры - нац. Комич. Оперу ("Стрижено-кошено" Барановича, 1932. "Эро с того света" Готоваца, 1935) и балет ("Пряничное сердце" Барановича, 1935), программную орк.
Музыку и камерно-инстр. Ансамбль (особенно известды инстр. Произв. Славенского). В их творчестве получили дальнейшее развитие нац. Традиции вок. И хор. Музыки. Для муз. Стиля этих композиторов характерно сочетание фольклорной основы с совр. Приёмами письма. В ряде симф. Произв. Ощутимо влияние импрессионизма. Среди др. Хорв. Композиторов - Б. Берса (программные симф. Поэмы), A. Добронич (оперы - комическая "Вдова Рошлинка", 1934. Лирическая "Равноденствие", 1938), Ф. Лхотка (балет "Чёрт в деревне", 1935), К. Одак (опера, осн. На фольклоре Меджимурья, "Дорица танцует", 1934), B. Широла и др. В 30-е гг. Выдвигается П. Марковац - муз.-обществ. Деятель, коммунист, первый хорватский музыковед, опиравшийся в своих трудах на марксистский метод исследования.В период 2-й мировой войны 1939-45 получили распространение массовые патриотич.
Партизанские, антифаш. Песни, создававшиеся композиторами и безымянными авторами, мн. Из к-рых находились в рядах нар.-освободит. Армии или работали в подполье. Среди них - И. Тиярдович, Н. Херцигоня, С. Златич, Н. Девчич, С. Бомбарделли, П. Марковац.После образования ФНРЮ (1945. С 1963 - СФРЮ) X. М., как и др. Области хорв. Муз. Культуры, переживает подъём. Открылись начальные и средние муз. Школы в Загребе (3), Вараждине, Карловаце, Риеке, Сплите, Дубровнике и др. Городах. Созданы оперные т-ры в Осиеке и Сплите, симф. Оркестры Радио в Загребе, Риеке и Дубровнике, камерный оркестр "Загребские солисты", хор. Об-во "Павао Марковац", "Владимир Назор", "Братство и единство" и др. В Загребе, "Единство" в Сплите и др., ансамбль нар. Песни танца "Ладо".
Стали регулярно выходить муз. Журн. "Muzicke novine" (1946), "Muzika i skola" (с 1956) и др. Организованы союзы - хорв. Композиторов, музыкантов-исполнителей, музыкантов- педагогов, фольклористов. Создан муз. Отдел в Академии наук и иск-в Хорватии. Проводятся муз. Фестивали, в т. Ч. Международные - "Дубровницкие летние игры" (с 1950), "Сплитские летние игры" (с 1954), "Загребский биеннале" (с 1961) и др. Среди композиторов кон. 1940-50-х гг. - Б. Папандопуло, М. Ципра, И. Брканович, Б. Белинский, C. Златич, И. Лхотка-Калинский, Н. Девчич, С. Шулек. Новые течения зап.-европ. Музыки 50-х гг., в т. Ч. Авангардизм, отразились в соч. Б. Сакача, М. Келемена, И. Малеца. В 1960-70-е гг. Выдвинулись комп. С. Хорват, А. Клобучар, Р. Радика, Д. Детони, И. Кульерич. Крупнейшие хорв.
Музыковеды - Й. Андрейс, В. Жганец, А. Видакович, К. Ковачевич, И. Суцичич. Среди исполнителей. Дирижёры - Л.Матачич, М. Позаич, М. Хорват, М. Башич, А. Янигро, Н. Бареза. Пианисты - Д. Гушич, И. Мачек, Ю. Мурай, М. Лоркович, Б. Мусулин, П. Гвоздич, В. Крпан. Скрипачи - З. Балокович, И. Пинкава, Й. Клима, Т. Нинич. Виолончелист В. Дешпаль. Певцы - В. Руждьяк, Н. Путтар-Голд, М. Подвинец, Ф. Паулик, Н. Жунец, Б. Стилинович, М. Кларич, М. Радич, Р. Поспиш Балдани, Б. Рук-Фочич, Л. Молнар-Талайич.Литература. Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958. Kuhao F., Prilog za poviest glasbe Juinoslovjenske, (Opis i poviest narodnih glazbala juinih Slovena), "Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti", 1877, kn. 38, 39, 41. 1878, kn. 45. 1879, kn. 50. 1882, kn. 62-63. Sirola В., Pregled povilesti hrvatske muzike, Zagreb, 1922.
Zganес V., Narodne popijevke Hrvatskog Zagorja, t. 1-2, Zagreb, 1950-1952. Его же, Odnos glagoljaskog crkvenog i svjetovnog narodnog pjevanja u kvarnerskom podrucju, в сб. Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Роrеc, 1970, Zagreb, 1972. Andreis J., Razvoj muzicke umjetnosti u Hrvatskoj, в кн. Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962. Kovacevic К., The history of Croatian music of the twentieth century, Zagreb, 1967. Его же, Die kroatische Musik des XX. Jahrhunderts, "Zvuk", 1967, No 77-78. Eго же, Hrvatska glazba, в сб. Hrvatska, Zagreb, 1972. Rithman D..С, Polifoni oblici druge kategorije u narodnoj muzici Hrvatske, в сб. Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Porec, 1970, Zagreb, 1972.E.
И. Гордина..
Дополнительный поиск Хорватская музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Хорватская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хорватская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 17 символа