Либерализм

173

ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. Liberalis - свободный) - социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. Сферах жизни общества. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). В Европе понятие Л. Связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику. Л. Выступал за развитие личной инициативы индивидов, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые образуются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке. Традиционно первые либеральные идеи относят к эпохе античности, в частности, к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство.

Позднее римскими стоиками развивалась идея об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и политических мыслителей 17-18 вв. В 17 в. Критические философские взгляды Декарта, Милто-на и Спинозы на государство, на человека как существо социальное и рациональное, на религию, на право и т.д. Предопределили характер развития либеральных идей в Европе. Немаловажную роль сыграло и протестантско-реформатор-ское движение, выступившее с требованием свободы вероисповедания. Религиозное мировоззрение стало ослабевать в последовавший век расцвета знаний и научно-технических открытий, которые были положены в основу развития капиталистического производства.

Буржуазные революции в Англии и Франции 17-18 вв. Привели к разрушению феодальных отношений, падению абсолютизма и ограничению привилегий аристократии, а также к появлению нового торгово-промышленного класса - буржуазии. С возникновением этого класса начинается период развития капитализма, которому и в идеологии, и в экономике, и в политике соответствует определенная система ценностей, воплотившаяся в Л. Последний увидел в государстве потенциальную угрозу свободе индивида в обществе. Идеи античных мыслителей и их последователей о естественных правах индивида, о правовом государстве - конституционном правлении, основанном на разделении исполнительной, законодательной и судебной власти, неотъемлемых правах человека на свободу слова, вероисповедания, объединения в политические организации составили политическое кредо Л.

Главным принципом Л. Является не абсолютная свобода вообще (ни одна форма правления не допускает абсолютной свободы, - писал Локк), а максимальная свобода мыслить, исповедовать любую религию, высказывать и обсуждать личные взгляды, организовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать товары (в том числе собственный труд) и получать вознаграждение, выбирать себе правителей, а также новую форму государственного устройства, если наличная противоречит свободному развитию общества. Согласно взглядам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства.

Последовательными сторонниками подобных взглядов являлись Юм, Кант, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Монтескье, Кондорсе и др. Идеи естественного права нашли свое отражение в американской Декларации независимости (1776), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), а также во Всеобщей декларации прав человека. Исторически идея свободы связана с отношениями людей к собственности, которая определяет их социальное положение и размеры получаемых ими социальных благ. Моральная дилемма отношения индивидов к социальным благам, которую пытались решить философы и просветители, была впервые осмыслена в контексте современного ему общества А. Смитом. Он считал, что система, основанная на естественной свободе индивида, свободе рынка и конкуренции ведет к благосостоянию народа.

В свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов он видит источник экономического роста, социального порядка и общественного блага. Индивидуализм ведет не к хаосу, а к порядку и процветанию. В труде "Богатство народов..." Смит высказывает мысль о том, что рынок регулируется самостоятельно в процессе конкуренции частных товаропроизводителей, и через него лежит путь к экономическому росту и изобилию. Д. Рикардо (1772-1823) увидел в накоплении капитала пружину экономического роста. Экономическая политика должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению. Он был убежден, что экономическая свобода содействует получению максимальных прибылей, которые могут стать основным источником инвестируемого капитала.

Предпринимательство ведет к максимальному экономическому росту, ибо прибыль составляет основу накоплений, которые необходимы государству для раз вития. В "Трактате по политической экономии" (1803) Ж.Б. Сэйем был сформулирован закон рынка, согласно которому в экономике не может быть дефицита и избытка товаров. Если в одной отрасли экономики возникает перепроизводство, а в других недопроизводство, то падение цен в одних отраслях и увеличение в других заставляет предпринимателей искать способы к исправлению положения. Люди производят товары для обмена. Таким образом само производство порождает спрос и не может не удовлетворять его. Вентам, Милль и др. Были сторонниками создания социальной системы, основанной на демократических принципах правления большинства.

По мнению Бентама и его последователей, такая социальная система способна максимально увеличить всеобщее благосостояние и распределить его по возможности справедливее. Утилитаристская философия Бентама значительно отличается от классических либеральных взглядов 18 в., провозглашавших свободу индивида как конечную цель общественной политики. Он увидел возможности потенциального конфликта в идее, что только деятельность индивида может способствовать благосостоянию. Возможно, например, что действия преследующего личные цели человека может повредить другому и таким образом ограничить его свободу. К тому же, человеческое общество организовано созданными самими же людьми социальными институтами. Сознательная деятельность людей может спо собствовать и появлению социальных форм, которые позволят им жить справедливее.

Таким образом, классический Л. Через утилитаризм Бентама допускает вмешательство государства в общественную жизнь ради социального блага. Экономический Л. Выступает за свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на наследство, свободную конкуренцию и невмешательство государства в экономическую деятельность индивидов. Главную задачу государства он видит в том, чтобы оно не препятствовало развитию инициативы и предприимчивости субъектов экономической деятельности, а помогало им. Государство не должно посягать на экономическую свободу, а поддерживать тех, кто взял на себя ответственность и риск за собственное дело. Угрозы, ограничения и жесткие законы еще никогда не способствовали эффективному развитию экономики, а приводили к противоположному результату.

Если ограничена свобода индивидов в праве выбора рода деятельности, в праве создавать промышленные или коммерческие предприятия, едва ли можно говорить о либеральной экономике вообще. Л. Стремится максимально ограничить вмешательство государства в экономику и видит основными субъектами экономической жизни частные лица. Политический Л. Признает за гражданами право на участие в государственной жизни, которое реализуется в процессе выборов главы государства, представителей центральных и местных органов государственной власти, а так же право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. Организации, партии. Гражданам гарантированы свобода совести, слова, печати, право выбора места жительства.

Хотя политический Л. И связан с идеей демократического государства, либеральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти. Неоклассическая либеральная экономическая теория, появившаяся в конце 19 в., нашла свое логическое обоснование в концепции чистой капиталистической экономики Л. Вальраса (1834-1910). Вальрас стремится выйти за пределы специфических социальных и политических реальностей и рассматривать исключительно проблемы производства и распределения ресурсов. Однако теоретически концепция Вальраса не смогла объяснить неустойчивое развитие капитализма в период между двумя мировыми войнами. Крупнейший английский экономист и политический деятель Дж.М. Кейнс (1883-1946) восполнил этот пробел и предложил новую экономическую теорию, направленную на сохранение и оживление рыночной экономики в Европе.

Согласно Кейнсу, капитализм нестабилен, ему имманентно присуща тенденция к стагнации, сопровождающаяся хронической безработицей. Поэтому государственное вмешательство в сферу экономики необходимо, чтобы капиталистическая экономика функционировала эффективно. Кейнс является сторонником активной роли государства в сфере финансов, полагая что внимание государства к расходам правительства, налоговой системе, внешнему долгу, а также к поддержанию равного соотношения между накоплениями и расходами может содействовать стабилизации цен и экономики. В послевоенное время в экономических теориях утверждается взгляд, согласно которому государство путем создания расходной части бюджета и налогообложения может добиться устойчивости экономики и преодолеть тенденцию к стагнации и безработице.

Последователи Кейнса также признают необходимость государственного регулирования капиталистической экономики. Современные неолиберальные экономические концепции (Фридман, Хайек, А. Лепаж) исходят из того, что не капитализм исчерпал свои возможности, а вмешательство государства в течение последних десятилетий препятствовало нормальному функционированию капитализма. По их мнению, подлинного капитализма еще нет, он появится лишь тогда, когда функционирование экономики станет в достаточной степени либеральным. Капиталистическая экономика, в основе которой лежит конкуренция, саморегулируется под действием закона спроса и предложения. Таким образом, вмешательство государства в экономику должно ограничиваться уважением законов функционирования капитализма.

Л. Является осознанной альтернативой авторитарно-марксистским взглядам на государство и его роль в экономической и политической жизни общества..

Значения в других словарях
Либерализм

буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Л. — система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления ин..

Либерализм

ЛИБЕРАЛИЗМ - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. И провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В 19 - нач. 20 вв. Сформировались основные полож..

Либерализм

ЛИБЕРАЛИЗМ, идейное и общественно-политическое течение, возникло в Европе в 17-18 вв., провозглашало принципы гражданских, политических, экономических свобод. В России Л. Зародился па рубеже 18-19 вв., генетически связан с политикой "просвещённого абсолютизма" Екатерины II и реформаторскими замыслами начала царствования Александра I. Значительное влияние на формирование Л. Оказало масонство. В 1830-40-х гг. Идеи европейского Л. Получили развитие в кружках западников, нашли своеобразное отражение..

Либерализм

ЛИБЕРАЛИЗМ (от латинского liberalis - свободный), идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17 - 18 вв. И провозгласившее принципы гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В 19 - н..

Либерализм

В политике так наз. Направление, противоположное консерватизму (см.). В философии и религии он противополагается ортодоксальности (редко, напр. У Бокля, встречается термин иллиберализм). Это слово происходит от лат. Liber, свободный. Л., в общем, есть стремление к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества, а также к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых церковью, традицией и т. Д. Хотя слово Л. Входит в употребление (и связанное с ним понятие усваивается обще..

Либерализм

Традиционная концепция либерализма. Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. И вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. Общество - совокупность индивидов, а исходные и конечные ценности общества совпадают с ..

Либерализм

Гнилой либерализм. Публ. Презр. О беспринципности и примиренчестве. ШЗФ 2001, 54. /em> Выражение из сатирического очерка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Молчалины». БМС 1998, 339.. ..

Либерализм

Либерализм стремится во имя общественного блага к постепенному прогрессу, чрез расширение свободных учреждений путем закона.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)свободомыслие.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Либерализм

Сущ., кол-во синонимов. (16). ..

Либерализм

Идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. И провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В 19 - нач. 20 вв. Сформировались основные положения либерали..

Либерализм

Либеральность, вольнодумство, желание большей свободы - система либеральных идейСр. Высший либерализм и высший либерал, то есть либерал без всякой цели, возможны только в России.Достоевский. Бесы.см. Либерал.. ..

Либерализм

1. М.Идеологическое и общественно-политическое течение, отстаивающее парламентский строй, демократические свободы и свободу предпринимательства.2. М.1) Излишняя терпимость, вредная снисходительность, попустительство.2) устар. Свободомыслие, вольнодумство.. ..

Либерализм

ЛИБЕРАЛИ́ЗМ -а. М. [от лат. Liberalis - касающийся свободы]. ..

Либерализм

-а, м. 1. Идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства. 2. Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство. Л. В оценке знаний. II прил. Либералистский, -ая, -ое.. ..

Либерализм

Либерализма, мн. Нет, м. (книжн.). 1. Система политических идей, взглядов и стремлений, свойственная идеологам промышленной буржуазии эпохи ее подъема, отстаивающая, трусливо и непоследовательно, политические свободы в интересах "свободы приобретения" и эксплоатации пролетариата. Буржуазный либерализм уже во время великой революции обнаружил свою контрреволюционность. Ленин. Русский либерализм. Пережил. Эволюцию от сторонника свободы к безвольному и подлому пособнику абсолютизма. Ленин. 2. Полит..

Либерализм

(liberalism). ..

Либерализм

( лат. Liberalis - свободный) -1) политич. И идеологическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, парламентский строй, демократические права и свободы личности. 2) свободомыслие, вольнодумство, терпимость к различным позициям и точкам зрения, снисходительность, попустительство.. ..

Либерализм

(от лат. Liber - свободный) - бурж. Идеологич. И обществ.-политич. Течение, объединявшее сторонников бурж.-парл. Строя и бурж. Свобод. Л. Был широко распространен среди буржуазии в период домонополистич. Капитализма. Тогда Л. Представлял более или менее цельную систему взглядов, согласно к-рым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путем обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеч. Деятельности (ибо общее ..

Леру

ЛЕРУ (Leroux) Пьер (1797-1871) - французский мыслитель, социальный философ и экономист, автор термина "социализм". Основные сочинения. "Равенство" (1838). "О человечестве, его принципах и его будущем" (тт. 1-2, 1840) и др. Л. Разработал оригинальную концепцию "христианского социализма", сочетавшую в себе изображение общественного идеала сен-симонистского толка вкупе с попыткой конструирования путей его достижения. Солидарность и социальное равенство, лежавшие в основании социализма Л., мыслились..

Лессинг

ЛЕССИНa (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781) - немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. Явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драм..

Либидо

ЛИБИДО (лат. Libido - желание, влечение, стремление) - понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и др. 1) Половое влечение. В развитии и функционировании Л. Человека обычно выделяются пять стадий. А) понятийная, когда у детей формируются общие первоначальные представления о двуполости людей, собственной половой принадлежности и возникают элементы сексуального поведения. Б) романтическая (платоническая), когда появляются эротически..

Лингвистический Поворот

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ - термин, описывающий ситуацию, сложившуюся в философии в первой трети - середине 20 в. И обозначающий момент перехода от классической философии, которая рассматривала сознание в качестве исходного пункта философствования, к философии неклассической, которая выступает с критикой метафизики сознания и обращается к языку как альтернативе картезианского cogito. Л.П. Или языковая революция нашел выражение в лингвистической философии Витгенштейна ("Логико-философский трактат")..

Либерализм

(от лат. Liberaris - относящийся к свободе) - достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение, важнейшим концептом которого является идея индивидуальной свободы, автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству. Неотъемлемым правом человека является право частной собственности (Дж. Локк), обеспечиваемое, в том числе системой социально-политическоого плюрализма, т.е. Такими условиями, при которых для всех проявляющихся в обществе интересов и устремлений ..

Либерализм

(от лат. Liberalis - свободный) - идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы. Л. Является не конкретной социальной теорией, а, скорее, особым стилем, или способом, размышления о социальных проблемах, в рамках которого существуют разные, нередко спорящие друг с другом теории. Истоки Л. Восходят к эпохе буржуазных революций 17- 18 вв.Основ..

Дополнительный поиск Либерализм Либерализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Либерализм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Либерализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 10 символа