Ломоносов Михаил Васильевич

117

[8(19).11.1711, с. Денисовка Архангельской губ., ныне с. Ломоносове, — 4(15).4. 1765, Петербург], первый рус. Учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.Род. В семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиб, отличившихся учеников Л. Был направлен в Петербург в Академич. Ун-т, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском ун-те, а затем в ун-те г. Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Л. Был назначен адъюнктом АН по физ. Классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).Гл. Предметом науч. Работ Л. В течение первых 10 лет были естеств.

Науки, особенно химия, физика, металлургия, физ. География, а с 1753 и до конца жизни Л. Работал в самых разл. Областях естеств. И прикладных наук, занимался наряду с этим лит. Творчеством, опубликовал неск. Од и трагедий, а также ряд фундаментальных филол. Трудов. В 1763 Л. Стал чл. Академии художеств. В последние годы жизни науч. Работы Л. Были высоко оценены за пределами России. Почётный чл. Шведской (1760) и Болонской (1764) АН.Л. Был инициатором разнообразных научных, техн. И культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Л. Много сил отдал борьбе за расширение АН и улучшение её работы как уч.-науч. Учреждения. В должности советника канцелярии АН (1757) разработал план реорганизации управления АН и проект её устава.

По инициативе Л. И его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Л. По естествознанию, рус. Грамматике, риторике, поэтике. Л. Разработал «Штаты и регламенты» для ун-та и университетских гимназий. Предложения Л. Способствовали организации уч. Дела в АН. В университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематич. Чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъюнктов АН. Проведённые по его плану демокр. Преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. «Регламентами» определялись отношение гимназистов к учению, их поведение, внеш.

Вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников «к правильному образу мышления», то гл. Обязанность гимназистов — «к наукам простирать крайнее прилежание».Основой обучения Л. Считал родной язык. В академич. Гимназии Л. Учредил особые классы по изучению рус. Яз. До Л. Учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церк.-славянском яз., либо на латыни. В 1743 Л. Написал «Краткое руководство к риторике» на рус. Яз. Изданная в 1748«Риторика» Л. Была первой в России хрестоматией мировой лит-ры, включавшей также лучшие произведения отеч. Словесности. На основе «Риторики», отражающей мн. Теоретич. Вопросы развития отеч. Лит. Речи и письма, впоследствии были написаны учебники по рус. Красноречию. Перу Л. Принадлежит первый науч.

Труд по грамматике рус. Яз. — «Российская грамматика» (1755, опубл. 1757). Выдержавшая 11 изданий, переведённая на нем., франц., греч. Яз., эта работа получила самое широкое распространение в рус. Школе 2-й пол. 18 в. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) обосновал возможность развития рус. Лит. Языка на основе сочетания церк.-славянского и рус. Нар. Элементов, обусловившего разграничение лит. Стилей («высокий», «средний» и «низкий» слог). Большую роль в становлении грамматич. Норм сыграло собственное лит. И естеств.-науч. Творчество Л.Л. Добивался переводов на рус. Яз. Мн. Уч. Пособий. Переведённая им с лат. Яз. «Волфианская эксперим. Физика» (1746, 17602) была первым на рус. Яз. Учебником физики для высш. Школ. Целям обучения служили и собств.

Труды Л. По химии «Элементы матем. Химии» (1741), «Введение в истинную физ. Химию» (1752), «Опыт физ. Химии, часть первая, эмпирическая» (1752—53) и др.Одной из существенных частей образования, дающей «младым — старых разум», Л. Считал историю, патриотич. Задачи к-рой сформулировал в «Посвящении к "Истории Российской" В. Н. Татищева» (1749). В результате систематич. Изучения подлинных ист. Док-тов Л. Издал «Краткий рос. Летописец с родословием» (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и «Древнюю рос. Историю от начала рос. Народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (ч. 1—2, 1766), в к-рой выступил с критикой норманской теории, утверждая самобытное происхождение рус.

Культуры и государственности.Просветительская деятельность Л. Не ограничивалась рамками АН. Он предложил проект создания в Петербурге отд. Унта, не входящего в АН, выдвинул идею открытия ун-та в Киеве, участвовал в создании АХ в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако гл. Роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Л. Отводил АН. Важнейшим направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания отеч. Учёных. «За то терплю, — писал Л. Перед смертью, — что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали свое достоинство».С о ч. Поли, собр. Соч., т. 1 — 10, М. — Л., 1950—59. Избр. Произв., [вступ. Ст. А. А. Морозова], М. — Л., 1965. Рос. Грамматика, М., 1983 (факсим.

Изд.). Избр. Произв. Т. 1 — 2, М., 1986. Соч., М., 1987. Избр. Произв., Л., 1990. О воспитании и образовании, М., 1991.Лит. Билярский П. С., Материалы для биографии Ломоносова, СПБ, 1865. Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Ломоносова, М. — Л., 19473. Ломоносов. Сб. Ст. И мат-лов, т. 1 — 5, М. — Л.,1940—61. Б обр овни к ова В. К., Пед. Идеи и деятельность М. В. Ломоносова, М., 1961. К у л я б к о Е. С., М. В. Ломоносов и уч. Деятельность Петерб. АН, М. — Л., 1962. Перевалова Л. А., Пед. Взгляды М. В. Ломоносова, М., 1964. II а в л о— в а Г. Е., Ф с д о p о в А. С., М. В. Ломоносов, М., 1986. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избр. Тр. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем, М., 1989. Лебедев E. H., Ломоносов, М., 1990. П. А. Лебедев..

Значения в других словарях
Ломоносов Михаил Васильевич

Ломоносов Михаил Васильевич [8(19).11.1711 ≈ 4(15).4.1765], первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.═ Л. Родился в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Куростровской волости около села Холмогоры ..

Ломоносов Михаил Васильевич

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65) - первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Родился 8(19) ноября в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1..

Ломоносов Михаил Васильевич

(1711-1765), русский ученый, поэт и просветитель. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанинская, возле города Холмогор, сын крестьян-поморов Архангельской губернии. Жажда знаний привела его в 1730 в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, а в 1735 - в Санкт-Петербург. В 1736-1741 Ломоносов изучал химию и металлургию в учебных заведениях Германии. В 1741 он вернулся в Россию, где началась его интенсивная научная деятельность в Петербургской Академии наук. С 25 июля 1745 Ломоносов - профессо..

Ломоносов Михаил Васильевич

Ломоносов, Михаил Васильевич - один из величайших русских поэтов и ученых (1711 - 1765). Это хорошо сознавали уже лучшие его современники. "Он наших стран Малгерб, он - Пиндару подобен!" - писали о его стихах даже его враги. "все научные мемуары Ломоносова - не только хороши, но даже превосходны", - говорит о его научных работах знаменитый Эйлер. Им, как и Державиным , зачитывались чуть не вплоть до самого Пушкина . "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта", писал П..

Ломоносов Михаил Васильевич

(1711, Денисовка Архангельской губернии — 1765, Петербург), учёный-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка. Первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763). Учился в 1731—35 в Славяно-греко-латинской академии (мемориальная доска на Никольской улице, 9), в Академическом университете в Петербурге (1735), в университетах Германии (1736—41). В 1755 по инициативе Ломоносова основан Московский университет (в июле 1754 Сенат утвердил представленный..

Ломоносов Михаил Васильевич

(1711—65), учёный, поэт, просветитель. Из семьи зажиточного помора. В 1731—35 учился в Москве, с начала 1736 — в университете при Петербургской АН, с осени 1736 до 1741 — за границей. С 1742 адъюнкт физического класса, с 1745 профессор (академик) химии Петербургской АН. В 1746 впервые стал читать в Академия, университете публичные лекции по физике на русском языке. В 1748 создал первую в России химическую лабораторию (помещалась в «Ботаническом огороде» АН, близ дома, где жил учёный, — между 1..

Ломоносов Михаил Васильевич

(1711—1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, художник, историк. В 1735 окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. Учился в Академическом университете в Петербурге, затем в Германии. Л. — первый русский избранный (1745) на должность профессор (академик) химии. Среди многочисленных научных работ Л. В разных областях знания — «Размышления..

Ломоносов Михаил Васильевич

Ломоносов, Михаил Васильевич - один из величайших русских поэтов и ученых (1711 - 1765). Это хорошо сознавали уже лучшие его современники. "Он наших стран Малгерб, он - Пиндару подобен!" - писали о его стихах даже его враги. "все научные мемуары Ломоносова - не только хороши, но даже превосходны", - говорит о его научных работах знаменитый Эйлер. Им, как и Державиным , зачитывались чуть не вплоть до самого Пушкина . "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта", писал П..

Ломоносов Михаил Васильевич

(1711-1765) - ученый-энциклопедист, поэт и мыслитель. Философию изучал в Марбурге у X. Вольфа. Своеобразно трансформировал монадологию Г.В. Лейбница в физическую теорию корпускул механистическо- материалистического толка. Энциклопедизм Л. Проявился в разработке широкого круга проблем физики, химии, геологии, минералогии, климатологии, экономической географии, истории, психологии, логики, эстетики. Филос. Работу Л. Немного. "Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении к..

Локк (Locke) Джон

(29.8.1632, Ринг-тон, — 28.10.1704, Отс), англ, философ, полит, мыслитель и педагог. Род. В пуританской семье. Окончил Оксфордский ун-т. С 1668 чл. Лондонского королевского об-ва. Активно участвовал в полит, борьбе периода Реставрации. В 1683 эмигрировал в Голландию. После гос. Переворота 1688—89 в Англии (т. Н. Славная революция) вернулся на родину.В осн. Филос. Труде («Опыт о человеческом разуме», 1690. Рус. Пер. 1898) Л. Разработал эмпирич. Теорию познания, исходным пунктом к-рой является при..

Ломов Борис Фёдорович

(28.1.1927, Нижний Новгород, — 11.7.1989, Амстердам, похоронен в Москве), психолог, ч.-к. АПН СССР (1965) и АН СССР (1976), дер пед. Наук (1963), проф. (1964). После окончания отделения психологии ЛГУ (1951) работал там же. Ученик Б. Г. Ананьева. В 1959 Л. Основал в ЛГУ первую в СССР лаб. Инженерной психологии. В 1966 стал первым деканом ф-та психологии ЛГУ. В 1967—71 зав. Отделом науки Мин-ва просвещения СССР. Организатор и директор ИП АН СССР (1971), одновременно (с 1977) зав. Кафедрой социоло..

Лордкипанидзе Давид

[р. 5(18). 3.1905, с. Салхино, ныне в Взыском р-не Грузии], груз, педагог, д. Ч. АПН СССР (1974—91. Ч.-к. АПН РСФСР с 1957), дер пед. Наук (1947), проф. (1963). Окончил филос. Ф-т Тбилисского ун-та (1927). С 1924 учитель нач. Школы в Тохлиаур-ском р-не Грузии. В 1937—47 доцент Тбилисского ун-та. В 1947—61 директор НИИ пед. Наук Грузии. С 1963 зав. Кафедрой педагогики Тбилисского ун-та. Труд Л. «Дидактика Я. А. Коменского» (1941) положил начало циклу крупных исследований в Грузии по истории педаг..

Лотман Юрий Михайлович

(р. 28.2. 1922, Петроград), филолог и культуролог, дер филол. Наук (1962), д. Ч. АН Эстонии (1990), чл. Мн. Заруб, академий. Окончил ЛГУ (1950). С 1963 проф. Тартуского ун-та. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и истории рус. Лит-ры, связанных между собой единым подходом к культуре как динамичной знаковой системе, открывающей в процессе взаимодействия её разл. Сфер (науки, искусства и др.), ист.-культурных моделей, худож. Языков новые содержат, стороны. Культура, по Л., в своё..

Дополнительный поиск Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ломоносов Михаил Васильевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ломоносов Михаил Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 27 символа