Лордкипанидзе Давид

278

[р. 5(18). 3.1905, с. Салхино, ныне в Взыском р-не Грузии], груз, педагог, д. Ч. АПН СССР (1974—91. Ч.-к. АПН РСФСР с 1957), дер пед. Наук (1947), проф. (1963). Окончил филос. Ф-т Тбилисского ун-та (1927). С 1924 учитель нач. Школы в Тохлиаур-ском р-не Грузии. В 1937—47 доцент Тбилисского ун-та. В 1947—61 директор НИИ пед. Наук Грузии. С 1963 зав. Кафедрой педагогики Тбилисского ун-та. Труд Л. «Дидактика Я. А. Коменского» (1941) положил начало циклу крупных исследований в Грузии по истории педагогики. Автор монограф ич. Работ о Коменском, К. Д. Ушинском (на рус. Яз. — 1948, 19543), исследований о Я. Гогебашвили. Подготовил к изданию на груз. Яз. Соч. Коменского (2 тт.), принимал участие в издании собр. Соч. Гогебашвили в 10 тт. (1952—65, на груз. Яз.). Автор вузовского курса «Дидактика» (19853, на рус.

И груз, языках).Соч. Дидактика Яна Амоса Коменского, M., 19492. Принципы организации и методы обучения, M., 19572. Классик груз, педагогики Якоб Гогебашвили, Тб19 652. Ян Амос Коменский, M., 19702. Педагогика на службе школы, Тб., 1978. Л. И. Паршина ЛОСЕВ Алексей Фёдорович [10(22). Э. 1893, Новочеркасск, — 24.5.1988, Москва], философ и филолог-классик, дер филол. Наук (1943), проф. (1923). Окончил Моск. Ун-т (1915), вёл науч. Работу там же. Участвовал в деятельности филос. Об— в 10-х-нач. 20-х гг. Религиозно-филос. Об-ва памяти В. С. Соловьёва, Психол. Об-ва при Моск. Ун-те, Филос. Кружка им. Л. М. Лопатина, Вольной академии духовной культуры. Преподавал в Нижегородском ун-те (1919—21), Моск. Консерватории (1922—30). Д. Ч. Гос. Академии худож. Наук (1923—30), Гос.

Ин-та муз. Науки (1921—31). В 1930 был арестован, отбывал заключение в лагерях, затем в ссылке. После снятия судимости и восстановления в гражд. Правах (1933) вернулся к науч. Работе. Читал курсы антич. Лит-ры, логики, эстетики и истории философии в вузах Москвы. С 1944 до конца жизни проф. МГПИ им. В. И. Ленина.В монографиях (1927—30) «Античный космос исовр. Наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика худож. Формы», «Диалектика мифа» сформулировал оригинальную филос. Систему, связанную с идеями Платона и неоплатоников (Плотин, Прокл, Дионисий Ареопагит, Николай Кузанский), с философией цельного знания В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского, символизмом Вяч. И. Иванова. Ему были близки диалектика нем. Идеализма (И. Г. Фихте, Ф.

В. И. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель), феноменология Э. Гуссерля. Разрабатывая осн. Категории своей философии {символ, миф, личность, имя), Л. Занимался спец. Исследованиями в области истории философии, эстетики, логики, мифологии, музыки, математики.Убеждённый в тождестве бытия и познания, Л. Считал возможным преодо-/^ 34 Рос. Педагогическая энц., т. 1 леть метафизическую противоположность материи и идеи посредством диалектического метода, к-рый позволяет постичь смысл бытия, последовательно возводя конкретный смысл к абсолютному — «сверхсущему». Энергии, излучаемые «сверхсущим» и пронизывающие материю, создают возможность осмысления, филос. Познания мира. Смысл жизни человека, по Л., заключается в обнаружении и причащении энергии «сверхсущего» (постижении собств.

«имени»). Путь к нравств. Идеалу прокладывается верой и знанием, слитыми воедино. Абс. Знание означает истинную веру и подлинную нравственность. По мысли Л., человеку необходимо «обществ.-личное существование». Исповедуя абс. Истину, он должен видеть её в явлениях реальной жизни, в относительном находить абсолютное и стремиться к свободе, к-рую даёт цельное знание. Понять своё назначение в мире и ощутить высш. Радость бытия можно только через напряжённую духовную деятельность, ведущую к преобразованию действительности. Задача приобщения к диалектич. Процессу постижения единства мироздания определяла в концепции Л. Дидактически плодотворную множественность способов передачи знания, отказ от узкой замкнутости, от дробления целостного знания на изолированные науч.

Дисциплины. Этот подход воплотился в науч. Творчестве Л., в особенности в его фундамент, труде «История антич. Эстетики» (т. 1—8, кн. 1, 1963—92. Гос. Пр., 1986), получившем мировую известность.Л. Придавал принципиальное значение просветит, деятельности. Он принимал участие в составлении учебников и уч. Пособий («Греческая трагедия», 1958. «Антич. Лит-ра», 1963. «Введение в общую теорию языковых моделей», 1968). Писал науч.-популярные книги («Платон. Жизнеописание», 1977. «Аристотель. Жизнь и смысл», 1982, обе совм. С А. А. Тахо-Го-ди). История педагогики входила как отд. Тема в спец. Исследования Л. (главы об эстетич. Воспитании в «Истории античной эстетики»). С 1982 в журн. «Студенческий меридиан» регулярно печатались его статьи, ориентированные на юного читателя, к-рые впоследствии были собраны в кн.

«Дерзание духа» (1988).В своих науч. Трудах Л. Использовал разнообразные дидактич. Приёмы, облегчающие восприятие текста для неподготовленного читателя. Комментирование, пояснения с помощью образных и неожиданных примеров, почерпнутых из разл. Областей знания, варьирование стиля от математически строгого до разговорного. Для обращения к широкой читательской аудитории Л., следуя традициям сокра-тич. Эвристики, во мн. Произв. 70—80-х гг. Избрал форму диалога с интервьюером, к-рая позволила ему коснуться тем, не получивших развёрнутого освещения в работах Л.Соч. Очерки антич. Символизма и мифологии, т. 1, М., 1930. Антич. Мифология в ее ист. Развитии, М., 1957. Гомер, М., 1960. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию, М., 1982. Из ранних произведений, М.

1990. Страсть к диалектике, М., 1990. Владимир Соловьёв и его время, М., 1990. Философия. Мифология. Культура, М., 1991.Лит. Антич. Культура и совр. Наука, М. 1985 (библ., с. 337—41). Аверин-цев С. С., Памяти учителя, в сб. Контекст—90, М., 1990 (библ., с. 55—63). А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения, М., 1991. Н. Д. Александров, М. П. Одесский..

Значения в других словарях
Ломов Борис Фёдорович

(28.1.1927, Нижний Новгород, — 11.7.1989, Амстердам, похоронен в Москве), психолог, ч.-к. АПН СССР (1965) и АН СССР (1976), дер пед. Наук (1963), проф. (1964). После окончания отделения психологии ЛГУ (1951) работал там же. Ученик Б. Г. Ананьева. В 1959 Л. Основал в ЛГУ первую в СССР лаб. Инженерной психологии. В 1966 стал первым деканом ф-та психологии ЛГУ. В 1967—71 зав. Отделом науки Мин-ва просвещения СССР. Организатор и директор ИП АН СССР (1971), одновременно (с 1977) зав. Кафедрой социоло..

Ломоносов Михаил Васильевич

[8(19).11.1711, с. Денисовка Архангельской губ., ныне с. Ломоносове, — 4(15).4. 1765, Петербург], первый рус. Учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.Род. В семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиб, отличившихся учеников Л. Был направлен в Петербург в Академич. Ун-т, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбур..

Лотман Юрий Михайлович

(р. 28.2. 1922, Петроград), филолог и культуролог, дер филол. Наук (1962), д. Ч. АН Эстонии (1990), чл. Мн. Заруб, академий. Окончил ЛГУ (1950). С 1963 проф. Тартуского ун-та. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и истории рус. Лит-ры, связанных между собой единым подходом к культуре как динамичной знаковой системе, открывающей в процессе взаимодействия её разл. Сфер (науки, искусства и др.), ист.-культурных моделей, худож. Языков новые содержат, стороны. Культура, по Л., в своё..

Лоураис, Лауpаис

(Lauwerys) Джозеф Алберт (7.11.1902, Брюссель, — 29.6.1981, Гилфорд, Великобритания), англ, педагог. В 1927 окончил Лондонский ун-т. Был учителем физики и химии в ср. Школе. С 1932 в Ин-те педагогики Лондонского ун-та. Лектор методики преподавания естеств. Наук, ст. Преподаватель педагогики (с 1941), первый проф. Сравнит, педагогики (1946—70). Пред. К-та пед. Исследований в Англии. В 1970—76 директор Атлантич. Ин-та педагогики в Галифаксе (Канада). С 1945 постоянно сотрудничал в ЮНЕСКО (в т. Ч. ..

Дополнительный поиск Лордкипанидзе Давид Лордкипанидзе Давид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лордкипанидзе Давид" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лордкипанидзе Давид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 19 символа