Хорезмская табулатура

154

Хорезмская нотация, - система нотной записи для танбура (3-струн. Щипкового плекторного инструмента), созданная хивинским музыкантом Пехлеваном Ниязом Мирзабаши Камилом в 80-х гг. 19 в. Предполагают, что при этом он исходил из существовавших ранее систем нотаций (напр., табулатурной нотации для уда Сафи-ад-дина Урмави, 13 в.).Пешрав (из макома Сегох). Запись в хорезмской нотации и расшифровка.В X. Т. Применяются 18 горизонтальных линий, соответствующих числу ладов (перемычек) на грифе танбура. Точки, к-рые ставятся над и под линией, указывают число ударов плектром (нохун). Точка над линией означает звук, взятый ударом сверху. Если точка стоит под линией, звук берётся ударом снизу. Длительность звуков не обозначается.

Подразумевается, что все записываемые звуки - одинаковой длительности (в переводе на совр. Нотацию - восьмые). X. Т. Читается подобно араб. Письму - справа налево. При помощи X. Т. Записаны хорезмские макомы. Несовершенство системы затрудняет расшифровку этих записей.Литература. Ашрафи М., Кон Ю., Народное музыкальное творчество, в сб. Музыкальная культура Советского Узбекистана, Таш., 1955. Романовская Е. Е., Хорезмские макомы, в её кн. Статьи и доклады. Записи музыкального фольклора, Таш., 1957. Узбекская народная музыка, т. 6 - Хорезмские макомы. Собрал и записал М. Юсупов. Под ред. И. А. Акбарова, Таш., 1958, с. 37-38. Беляев В., Музыкальная культура Таджикистана, в его кн. Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1, М., 1962. Раджабов И. Р., К истории нотной письменности на Востоке, "Общественные науки в Узбекистане", 1962, No 10.З.

Таджикова.

Значения в других словарях
Хорватская музыка

Важное место в муз. Культуре Хорватии занимает муз. Фольклор, широко используемый и в проф. Музыке. Его древнейшие песенно-танц. Формы зародились в обрядах переселившихся на Балканы в 7 в. Древних слав. Племён. Ритуальные, эпич., плясовые, лирич. И др. Песни имеют областные различия. Наибольшим нац. Своеобразием обладают нар. Песни центр. Районов Хорватии. У жителей побережья Адриатич. Моря они близки к итал. Нар. Песням, в сев. Областях - к альпийскому муз. Фольклору, в Меджимурье - к старинным..

Хордофоны

(от греч. Xordn - струна и ponn - звук) - общее наименование муз. Инструментов, у к-рых источником звука служит натянутая струна (см. Инструментоведение.. ..

Хорей

(греч. Xoreios, букв. - плясовой), трохей (греч. Troxaios, букв. - бегущий), - двусложная стопа, в к-рой в антич. Стихе и музыке 1-й слог долгий, 2-й краткий. В силлабо-тонич. Стихе 1-й слог несёт метрич. Ударение. Поскольку в этом стихе между стопами нет реальных границ, X. - размер стиха, в к-ром нечётные слоги сильные. В музыке, отделившейся от поэзии, хореическими называют группы и мотивы, начинающиеся с сильного времени, фразы, начинающиеся с сильного такта. В отличие от ямба, подчёркивающе..

Хореография

(от греч. Xoreia - пляска и grapo - пишу). 1) Запись танца с помощью определённой системы условных знаков. В кон. 15-16 вв. Были предприняты первые попытки осуществить такую запись, но только в 17-18 вв. Группа франц. Балетмейстеров и учителей танцев (П. Бошан, Р. Фёйе, П. Рамо) положила начало записи танцев как системе. Термин "X." введён Р. Фёйе.2) Иск-во сочинения танцев и танц. (балетных) спектаклей.3) Иск-во танца. В этом понимании термин "X." получил применение в рус. Искусствоведческой ли..

Дополнительный поиск Хорезмская табулатура Хорезмская табулатура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хорезмская табулатура" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хорезмская табулатура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 21 символа