Лотман Юрий Михайлович
(р. 28.2. 1922, Петроград), филолог и культуролог, дер филол. Наук (1962), д. Ч. АН Эстонии (1990), чл. Мн. Заруб, академий. Окончил ЛГУ (1950). С 1963 проф. Тартуского ун-та. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и истории рус. Лит-ры, связанных между собой единым подходом к культуре как динамичной знаковой системе, открывающей в процессе взаимодействия её разл. Сфер (науки, искусства и др.), ист.-культурных моделей, худож. Языков новые содержат, стороны. Культура, по Л., в своём развитии отражает сложность бытия, непредсказуемость и многовариантность ист. Процесса. Опираясь на идеи полифонии худож. Мышления и диалога культур (М. М. Бахтин), Л. Показывает много-мерность культурного пространства и утверждает право искусства «вырваться из сферы однозначных смыслов »для свободного творчества, требующего этической ответственности человека.
Представление о единстве науч. И этич. Подходов в сфере культурной деятельности, стремящейся к открытому поиску истины — существенная часть культурологич. Концепции Л., придающая ей особое просветит, значение («Лекции по структуральной поэтике», 1964. «Статьи по типологии культуры», в. 1—2, 1970—73. «Анализ поэтического текста», 1972. «Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста», 1975). Создал ряд пособий для ср. Школы, ориентированных на формирование у уч-ся культуры мысли и эмоций, эстетич. Интуиции, способности к восприятию искусства в его идейно-худож. Целостности. Написанные Л. В соавторстве с В. Невердиновой «Учебник-хрестоматия по лит. Чтению для 9 кл.» (1982) и «Книга для учителя.
Методич. Материалы к учебнику-хрестоматии для 9 кл.» (1984) обобщают опыт построения курса рус. Языка и лит-ры в эстонской ср. Школе. В структуре учебника заложена определённая композиц. Идея, позволяющая ученику по мере постижения худож. Произведений осмыслить нравств. Единство рус. Лит-ры. Разбор тематики и проблематики произведений направлен на раскрытие внутр. Закономерностей и связей лит. Процесса. Одновременно от автора к автору усложняется и углубляется изучение явлений стилистики и поэтики. Смена лирич., героич., сатирич. Мотивов создаёт определённый эмоциональный ритм восприятия худож. Словесности. В учебнике разработана система анализа произведений (различная для прозаич. И поэтич. Жанров), включающая использование дополнит, текстов.
Очерков «быта и нравов» эпохи, обзора общей проблематики творчества писателя, истории прочтения книги, отрывков из воспоминаний современников, подробных стилистич. Комментариев. Комплекса упражнений. Дотекстовых (обработка новой лексики, фразеологизмов и т. Д.) и послетекстовых, направленных на выработку навыков выразит, чтения, активной речи, иск-ва интерпретации произведения, формирования собств. Мнения. Уч-ся ср. Школы адресованы также учебники по рус. Лит-ре на эст. Языке для 9 и 11 кл. (последний сост. Совместно с 3. Г. Минц и С. Г. Исаковым).Развитие творческих способностей, исследовательской самостоятельности детей, углубление нравств. И эстетич. Воздействия лит-ры Л. Связывает со сближением шк. Практики и совр. Науки, с овладением учителем науч.
Методикой анализа текстов (как в историческом, так и в теоретическом аспектах). Подобный подход отражают работы об А. С. Пушкине (пр. Им. А. С. Пушкина РАН, 1992). «Комментарий к роману "Евгений Онегин"» (19832) и «А. С. Пушкин. Биография писателя» (1981). В — «Комментарии», помимо общих статей, раскрывающих внутр. Хронологию романа, историю его создания, особенности дворянского быта эпохи, сочетаются два вида толкований. Собственно текстуальные (раскрывающие смысл архаич. Слов, утраченных реалий, лит. Реминисценций и т. П.) и концептуальные (анализирующие идейно-худож. Функции слов и тропов, логику становления характеров персонажей, особенности структуры произведения, своеобразие авторской позиции).С 80-х гг. Выступает с телевизионным циклом «Беседы о рус.
Культуре», охватывающим разл. Стороны и проблемы истории и лит-ры 18—19 вв. Является одним из ведущих авторов серий — «Труды по знаковым системам» и — «Труды по рус. И слав, филологии» (изд. Тартуского ун-та).Соч. Структура художественного текста, М., 1970. В школе поэтич. Слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Книга для учителя, Ми988. Сотворение Карамзина, М., 1987. Культура и взрыв, М., 1992.— м Д. Л. Ермаков..
Дополнительный поиск Лотман Юрий Михайлович
На нашем сайте Вы найдете значение "Лотман Юрий Михайлович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лотман Юрий Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 22 символа