Лурия Александр Романович

89

[з (16)Л. 1902, Казань, — 14.8.1977, Москва], психолог, д. Ч. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), дер пед. (1937) и мед. (1943) наук, проф. (1944). Окончил Казанский ун-т (1921) и 1-й Моск. Мед. Ин-т (1937). В 1921—34 на науч. И пед. Работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 работал в н.-и, учреждениях Москвы. В годы Вел. Отеч. Войны науч. Руководитель восстановит, госпиталя (г. Кисегач). С 1945 проф. МГУ, с 1966 зав. Кафедрой нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ.Ранние иссл. Аффективных состояний принесли Л. Широкую известность. Предложенная им «методика сопряжённых моторных реакций » положила начало мно-гочисл. Эксперим. Работам в нашей стране и за рубежом. Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-ист, концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности.

На этой основе Л. Развивал идею системного строения высш. Психич. Функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в разл. Видах деятельности. На модели разл. Познават. Процессов (прежде всего памяти и мышления) Л. Изучал переход от внеш. Способов опосредования психич. Процессов к внутренним. Эта линия иссл. Представляет собой одно из гл. Направлений дет. Психологии. Л. Показана важнейшая роль в организации познават. Процессов речи и овладения понятиями в онтогенезе как у детей, так и у взрослых- в условиях изменения их культурного уровня. Л. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психич. Развитии человека. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, Л.

Внёс в него существенные изменения, проводя эксперим.-генетич. Изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психич. Функций у одного из близнецов. Показал, что соматич. Признаки индивида в значит, степени обусловлены генетически, элементарные психич. Функции (напр., зрит, память) — в меньшей степени, а для формирования высш. Психич. Процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.В области дефектологии Л. Развивал объективные методы иссл. Аномальных детей. Результаты комплексного клини-ко-физиол. Изучения детей с разл. Формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для пед. И мед. Практики.Л. Создано новое психол.

Направление — нейропсихология, ныне выделившееся в спец. Отрасль психол. Науки и получившее междунар. Признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения («Травматич. Афазия», 1947. «Восстановление функций мозга после воен. Травмы», 1948. «Высш. Корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», 19692). Л. Разработана теория локализации психич. Функций, сформулированы осн. Принципы динамич. Локализации психич. Процессов, создана классификация афазич. Расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушений речи. Л. Изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психич. Процессов, мозговые механизмы памяти.В последние годы разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга и теоретич.

Вопросы психологии. Л. — автор ряда науч.-популярных книг и уч. Пособий по психологии. Соч. Речь и интеллект в развитии ребенка, М., 1927. Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка, М. -Л1930(ред.). Этюды по истории поведения, М. — Л., 1930 (совм. С Л. С. Выготским). Очерки психофизиологии письма, М., 1950. Речь и развитие психич. Процессов у ребенка, М., 1956 (совм. С Ф. Я. Юдович). Мозг человека и психич. Процессы, т. 1 — 2, М., 1963—70. Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968. Курс общей психологии. Лекции, М., 1970- 1971. Потерянный и возвращенный мир, [М.], 1971. Основы нейропсихологии, М., 1973. Об ист. Развитии познават. Процессов, М., 1974. Нейропсихология памяти, т. 1 — 2, Ми974—76. Осн. Проблемы нейролинг-вистики, М., 1975.

О месте психологии в ряду социальных и биол. Наук, ВФ, 1977, № 9. Язык и сознание, М., 1979. Этапы пройденного пути, М., 1982. The nature of human conflicts. N. Y., 1932.Лит. А. Р. Лурия и совр. Психология, Ми982. Christensen A.-L., Luria's neu-ropsychological investigation, N. Y., 1975..

Значения в других словарях
Лурия Александр Романович

Лурия Александр Романович [родился 3(16).7.1902, Казань], советский психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968). Профессор МГУ (с 1945), заведующий кафедрой нейропсихологии психологического факультета МГУ (с 1967). Окончил факультет общественных наук Казанского университета (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1924‒34 работал вместе с Л. С. Выготским. ..

Лурия Александр Романович

ЛУРИЯ Александр Романович (1902-77) - российский психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.. ..

Лурия Александр Романович

(1902-1977), советский психолог, один из основателей нейропсихологии. Во множестве книг и статей исследовал влияние неврологических нарушений на психические функции. В двух популярных работах - Маленькая книжка о большой памяти (1968) и Потерянный и возвращенный мир (1971) - Лурия описал два ярких клинических случая. Первый связан с человеком, который обладал способностью запоминать абсолютно все, не мог забыть несущественные детали прошлого и, вследствие этого, а также из-за того, что его памят..

Лурия Александр Романович

Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 г. В Казани в семье врача. После окончания гимназии он поступил в Казанский университет на факультет общественных наук. После окончания в 1921 г. Университета он занимался экспериментальной психологией, в частности его первые исследования были посвящены психофизиологии труда. В 1923 г. Лурия переехал в Москву, где работал в Институте психологии, занимался изучением аффективных состояний человека и разрабатывал методику «сопряженных моторных реакций»..

Лурия Александр Романович

(1902-1977) - российский психолог и философ, теоретик гносеологии. Доктор педагогических (1937) и медицинских (1943) наук. Профессор МГУ (с 1945). Академик АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968). Член национальной Академии США, Американской Академии наук и искусств. Окончил факультет общественных наук Казанского университета (1921). Работал в Институте научной организации труда и учился на медицинском факультете Казанского университета. Окончил 1-ый Московский медицинский институт (1937). В начале 2..

Лубовский Владимир Иванович

(р. 15.12.1923, Витебск), психолог и дефекто-лсг, акад. РАО (1993. Д. Ч. АПН СССР с 1989), дер психол. Наук (1976), проф. Окончил МГУ в 1951. С 1953 работает в НИИ дефектологии, в 1987—92 директор. С 1970 гл. Ред. Журн. «Дефектология». Занимался изучением высш. Нервной деятельности аномальных детей, разработкой объективных методов исследования слуха, световой чувствительности при нарушениях зрения. Исследует особенности мышления и речи детей с задержкой психич. Развития Разрабатывает проблемы пс..

Луначарский Анатолий Васильевиче

[11(23).11.1875, Полтава, — 26.12.1933, Ментона, Франция, похоронен в Москве], сов. Гос. Деятель, писатель, критик, искусствовед, акад. АН СССР (1930), Чл. Коммунистич. Партии с 1895. По окончании Киевской гимназии 1895—98 жил за границей, изучал философию и естествознание в Цюрихском ун-те в кругу философа Р. Авенариуса. Одновременно сблизился с рус. Марксистами из группы «Освобождение труда». После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. С 1906 жил в эмиграции, работал в редакциях газет «Вперёд», ..

Лысенкова Софья Николаевна

(p. 24.2.1924, Москва), педагог-новатор, нар. Учитель СССР (1990). С 1946, по окончании пед. Класса ср. Школы в Москве, работала учителем нач. Классов в школах (с 1974 в ср. Школе № 587).Л. Подтвердила многолетними положит, результатами методику перспективного обучения учащихся нач. Классов с использованием опорных схем при комментированном управлении уч. Процессом. Использовала алгоритмизацию уч. Материала в виде опорных сигналов (схем, дидак-тич. Знаков, карточек, таблиц и т. П.), способствующ..

Львов Константин Иванович

[5(17).4. 1895, д. Неелово, ныне Благинино Тверской обл. — 22.10.1950, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1950), дер пед. Наук (1947), проф. (1934). По окончании ист.-филол. Ф-та Петрогр. Ун-та (1918) работал инструктором по шк. И внешк. Образованию (Ржев). В 1919—22 в Москве, учитель и инструктор по образованию. Вёл науч.-пед. Работу во 2-м МГУ и Ин-те методов внешк. Работы (1924—30), Высш. Пед. Ин-те в Фергане (1930—32), МГПИ (1932—38), ВКИПе (1937—38), МГПИ им. К. Либкнехта (1938—42), Моск. Б..

Дополнительный поиск Лурия Александр Романович Лурия Александр Романович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лурия Александр Романович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лурия Александр Романович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 25 символа