Лурия Александр Романович
[з (16)Л. 1902, Казань, — 14.8.1977, Москва], психолог, д. Ч. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), дер пед. (1937) и мед. (1943) наук, проф. (1944). Окончил Казанский ун-т (1921) и 1-й Моск. Мед. Ин-т (1937). В 1921—34 на науч. И пед. Работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 работал в н.-и, учреждениях Москвы. В годы Вел. Отеч. Войны науч. Руководитель восстановит, госпиталя (г. Кисегач). С 1945 проф. МГУ, с 1966 зав. Кафедрой нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ.Ранние иссл. Аффективных состояний принесли Л. Широкую известность. Предложенная им «методика сопряжённых моторных реакций » положила начало мно-гочисл. Эксперим. Работам в нашей стране и за рубежом. Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-ист, концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности.
На этой основе Л. Развивал идею системного строения высш. Психич. Функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в разл. Видах деятельности. На модели разл. Познават. Процессов (прежде всего памяти и мышления) Л. Изучал переход от внеш. Способов опосредования психич. Процессов к внутренним. Эта линия иссл. Представляет собой одно из гл. Направлений дет. Психологии. Л. Показана важнейшая роль в организации познават. Процессов речи и овладения понятиями в онтогенезе как у детей, так и у взрослых- в условиях изменения их культурного уровня. Л. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психич. Развитии человека. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, Л.
Внёс в него существенные изменения, проводя эксперим.-генетич. Изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психич. Функций у одного из близнецов. Показал, что соматич. Признаки индивида в значит, степени обусловлены генетически, элементарные психич. Функции (напр., зрит, память) — в меньшей степени, а для формирования высш. Психич. Процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.В области дефектологии Л. Развивал объективные методы иссл. Аномальных детей. Результаты комплексного клини-ко-физиол. Изучения детей с разл. Формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для пед. И мед. Практики.Л. Создано новое психол.
Направление — нейропсихология, ныне выделившееся в спец. Отрасль психол. Науки и получившее междунар. Признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения («Травматич. Афазия», 1947. «Восстановление функций мозга после воен. Травмы», 1948. «Высш. Корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», 19692). Л. Разработана теория локализации психич. Функций, сформулированы осн. Принципы динамич. Локализации психич. Процессов, создана классификация афазич. Расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушений речи. Л. Изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психич. Процессов, мозговые механизмы памяти.В последние годы разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга и теоретич.
Вопросы психологии. Л. — автор ряда науч.-популярных книг и уч. Пособий по психологии. Соч. Речь и интеллект в развитии ребенка, М., 1927. Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка, М. -Л1930(ред.). Этюды по истории поведения, М. — Л., 1930 (совм. С Л. С. Выготским). Очерки психофизиологии письма, М., 1950. Речь и развитие психич. Процессов у ребенка, М., 1956 (совм. С Ф. Я. Юдович). Мозг человека и психич. Процессы, т. 1 — 2, М., 1963—70. Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968. Курс общей психологии. Лекции, М., 1970- 1971. Потерянный и возвращенный мир, [М.], 1971. Основы нейропсихологии, М., 1973. Об ист. Развитии познават. Процессов, М., 1974. Нейропсихология памяти, т. 1 — 2, Ми974—76. Осн. Проблемы нейролинг-вистики, М., 1975.
О месте психологии в ряду социальных и биол. Наук, ВФ, 1977, № 9. Язык и сознание, М., 1979. Этапы пройденного пути, М., 1982. The nature of human conflicts. N. Y., 1932.Лит. А. Р. Лурия и совр. Психология, Ми982. Christensen A.-L., Luria's neu-ropsychological investigation, N. Y., 1975..
Дополнительный поиск Лурия Александр Романович
На нашем сайте Вы найдете значение "Лурия Александр Романович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лурия Александр Романович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 25 символа