Лотман Юрий Михайлович

86

(р. 28.2. 1922, Петроград), филолог и культуролог, дер филол. Наук (1962), д. Ч. АН Эстонии (1990), чл. Мн. Заруб, академий. Окончил ЛГУ (1950). С 1963 проф. Тартуского ун-та. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и истории рус. Лит-ры, связанных между собой единым подходом к культуре как динамичной знаковой системе, открывающей в процессе взаимодействия её разл. Сфер (науки, искусства и др.), ист.-культурных моделей, худож. Языков новые содержат, стороны. Культура, по Л., в своём развитии отражает сложность бытия, непредсказуемость и многовариантность ист. Процесса. Опираясь на идеи полифонии худож. Мышления и диалога культур (М. М. Бахтин), Л. Показывает много-мерность культурного пространства и утверждает право искусства «вырваться из сферы однозначных смыслов »для свободного творчества, требующего этической ответственности человека.

Представление о единстве науч. И этич. Подходов в сфере культурной деятельности, стремящейся к открытому поиску истины — существенная часть культурологич. Концепции Л., придающая ей особое просветит, значение («Лекции по структуральной поэтике», 1964. «Статьи по типологии культуры», в. 1—2, 1970—73. «Анализ поэтического текста», 1972. «Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста», 1975). Создал ряд пособий для ср. Школы, ориентированных на формирование у уч-ся культуры мысли и эмоций, эстетич. Интуиции, способности к восприятию искусства в его идейно-худож. Целостности. Написанные Л. В соавторстве с В. Невердиновой «Учебник-хрестоматия по лит. Чтению для 9 кл.» (1982) и «Книга для учителя.

Методич. Материалы к учебнику-хрестоматии для 9 кл.» (1984) обобщают опыт построения курса рус. Языка и лит-ры в эстонской ср. Школе. В структуре учебника заложена определённая композиц. Идея, позволяющая ученику по мере постижения худож. Произведений осмыслить нравств. Единство рус. Лит-ры. Разбор тематики и проблематики произведений направлен на раскрытие внутр. Закономерностей и связей лит. Процесса. Одновременно от автора к автору усложняется и углубляется изучение явлений стилистики и поэтики. Смена лирич., героич., сатирич. Мотивов создаёт определённый эмоциональный ритм восприятия худож. Словесности. В учебнике разработана система анализа произведений (различная для прозаич. И поэтич. Жанров), включающая использование дополнит, текстов.

Очерков «быта и нравов» эпохи, обзора общей проблематики творчества писателя, истории прочтения книги, отрывков из воспоминаний современников, подробных стилистич. Комментариев. Комплекса упражнений. Дотекстовых (обработка новой лексики, фразеологизмов и т. Д.) и послетекстовых, направленных на выработку навыков выразит, чтения, активной речи, иск-ва интерпретации произведения, формирования собств. Мнения. Уч-ся ср. Школы адресованы также учебники по рус. Лит-ре на эст. Языке для 9 и 11 кл. (последний сост. Совместно с 3. Г. Минц и С. Г. Исаковым).Развитие творческих способностей, исследовательской самостоятельности детей, углубление нравств. И эстетич. Воздействия лит-ры Л. Связывает со сближением шк. Практики и совр. Науки, с овладением учителем науч.

Методикой анализа текстов (как в историческом, так и в теоретическом аспектах). Подобный подход отражают работы об А. С. Пушкине (пр. Им. А. С. Пушкина РАН, 1992). «Комментарий к роману "Евгений Онегин"» (19832) и «А. С. Пушкин. Биография писателя» (1981). В — «Комментарии», помимо общих статей, раскрывающих внутр. Хронологию романа, историю его создания, особенности дворянского быта эпохи, сочетаются два вида толкований. Собственно текстуальные (раскрывающие смысл архаич. Слов, утраченных реалий, лит. Реминисценций и т. П.) и концептуальные (анализирующие идейно-худож. Функции слов и тропов, логику становления характеров персонажей, особенности структуры произведения, своеобразие авторской позиции).С 80-х гг. Выступает с телевизионным циклом «Беседы о рус.

Культуре», охватывающим разл. Стороны и проблемы истории и лит-ры 18—19 вв. Является одним из ведущих авторов серий — «Труды по знаковым системам» и — «Труды по рус. И слав, филологии» (изд. Тартуского ун-та).Соч. Структура художественного текста, М., 1970. В школе поэтич. Слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Книга для учителя, Ми988. Сотворение Карамзина, М., 1987. Культура и взрыв, М., 1992.— м Д. Л. Ермаков..

Значения в других словарях
Лотман Юрий Михайлович

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-94) - литературовед. Профессор Тартуского государственного университета, академик АН Эстонии (1990). Проблемы российской истории, теории русской литературы и культуры исследуются в широком историко-философском и историко-бытовом контексте (в т. Ч. С точки зрения семиотики). При анализе поэтических систем обращался к структурному методу. Книги о А. С. Пушкине, Н. М. Карамзине и др. Цикл телепередач "Беседы о русской литературе".. ..

Лотман Юрий Михайлович

(1922-1993) - русский культуролог, семиотик, филолог. С 1939 - студент филологического факультета Ленинградского университета. С 1940 - в Советской армии, участник войны. В 1950-1954 работал в Тартусском учительском институте, с 1954 - в Тартусском университете (в 1960-1977 - зав. Кафедрой русской литературы). С 1951 - кандидат, с 1961 - доктор филологических наук. Член-корреспондент Британской, академик Норвежской, Шведской, Эстонской (1990) академий. Был вице-президентом Всемирной ассоциации с..

Ломоносов Михаил Васильевич

[8(19).11.1711, с. Денисовка Архангельской губ., ныне с. Ломоносове, — 4(15).4. 1765, Петербург], первый рус. Учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.Род. В семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиб, отличившихся учеников Л. Был направлен в Петербург в Академич. Ун-т, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбур..

Лордкипанидзе Давид

[р. 5(18). 3.1905, с. Салхино, ныне в Взыском р-не Грузии], груз, педагог, д. Ч. АПН СССР (1974—91. Ч.-к. АПН РСФСР с 1957), дер пед. Наук (1947), проф. (1963). Окончил филос. Ф-т Тбилисского ун-та (1927). С 1924 учитель нач. Школы в Тохлиаур-ском р-не Грузии. В 1937—47 доцент Тбилисского ун-та. В 1947—61 директор НИИ пед. Наук Грузии. С 1963 зав. Кафедрой педагогики Тбилисского ун-та. Труд Л. «Дидактика Я. А. Коменского» (1941) положил начало циклу крупных исследований в Грузии по истории педаг..

Лоураис, Лауpаис

(Lauwerys) Джозеф Алберт (7.11.1902, Брюссель, — 29.6.1981, Гилфорд, Великобритания), англ, педагог. В 1927 окончил Лондонский ун-т. Был учителем физики и химии в ср. Школе. С 1932 в Ин-те педагогики Лондонского ун-та. Лектор методики преподавания естеств. Наук, ст. Преподаватель педагогики (с 1941), первый проф. Сравнит, педагогики (1946—70). Пред. К-та пед. Исследований в Англии. В 1970—76 директор Атлантич. Ин-та педагогики в Галифаксе (Канада). С 1945 постоянно сотрудничал в ЮНЕСКО (в т. Ч. ..

Лу Синь

(наст, имя и фам. — Чжоу III у ж э и ь) (25.9.1881, Шаосин, — 19.10. 1936, Шанхай), кит. Писатель, публицист и педагог. В юности познакомился с идеями реформаторов, объединившихся вокруг Кан Ювэя. Учился в Японии (1902- 1909) в Сэндайском мед. Ин-те. Возвратившись в Китай, в 1909—11 преподавал в школах в Ханчжоу и Шаосине. После революции 1911 работал (1912—26) в Мин-ве просвещения. Вначале Л. С. Выступал с чисто просветительскими идеями, считая возможным преобразовать общество путём воспитания ..

Дополнительный поиск Лотман Юрий Михайлович Лотман Юрий Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лотман Юрий Михайлович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лотман Юрий Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 22 символа