Ломоносов Михаил Васильевич
[8(19).11.1711, с. Денисовка Архангельской губ., ныне с. Ломоносове, — 4(15).4. 1765, Петербург], первый рус. Учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.Род. В семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиб, отличившихся учеников Л. Был направлен в Петербург в Академич. Ун-т, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском ун-те, а затем в ун-те г. Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Л. Был назначен адъюнктом АН по физ. Классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).Гл. Предметом науч. Работ Л. В течение первых 10 лет были естеств.
Науки, особенно химия, физика, металлургия, физ. География, а с 1753 и до конца жизни Л. Работал в самых разл. Областях естеств. И прикладных наук, занимался наряду с этим лит. Творчеством, опубликовал неск. Од и трагедий, а также ряд фундаментальных филол. Трудов. В 1763 Л. Стал чл. Академии художеств. В последние годы жизни науч. Работы Л. Были высоко оценены за пределами России. Почётный чл. Шведской (1760) и Болонской (1764) АН.Л. Был инициатором разнообразных научных, техн. И культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Л. Много сил отдал борьбе за расширение АН и улучшение её работы как уч.-науч. Учреждения. В должности советника канцелярии АН (1757) разработал план реорганизации управления АН и проект её устава.
По инициативе Л. И его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Л. По естествознанию, рус. Грамматике, риторике, поэтике. Л. Разработал «Штаты и регламенты» для ун-та и университетских гимназий. Предложения Л. Способствовали организации уч. Дела в АН. В университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематич. Чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъюнктов АН. Проведённые по его плану демокр. Преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. «Регламентами» определялись отношение гимназистов к учению, их поведение, внеш.
Вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников «к правильному образу мышления», то гл. Обязанность гимназистов — «к наукам простирать крайнее прилежание».Основой обучения Л. Считал родной язык. В академич. Гимназии Л. Учредил особые классы по изучению рус. Яз. До Л. Учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церк.-славянском яз., либо на латыни. В 1743 Л. Написал «Краткое руководство к риторике» на рус. Яз. Изданная в 1748«Риторика» Л. Была первой в России хрестоматией мировой лит-ры, включавшей также лучшие произведения отеч. Словесности. На основе «Риторики», отражающей мн. Теоретич. Вопросы развития отеч. Лит. Речи и письма, впоследствии были написаны учебники по рус. Красноречию. Перу Л. Принадлежит первый науч.
Труд по грамматике рус. Яз. — «Российская грамматика» (1755, опубл. 1757). Выдержавшая 11 изданий, переведённая на нем., франц., греч. Яз., эта работа получила самое широкое распространение в рус. Школе 2-й пол. 18 в. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) обосновал возможность развития рус. Лит. Языка на основе сочетания церк.-славянского и рус. Нар. Элементов, обусловившего разграничение лит. Стилей («высокий», «средний» и «низкий» слог). Большую роль в становлении грамматич. Норм сыграло собственное лит. И естеств.-науч. Творчество Л.Л. Добивался переводов на рус. Яз. Мн. Уч. Пособий. Переведённая им с лат. Яз. «Волфианская эксперим. Физика» (1746, 17602) была первым на рус. Яз. Учебником физики для высш. Школ. Целям обучения служили и собств.
Труды Л. По химии «Элементы матем. Химии» (1741), «Введение в истинную физ. Химию» (1752), «Опыт физ. Химии, часть первая, эмпирическая» (1752—53) и др.Одной из существенных частей образования, дающей «младым — старых разум», Л. Считал историю, патриотич. Задачи к-рой сформулировал в «Посвящении к "Истории Российской" В. Н. Татищева» (1749). В результате систематич. Изучения подлинных ист. Док-тов Л. Издал «Краткий рос. Летописец с родословием» (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и «Древнюю рос. Историю от начала рос. Народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (ч. 1—2, 1766), в к-рой выступил с критикой норманской теории, утверждая самобытное происхождение рус.
Культуры и государственности.Просветительская деятельность Л. Не ограничивалась рамками АН. Он предложил проект создания в Петербурге отд. Унта, не входящего в АН, выдвинул идею открытия ун-та в Киеве, участвовал в создании АХ в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако гл. Роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Л. Отводил АН. Важнейшим направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания отеч. Учёных. «За то терплю, — писал Л. Перед смертью, — что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали свое достоинство».С о ч. Поли, собр. Соч., т. 1 — 10, М. — Л., 1950—59. Избр. Произв., [вступ. Ст. А. А. Морозова], М. — Л., 1965. Рос. Грамматика, М., 1983 (факсим.
Изд.). Избр. Произв. Т. 1 — 2, М., 1986. Соч., М., 1987. Избр. Произв., Л., 1990. О воспитании и образовании, М., 1991.Лит. Билярский П. С., Материалы для биографии Ломоносова, СПБ, 1865. Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Ломоносова, М. — Л., 19473. Ломоносов. Сб. Ст. И мат-лов, т. 1 — 5, М. — Л.,1940—61. Б обр овни к ова В. К., Пед. Идеи и деятельность М. В. Ломоносова, М., 1961. К у л я б к о Е. С., М. В. Ломоносов и уч. Деятельность Петерб. АН, М. — Л., 1962. Перевалова Л. А., Пед. Взгляды М. В. Ломоносова, М., 1964. II а в л о— в а Г. Е., Ф с д о p о в А. С., М. В. Ломоносов, М., 1986. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избр. Тр. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем, М., 1989. Лебедев E. H., Ломоносов, М., 1990. П. А. Лебедев..
Дополнительный поиск Ломоносов Михаил Васильевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Ломоносов Михаил Васильевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ломоносов Михаил Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 27 символа