Символ

155

СИМВОЛ (греч. Symbolon - знак, опознавательная примета. Symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. Имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Однако, если, вслед за Гадамером, сущностью знака признать чистое указание, то сущность С. Оказывается большей, чем указание на то, что не есть он сам. С. Не есть только наименование какой-либо отдельной частности, он схватывает связь этой частности со множеством других, подчиняя эту связь одному закону, единому принципу, подводя их к некоторой единой универсалии.

С. - самостоятельное, обладающее собственной ценностью обнаружение реальности, в смысле и силе которой он, в отличие от знака, участвует. Объединяя различные планы реальности в единое целое, С. Создает собственную многослойную структуру, смысловую перспективу, объяснение и понимание которой требует от интерпретатора работы с кодами различного уровня. Множественность смыслов свидетельствует не о релятивизме, но о предрасположенности к открытости и диалогу с воспринимающим. Возможны различные трактовки понятия "С." и "символическое". В семиологии Пирса "символическое" понимается как особое качество, отличающее С. От других средств выражения, изображения и обозначения. Эта особенность С. Представляется как частный случай знаковости и ее наивысшая степень.

Или, наоборот, наибольшая противоположность знаковости. Напр., архетипы Юнга - это единственная опосредованная возможность проявления бессознательных начал, которые никогда не могут быть выражены как нечто определенное. Символическое - это глубинное измерение языка, шифр, предпочитающий процесс производства значений коммуникативной функции. Или - особый синтез условной знаковости и непосредственной образности, в котором эти два полюса уравновешиваются и преобразуются в новое качество (Белый, Аверинцев). "Символическое" представлено также как родовая категория, охватывающая все формы культурной деятельности человека - у Кассирера, Дж. Хосперса. Давая максимально широкое понятие С. - "чувственное воплощение идеального" - Кассирер обозначает как символическое всякое восприятие реальности с помощью знаков, что позволяет ему систематизировать на основе единого принципа все многообразие культурных форм.

Язык, науку, искусство, религию и т.д., т.е. Понять культуру как целое. В С. Единство культуры достигается не в ее структуре и содержаниях, но в принципе ее конструирования. Каждая из символических форм представляет определенный способ восприятия, посредством которого конституируется своя особая сторона "действительного". Обращение к первому, семиотическому, толкованию С. Характерно для социологов, антропологов, логиков, искусствоведов и т.д. Предметом интереса здесь оказываются возможные типы разрешения внутреннего напряжения знака (между означающим и означаемым), что по-разному реализуется как в отношении С. К субъекту и принятому им способу интерпретации, так и в отношении С. К символизируемому объекту. Критерий различения в отношении референции.

Произвольность - непроизвольность значения С. Непроизвольность (мотивированность) основана на признании наличия общих свойств у С. И объекта, на подобии видимой формы с выраженным в ней содержанием, как если бы она была порождена им (иконическое выражение, античность). Отношение аналогии сохраняется и при подчеркивании несовпадения знакового выражения и значимого содержания (религиозное понятие С). По отношению аналогии означающего и означаемого, мотивированности и неадекватности связи С. Противопоставляется знаку, в котором отношение составляющих немотивированны и адекватны. Произвольный (немотивированный) С. Определяется как условный знак с четко определенным значением, ничем иным, кроме конвенции, не связанный с этим знаком.

Немотивированный С. Уделяет особенное внимание означаемому, форма и денотат могут быть любыми. Конвенциальный С, таким образом, один из случаев отношения знака к объекту. В отношении С. К сознанию субъекта, в котором он вызывает понятие или представление об объекте, анализируется связь между чувственными и мысленными образами. Возможен, как и для объектов, естественный и конвенциальный способы связи (символический интеракционизм). В частном, специальном смысле, выделяются С. Того или иного типа. Лингвистические (фонетический, лексический и грамматический коды), в которых определенной единице выражения соответствует определенная единица содержания. Риторические, построенные на коннотативных, а не на денотативных, как в первом случае, связях, что предполагает большую свободу и независимость кодов, участвующих в интерпретации.

Тогда, по определению Лотмана, представление о С. Связано с идеей некоторого содержания, которое, в свою очередь, служит планом выражения для другого, как правило, культурно более ценного содержания. Поэтому С. Должны признаваться "коннотаторы", т.е. Все средства иносказания, составляющие предмет риторики. Многозначность задает понятие С. В герменевтике. Для Рикера С. Является всякая структура значения, где один смысл, прямой, первичный, буквальный, означает одновременно и другой смысл, косвенный, вторичный, иносказательный, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет герменевтическое поле, в связи с чем и понятие интерпретации расширяется также, как и понятие С.

Интерпретация, в данном контексте, - это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении, или иначе - интерпретация имеет место там, где есть многосложный смысл и именно в интерпретации обнаруживается множественность смыслов. Многоуровневая структура С. Последовательно увеличивает дистанцию между означающим и означаемым, задавая тем самым основные функции С. Экспрессивную, репрезентативную и смысловую, посредством которых реализуется его роль в культуре. Непосредственное выражение - это презентация некоего объекта восприятию субъекта, восприятие непосредственно связано с "наличностью" ("Prasenz") и временным "настоящим" осовремениванием.

Всякая презентация возможна "в" и "благодаря" репрезантации представления одного в другом и посредством другого. Функция представления С. (по Гадамеру) - это не просто указание на то, чего сейчас нет в ситуации, скорее С. Позволяет выявиться наличию того, что в основе своей наличествует постоянно. С. Замещает, репрезентируя. Это означает, что он позволяет чему-то непосредственно быть в наличии. Свою функцию замещения он выполняет исключительно благодаря своему существованию и самопоказу, но от себя ничего о символизируемом не высказывает. "там, где оно, его уже нет". С. Не только замещает, но и обозначает. Функция обозначения связана не с чувственной данностью, но саму эту данность он задает как совокупность возможных реакций, возможных каузальных отношений, определенных посредством общих правил.

Объект представляет собой устойчивую совокупность ноэтически но-эматических (см. НОЭЗИС и НОЭМА) познавательных актов, которые являются источником семантически идентичных смыслов в отношении к определенным действиям, т.е. Означивается не столько единичный факт, сколько процесс мышления, способ его реализации - этим задаются различные формы мышления. Понятие С. Как конструктивного принципа возможных проявлений отдельной единичности или как общей направленности объединенных в "единораздельную цельность" различных или противостоящих друг другу еди-ничностей было развито Лосевым. В С. Достигается "субстанциональное тождество бесконечного ряда вещей, охваченных одной моделью", т.е. Лосев определяет С, исходя из его структуры, как встречу означающего и означаемого, в которой отождествляется то, что по своему непосредственному содержанию не имеет ничего общего между собою - символизирующее и символизируемое.

Существом тождества, следовательно, оказывается различие. Лосев говорит об отсутствии у С. Непосредственной связи и содержательного тождества с символизируемым, так что в существо С. Не входит похожесть. Тем самым он возвращается к аристотелевской и религиозной трактовке С, создавшей универсальную формулу "нераздельности и неслиянности", т.е. К первоначальному греческому значению С. Как указания на безусловно другое, не на подобное (эстетико-романтическая трактовка С), а на то целое, которого С. Недостает. Таким образом, для С. Необходимо существование оппозиции, члены которой противоположны и только вместе составляют целое, и именно поэтому являющиеся С. Друг друга..

Значения в других словарях
Символ

(от греч. Sýmbolon — знак, опознавательная примета) 1) в науке (логике, математике и др.) — то же, что Знак. См. Также ст. «Иероглифов теория». 2) В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа (См. Художественный образ), с одной стороны, знака и аллегории (См. Аллегория) — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. Есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органи..

Символ

СИМВОЛ (от греч. Symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).. ..

Символ

СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл> символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.. ..

Символ

(греч. Symbolon - знак). 1) фигура или образ для вещественного обозначения какого-нибудь чисто нравственного предмета, напр. Треугольник символ Св. Троицы, лев - символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры. Символ веры. 3) у греков. Знак, который представлял залог какого-нибудь договора или обязательства.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Symbolon. Преобразование. Изображение отвлеченного понятия предметом.(И..

Символ

См. Знак.... ..

Символ

(иноск.) - условный знакСимволическое (иноск.) - изображенное знакамиСимволизм.Ср. Держава - символ власти.Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом.Лесков. Александрит. 3.Ср. (Мы) действительно совершаем некоторые символические церемонии при приемах (в разные степени).Писемский. Масоны. 5, 6.Символ - в прямом смысле - сущность, суть в сокращенном видеСр. ΣПЌОјОІОїО»ОїОЅ (σПЌОЅ, с - ОІО¬О»О»ОµО№ОЅ, бросать, - соображать, прикинуть умом) - символ, признак, знак.. ..

Символ

М. Греч. Сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.. ..

Символ

М.1) То, что служит условным обозначением какого-л. Понятия, идеи.2) Художественный образ, условно передающий какую-л. Мысль, идею, переживание.3) Условное обозначение какой-л. Величины, какого-л. Понятия, принятое той или иной наукой.. ..

Символ

СИ́МВОЛ -а. М.. ..

Символ

-а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. Понятия, явления, идеи. Голубь — с. Мира. Якорь — с. Надежды. Этот подарок — с. Верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. Единицы, величины. * Символ веры — 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами “Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...”. 2) то же, что кредо. Символы государства — государственный герб, флаг, гимн. II прил. Символический, -ая,..

Символ

(символ устар.), символа, м. (греч. Symbolon - знак, первонач. Условный опознавательный знак для членов какой-н. Организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. Понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, - но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. Е. Продуктом нашего ума. Ленин. Круг - символ вечн..

Символ

Заимствование из греческого, где существительное symbolon ("знак") образовано от глагола syraballein – "соединять".. ..

Символ

Заимств. В начале XVIII в. Из греч. Яз., где symbolon «знак, примета» — от symballein «встречаться». Символ исходно — «знак, метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Символ

Греческое – «символ, знак, примета».. ..

Символ

Си́мвол род. П. -а, стар. Симво́л "сокращение, сокр. Изложение. Вещественное изображение ч.-л. Отвлеченного", сербск.-цслав. Симъволъ σύμβολον. Из греч. Σύμβολον "знак".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Символ

- (от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см. Метафора) и аллегории (см. Аллегория), С. Имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. Известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. У разных народов, архетипы, христиа..

Символ

(Symbol) - наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака."Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта, может быть воспринят как символ, поскольку есть склонность принять, что это выражение стремится обозначить и то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Поскольку всякая научная теория заключает в себ..

Символ

(Symbol) — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака. «Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного. ..

Символ

(от греч. Symbolon. ..

Символ

Предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи.. ..

Сенсуализм

СЕНСУАЛИЗМ (лат. Sensus - чувство, ощущение) - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур. Объективно элементы С. Могут быть ретроспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др.) и античной философии (софистика, эпикуреизм, стоицизм и др.). Центральная проблема С. - проблема онтологического статуса данных чувственног..

Сеченов

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905) - русский физиолог и психолог. Почетный член Петербургской Академии наук (1904). Основные сочинения. "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Элементы мысли" (1878), "Предметная мысль и действительность" (1892), "Впечатления и действительность" (1890), "Очерк рабочих движений человека" (1901) и др. С. Выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип изучения развития психики в реальных жизненных встречах организм..

Символ Веры

СИМВОЛ ВЕРЫ (слав. Эквивалент лат. Credo) - (1) официально зафиксированная система основополагающих догматов вероучения. Выступает, с одной стороны предметом веры, выводясь тем самым из сферы рациональной критики, с другой - фундаментом рациональной теологии, составляя по отношению к последней исходную аксиоматическую систему. Дидактические толкования СВ. Служат основой катехизисов и катехических поучений (исповеданий веры). Будучи лаконичной и архитектонически завершенной системой, СВ. Может во..

Символический Интеракционизм

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (англ. Interaction - взаимодействие) - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего, американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Кроме абсолютизации микросоциологической проблематики (в ее противопоставлении макросоциологическим проблемам) для СИ. Характерно подчеркивани..

Символ

(от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования.С. Используется человеком в своей деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда слу..

Символ

ВЕРЫ - краткое догматическое изложение основы христианского вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 году. В 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Веры входит в состав многих богослужений.. ..

Символ

(от греч. Symbolon — знак, опознавательная приме­та) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой фор­ме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. С. Используется человеком в некоторых видах деятельности и имеет в силу этого определенную цель. ..

Дополнительный поиск Символ Символ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символ" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа