Локк (Locke) Джон

118

(29.8.1632, Ринг-тон, — 28.10.1704, Отс), англ, философ, полит, мыслитель и педагог. Род. В пуританской семье. Окончил Оксфордский ун-т. С 1668 чл. Лондонского королевского об-ва. Активно участвовал в полит, борьбе периода Реставрации. В 1683 эмигрировал в Голландию. После гос. Переворота 1688—89 в Англии (т. Н. Славная революция) вернулся на родину.В осн. Филос. Труде («Опыт о человеческом разуме», 1690. Рус. Пер. 1898) Л. Разработал эмпирич. Теорию познания, исходным пунктом к-рой является принципиальный отказ от концепции существования врождённых идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. По существу, именно отрицание врождённых идей и апелляция к опыту делали возможной постановку вопроса о решающей роли воспитания в формировании человеческой личности и о значении среды в процессе воспитания.

При этом Л. Не отрицал врождённой предрасположенности отд. Индивидов к тому или иному кругу способностей, более того, в ряде случаев расширительно толковал сферу проявления такой предрасположенности. Вместе с тем он был убеждён, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Душа человека — белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить к-рую надлежит воспитанием.Пед. Система Л., изложенная в трактатах «Нек-рые мысли о воспитании» (1693), «О пользовании разумом» (изд. В 1706) и др., ориентирована на воспитание «делового человека», «джентльмена».

Она органически сочетает в себе три аспекта — физич. Воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Поскольку, по Л., цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. Такого состояния, к-рое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», то нач. Предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребёнка. Л. Даёт практич. Рекомендации по закаливанию и выработке выносливости, умеренности.Основу нравств. Воспитания Л. Видел в выработке правильного представления о добродетели. Нравств. Воспитание теснейшим образом сопрягается с воспитанием разума, высшей инстанции, к к-рой прибегает человек, определяя своё поведение.

Соединённая с разумной мудростью добродетель ассоциируется у Л. С полезностью. Её отличает умелое и предупредит, ведение дел, способность сочетать стремление к личному счастью и благополучию с аналогичными стремлениями др. Индивидов, умение в необходимых случаях отказаться от удовлетворения своих желаний и страстей и, следуя велению разума, действовать наперекор им. Утилитарная и индивидуалистич. Трактовка добродетели заставляла Л. Искать критерии её истинности в Боге, представление о к-ром (ввиду отсутствия врождённой идеи Бога) Л. Считал необходимым запечатлеть в душе ребёнка в самом раннем детстве.Задачам нравств. Воспитания подчинена и образоват. Программа Л., цель к-рой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоят, суждениям и умозаключениям, а также сообщении нач.

Сведений по разл. Дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собств. Выбору. В представлении Л. Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий учёный, лишённый таких качеств.Разрабатывая методы воспитания и образования, Л. Подчёркивал необходимость постепенного и последоват. Формирования у воспитанника устойчивых положит, привычек, отводя при этом решающую роль (в сравнении со словесными наставлениями) примеру самого наставника и др. Людей. По мнению Л., в процессе воспитания следует избегать как физич. Наказаний, так и особых поощрений и наград. В первом случае достигается рабское послушание, к-рое постепенно формирует рабский характер, во втором — поощряется влечение воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются.

Честь и позор — вот те могущественнейшие стимулы души, на к-рые следует опираться в процессе воспитания. Вместе с тем Л. Допускал физич. Наказание в исключит, случаях, когда необходимо сломить упрямство и открытое неповиновение авторитету учителя. Л. Обращал внимание на важность индивидуального подхода к учащимся с учётом их психол. Склада, наклонностей, возраста и уровня развития, подчёркивал роль игры в процессе обучения (особенно в мл. Возрасте), необходимость строить уч. Процесс в расчёте на любознательность учащихся и пробуждение интереса к изучаемому предмету, постепенное восхождение от простого к сложному. Отвергая схоластич. Систему образования, Л. Стремился придать обучению практич. Характер. Помимо чтения и письма на родном языке он считал необходимым для джентльмена изучение франц.

Яз. В латыни, а также арифметики, географии, хронологии, истории, геометрии, астрономии, законоведения, натурфилософии (к-рой должно предшествовать чтение библейских текстов). Наряду со светским воспитанием (танцами и верховой ездой) будущий джентльмен должен усвоить неск. Ремёсел, особенно тех, к-рые связаны с ручным трудом на открытом воздухе, получить навыки в стенографии и счетоводстве, необходимые для ведения хоз. Дел. Своеобразная программа «трудового воспитания» джентльмена учитывала потребности бурж. Общества в деловых, инициативных людях.Л. Полагал, что «истинный джентльмен» должен быть воспитан дома, с привлечением добропорядочных и компетентных наставников и учителей. Семейное воспитание, по его мнению, исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей и позволяло создать упорядоченную, «нравств.» среду, в к-рую помимо учителей могли быть включены др.

«талантливые и благовоспитанные» люди. Эта идея являла собой своеобразную утопию, сводящую проблему совершенствования общества к проблеме воспитания «нравств.» индивидов, к-рые в сумме и могут составить идеальное «нравств.» общество.В «Записке о рабочих школах» (1696) Л. Предлагал создать для детей из бедных семей спец. Сеть приютов, где они обучались бы к.-л. Практич. Ремеслу.Пед. Теория Л., как и всё его мировоззрение, оказали плодотворное воздействие на филос. И воспитат. Идеи деятелей Просвещения. В России Л. Стал известен в сер. 18 в. Прежде всего как педагог, учение к-рого позволило М. В. Ломоносову назвать его в числе «премудрых человечества учителей».Соч. Works, v. 1 — 10, L., 1801. Educa-tional writings, ed. By J. W. Adomson, Camb., 1922.

В рус. Пер. Избр. Филос. Произв., т. 1—2, М., 1960. Пед. Соч., М., 1939. Соч., т. 1—3, М., 1985—88.Лит. Э Нарский И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960. Заиченко Г. А., Джон Локк, M., 19882 (библ.). В. М. Карев. ЛОКТЕВ Владимир Сергеевич [28.4 (11.5). 1911, Москва, — 11.11.1968, там же.), хоровой дирижёр, педагог, композитор. Засл. Деят. Иск— в РСФСР (1954), проф. (1967). В 1942 окончил Моск. Консерваторию. С 1941 организатор и худож. Руководитель Ансамбля песни и пляски (с 1968 имени Л.) Моск. Гор. Дворца пионеров. Ученик дирижёра Н. М. Данилина и пианиста и композитора М. Р. Раухвергера. Влияние на Л. Оказали идеи Б. Л. Яворского. Свои творческие устремления Л. Реализовал в созданном им ансамбле. Собрав детей в самое тяжёлое для страны время, музыкант сумел создать коллектив, для к-рого ведущим стало выявление и формирование худож.

Способностей ребёнка. Участникам ансамбля предоставлялась возможность попробовать себя в разл. Видах худож.-муз. Деятельности. Танце, пении, игре на инструментах. Такая возможность способствовала выявлению наиб, характерных способностей каждого участника ансамбля, разностороннему развитию личности. Вместе с тем в деятельности ансамбля формировался творческий коллективизм и взаимовыручка на последовательно проводимых Л. Принципах сотрудничества и сотворчества наставников и воспитанников. Эстетич. Концепция ансамбля опиралась на светлое, оптимистич. Восприятие мира детьми, воспитание любви к родине, дружбы между народами.Ансамбль Л. Стал известным исполнительским коллективом, подлинной школой эстетич. Воспитания детей.

Выступал во мн. Городах СССР и за рубежом. По его образцу был создан ряд дет. Муз. Коллективов, во многом воспринявших и репертуар ансамбля.С 1948 Л. Преподавал в муз. Пед. Ин-те им. Гнесиных. Автор музыки св. 50 песен, в т. Ч. «Родная страна», «Песня о Родине» (обе на слова О. Высотской), «День счастливый» (слова А. Босева), а также мно-гочисл. Обработок песен для дет. Хора.Лит. Крючков В., Локтев и локтев-цы, М., 1975. С. Н. Морозова..

Значения в других словарях
Локк (Locke) Джон

ЛОКК (Locke) Джон (29 августа 1632 - Рингтон - 28 октября 1704, Отс), английский философ. Вехи жизни и творчества Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагог..

Локк (locke) Джон

(29.08.1632, Рингтон - 28.10.1704, Отс) - английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Биография. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу, колледж в Оксфорде, где затем преподавал. В 1668 г. Избран в Лондонское королевское общество. Включившись в политическую борьбу, был вынужден в 1683 г. Эмигрировать в Голландию. В 1689 г. Возвратился на родину. Исследования. Развивал положение о происхождении всего психологического с..

Локк (Locke) Джон

(1632—1704) — английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Л. Относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности. В процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды). Вскоре после "славной революции" 1688 Л. Возвраща..

Логопедия

(от греч. Logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения. Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психич. Состояние и развитие. Нек-рые нарушения относятся только к произношению (косноязычие), другие проявляются также в нарушениях чтения (алексия, дислексия), письма (аграфия, дисграфия) или захватывают лексико-грамматич. Сторону..

Лозанов Георги Кирилов

(р 22.7.1926, София), болг. Психотерапевт и педагог, дер мед. Наук (1971). Окончил Мед. Академию в Софии (1952) и пед. Ф-т Софийского ун-та (1963). Основатель и директор НИИ суггестологии Мин-ва нар. Просвещения (1966—85). С 1985 директор центра «Суггестология и развитие личности» Софийского ун-та.Л. Разработал концепцию о внушении- суггестологию, определив её как науку об освобождении скрытых возможностей человека. Л. Создал неск. Психотерапев-тич. Методик. Интегральную психотерапию, метод обра..

Ломов Борис Фёдорович

(28.1.1927, Нижний Новгород, — 11.7.1989, Амстердам, похоронен в Москве), психолог, ч.-к. АПН СССР (1965) и АН СССР (1976), дер пед. Наук (1963), проф. (1964). После окончания отделения психологии ЛГУ (1951) работал там же. Ученик Б. Г. Ананьева. В 1959 Л. Основал в ЛГУ первую в СССР лаб. Инженерной психологии. В 1966 стал первым деканом ф-та психологии ЛГУ. В 1967—71 зав. Отделом науки Мин-ва просвещения СССР. Организатор и директор ИП АН СССР (1971), одновременно (с 1977) зав. Кафедрой социоло..

Ломоносов Михаил Васильевич

[8(19).11.1711, с. Денисовка Архангельской губ., ныне с. Ломоносове, — 4(15).4. 1765, Петербург], первый рус. Учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.Род. В семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиб, отличившихся учеников Л. Был направлен в Петербург в Академич. Ун-т, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбур..

Дополнительный поиск Локк (Locke) Джон Локк (Locke) Джон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Локк (Locke) Джон" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Локк (Locke) Джон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 17 символа