Природоведение

85

Уч. Предмет. Изучается на начальной и средней (5-й класс) ступенях общеобразоват. Школы в Рос. Федерации. Представляет собой интегрированный курс, включающий нач. Сведения по биологии, географии, геологии, экологии, астрономии и отчасти физике и химии. В курсе П. Учащиеся получают знания о неживой и живой природе и взаимосвязях между ними, о природе родного края, страны и мира в целом, взаимоотношениях человека и окружающей его среды, а также о строении и функциях организма человека, охране здоровья. В 5-м кл. П. Выполняет в основном пропедевтич. Функции по отношению к др. Предметам естеств.-науч. Цикла.П. Ведёт начало от курса естеств. Истории, впервые введённого в школах России во 2-й пол. 18 в. Осн. Черты его содержания и структуры были заложены в учебнике В.

Ф. Зуева «Начертание естественной истории, изданное для Народных училищ Российской Империи...» (1786). Автор считал, что началом естеств.-науч. Образования ребёнка является ознакомление его с окружающей природой, к-рое должно идти от изучения предметов и явлений неживой природы («Ископаемое царство») к растениям («Прозябаемое царство»), а затем к животным («Животное царство»).В нач. Школе 19 — нач. 20 вв. Природо-ведч. Знания давались гл. Обр. Путём объяснительного чтения. Уч. Книги К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова, Н. В. Тулу-пова и П. М. Шестакова, Д. И. Тихомирова содержали большое кол-во рассказов и статей о природе. Однако П. Не выделялось в самостоятельный учебный предмет.Первый успешный опыт построения самостоят, уч. Курса для нач. Школы осуществил А.

Я. Герд в учебнике «Мир божий» («Земля, воздух и вода», 1883). Автор предполагал создать и вторую часть курса — «Растения, животные и человек», но замысел остался нереализованным. По мнению Герда, в нач. Школе не должны изучаться отд. Естеств. Науки, здесь место только одной «нераздельной науке» об окружающем неорганич. И органич. Мире, причём изучение неорганич. Мира должно предшествовать изучению мира органического. Среди целей курса автор особо выделял формирование мировоззрения, «согласного с современным состоянием естественных наук». Он считал также, что в основе обучения должны лежать наблюдения учащихся и простые, доступные опыты.В ср. Уч. Заведениях в нач. 20 в. П. В той или иной форме утвердилось практически повсеместно.

В муж. Классич. Гимназии курс под таким названием преподавался в 1—3-х кл., в реальных уч-щах в 1—7-х кл. Изучался курс естествоведения, в кадетских корпусах были введены нач. Сведения по естеств. Истории, в жен. Гимназиях — «главнейшие понятия из естественной истории и физики с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене». Преподавание велось по учебникам «Начальный курс естествоведения» Л. С. Севрука (1902), «О трёх царствах природы» И. И. Полянского (1904), «Природоведение. Краткий курс естественных наук» М. Бубликова и Н. Гольденберга (19072). «Начальный курс естественной истории» H. H. Малышева (ч. 1—2, 1910 — 11), «Начальный курс природоведения» Ю. Н. Вагнера (ч. 1—3,19147) и др. Эти учебники строились в основном по плану, намеченному Зуевым и Гердом.

Неорганич. Мир — растения — человек и животные.Своеобразием отличалась программа П., предложенная в 1901 Д. Н. Кайгоро-довым. В ней рассматривались в связи с сезонными изменениями и преим. На базе экскурсий «общежития» растений и животных (лес, луг, поле, сад, пруд и т. Д.) во взаимодействии друг с другом и с неорганич. Средой. Задачу курса Кайго-родов видел в том, чтобы учащиеся приобщились к природе, почувствовали себя её частью, привыкали воспринимать её красоту. Хотя программа просуществовала в гимназиях недолго, многие её идеи нашли отражение в курсах П. Школы после 1917.В 1920 в школах I ступени был введён курс «Естествознание и география». Однако вскоре в связи с внедрением комплексных программ (см. Комплексная система обучения) он прекратил своё существование, природоведч.

Знания включались в комплексные темы. С 1932 в нач. Школе изучался курс «Естествознание». На 1-м году обучения дети знакомились с сезонными изменениями в природе. На 2-м — предусматривались темы «Огород и сад (парк — для гор. Школы) осенью», «Домашние и дикие животные и птицы», «Пруд и река», «Лес весной». На 3-м — «Почва и полезные ископаемые», «Вода», «Воздух», «Электрические явления в природе», «Жизнь растений». На 4-м — «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Строение и работа человеческого тела». Кроме того, на 3-м и 4-м годах обучения вводился нач. Курс географии.В 1937 предмет «Естествознание» был упразднён в 1-х и 2-х кл., с 1945 — ив 3-х кл. Как самостоят, предметы курсы естествознания и географии сохранились лишь в 4-х кл.

В 1—3-х кл. Осн. Источником природоведч. Знаний вновь стало объяснительное чтение, к-рое дополнялось рядом экскурсий, наблюдений, опытов. Развитие методики преподавания П. В этот период связано с разработками П. А. Завитаева, В. Н. Маркина, С. А. Павловича, А. А. Перротте, Б. Е. Райко-ва, М. Н. Скаткина, К. П. Ягодовско-го и др.В 1958 курсы естествознания и географии 4-го кл. Были объединены в единый предмет — П. В 1966 П. Как самостоят, уч. Курс было введено в уч. План 2-х и 3-х кл. Нач. Школы и 4-х кл. Ср. Школы. Были изданы ряд эксперим. И пробных учебников, уч. Пособий по П. (авторы В. П. Горощенко, Л. И. Грехова, Г. Е. Ковалёва, А. М. Низова, Н. А. Рыков, В. Н. Фёдорова). В школе вводились программы, к-рые предусматривали изучение во 2-х кл. Сезонных изменений в природе. В 3-х — тем «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Разнообразие природы нашей Родины», «Использование и охрана природы человеком», «Организм человека и охрана здоровья».

В 4-х — тем «Земля — планета Солнечной системы», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Растения, животные и внешняя среда». Программы предусматривали формирование у детей элементарных знаний о предметах и явлениях природы, воспитание любви к ней, стремление к охране и бережному использованию её богатств. При обучении П. В школах России использовались учебники 3. А. Клепини-ной для 2-го кл. (1975), Л. Ф. Мельчакова для 3-го кл. (1980), M. H. Скаткина для 4-го кл. (1986).В кон. 70-х и в 80-е гг. Проводился ряд науч.-метод, исследований по экологич. Образованию учащихся мл. Классов средствами курса П. (Л. П. Салеева, Т. И. Тарасова, А. А. Плешаков и др.), в к-рых подчёркивался его большой воспитат. Потенциал.С введением (1986) обучения детей с 6-летнего возраста программы П.

Существуют в вариантах для трёх- и четырёхлетней нач. Школ. Первоначально для последней была адаптирована программа трёхлетней нач. Школы. Соответствующие учебники были созданы Клепини-ной (1988/1989). В 1990 параллельно введена новая программа П. Для четырёхлетней нач. Школы, разработанная Пле-шаковым, а в 1991—92 — изданы учебники этого автора.Новый курс П. Сориентирован прежде всего на экологич. Образование и воспитание мл. Школьников (см. Экология и педагогика). При его подготовке ставилась задача обеспечить формирование у учащихся экологически оправданных ценностных ориентации, предупредить развитие потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В основу курса положены идеи многообразия природы, её экологич.

Ценностное™, единства природы и человека. Причём каждое из этих направлений пронизывает идея уязвимости природы. Если речь идёт о многообразии природы, в уч. Содержание включаются конкретные знания о сокращении численности и полном исчезновении не к-рых видов организмов. В рамках идеи экологич. Целостности природы рассматриваются разл. Примеры нарушений экологич. Связей, анализируются причины и последствия этого явления. Идея единства природы и человека предусматривает показ отрицат. Влияния человека на природную среду, а также обратного воздействия изменённой среды на самого человека. Логика развёртывания осн. Идей курса, необходимость решения задач развития, воспитания учащихся потребовали значит, обновления содержания курса.

В программу включены сведения о физич. Телах, веществах и частицах, об осн. Группах растений и животных и их отличит, признаках, о природных сообществах, природном равновесии и др. Впервые разработан материал об экологии как науке (с привлечением элементарной экологич. Терминологии). В учебники вводятся сведения о науч. Поиске, об учёных, внёсших существенный вклад в развитие знаний о природе. Программа курса включает. В 3-м кл. — темы «Природа и мы», «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье». В 4-м кл. — темы «Мы — жители Земли», «Сохраним природу России», «Сбережём природу своего края». В дополнение к осн. Программе разработаны факультативные курсы.

«Экология для младших школьников» (3-й кл.), «Планета загадок» (4-й кл.).Формы организации деятельности учащихся при обучении П. — урок, экскурсия. Ведущая роль отводится наблюдениям в природе, практич. Работам, демонстрации опытов. Значит, объём наблюдений выполняется во внеурочное время по заданиям (имеются в учебнике и могут формулироваться учителем). В последние годы широко используется уч. Моделирование. Построение графич. И динамич. Схем (особенно при изучении экологич. Связей). Важное место в уч. Процессе занимает практич. Природо-охранит. Работа, а также чтение учащимися дополнит, природоведч. Лит-ры и пропаганда ими в доступной форме природоохранных знаний.Для курса П. Выпускается разнообразное оборудование, в частности коллекции полезных ископаемых и гербарии, глобусы и геогр.

Карты, серии таблиц, наборы диапозитивов, диафильмы, уч. Кинофильмы, приборы и приспособления (компасы, термометры, лабораторная посуда). На занятиях используются комнатные и культурные (выращенные на уч.-опытном участке) растения, собранные в природе плоды, семена, опавшие листья, повреждённые животными части растений, а также разл. Самодельные пособия. В ряде школ созданы кабинеты П.,Урочная и внеурочная деятельность учащихся по П. Дополняется внеклассной работой. Проводятся занятия кружков юных натуралистов, экологов, путешественников, просмотры науч.-популярных и науч.-худож. Фильмов о природе, читательские конференции, вечера и праздники по разнообразной природо-ведч. Тематике, в т. Ч. Натуралистич. Кампании «Неделя леса», «Праздник цветов», «День птиц» и др.Курс П.

Тесно связан с др. Предметами нач. Школы. Его изучение способствует осознанному восприятию худож. Произведений о природе на уроках чтения, даёт образный материал к урокам изобразит, иск-ва и музыки, обеспечивает понимание элементарных науч. Основ с.-х. Труда и физкультуры. С др. Стороны, чтение, изобразит, иск-во, музыка обогащают эмоциональный, нравств. Эстетич. Опыт отношения ученика к природе, а трудовое обучение и физич. Воспитание обеспечивают практич. Применение природо-ведч. Знаний.Перспективы развития курса П. Связаны прежде всего с отходом от господствовавшего до кон. 80-х гг. Единообразия всех школ и созданием разл. Вариантов программ, учебников и уч. Пособий. Это могут быть курсы собственно П. И близкие к ним, напр. «Естествознание», «Окружающий мир», «Мир и человек».

Возможно расширение уч.-метод, комплектов уже действующих курсов П. За счёт включения в них новых видов пособий (атласы-определители, наборы эко-логич. Игр и др.), что окажет обновляющее воздействие на методику преподавания. Перспективной является разработка регионального аспекта содержания П. И создание своего рода краеведч. Приложений к базовым учебникам, а также самостоят, региональных учебников.Уч. Курс П. Преподаётся в гос-вах, входивших ранее в состав СССР. В др. Странах также существуют интегрированные курсы, в большей или меньшей степени аналогичные курсу П. (собственно П., «Естествознание», «Родной край», «Родиноведение» и др.).Лит. Кайгородов Д. Н., На разные темы, преимущественно педагогические, СПБ, 19072.

Ягодовский К. П., Практич. Занятия по естествознанию в нач. Школе, M., 19534. Герд А. Я., Избр. Пед. Труды, М., 1953. Маркин В. И., Объяснительное чтение по естествознанию в нач. Школе, М. — Л., 1953. Федорова В. Н., Развитие методики естествознания в дорев. России, М., 1958. Скаткин M. H., Методика преподавания естествознания в нач. Классах, M., 19592. [Павлович С. А., Матвеева А. Н., Горошенко В. П.], Книга по природоведению. Основы и методика природоведения, М., 1969. Ковалева Г. Е., Методика формирования и развития природоведч. Понятий в четвертом кл., Л., 1975. Г о p о-щенко В. П., Мельчаков Л. Ф., Степанов И. А., Основы природоведения, М., 1976. Рыков Н. А., Развитие методики природоведения в сов. Школе, НШ, 1977, № 10. Мельчаков Л. Ф., Уроки природоведения в 3 кл., M., 19802.

Федорова В. Н., Яку по в С. 3., Методика обучения природоведению в 4 кл., M., 19832;Горощенко В. П., Степанов И. А., Методика преподавания природоведения, M., 19842. Аквилева Г. Н., Кле-п и и и и а 3. А., Наблюдения и опыты на уроках природоведения, М., 1988. К л с и и — нина 3. А., Чистова Л. П., Уроки природоведения во 2 кл., М., 1990. II а к у-л о в а В. М., Кузнецова В. И., Методика преподавания природоведения, М., 1990. Плешаков А. А., Природоведение в 3 кл., М., 1993. Его же, Природоведение в 4кл., М., 1994. А. А. Плешаков..

Значения в других словарях
Природоведение

-я, ср.. ..

Природоведение

Естествоведение, естествознание, естественная история, естественные науки, реальные науки, естествоиспытание. ..

Природоведение

Ср.То же, что. Естествознание.. ..

Природоведение

ПРИРОДОВЕ́ДЕНИЕ -я. Ср.. ..

Природоведение

-я, ср. Наука о природе. Такая наука как предмет школьного преподавания. Программа по природоведению. II прил. Природоведческий, -ая, -ое.. ..

Природоведение

Природоведения, мн. Нет, ср. То же, что естествоведение. Курс природоведения.. ..

Принципы Воспитания

Основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.П. В. Отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз-ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В совр. Отеч. Педагогике проблема П. В. Не имеет однозначного решения. В уч. Пособиях по педагогике, как правило, П. В. И принципы обучения рассматривались раздельно. Теоретики ..

Принципы Обучения

Направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики.Поскольку дидактика — одновременно теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в разл. Аспектах. С логич. Точки зрения принцип можно трактовать как нек-рое обобщающее теоретич. Положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно — с нормативной точки зрения — как определённое руководство к практич. Пед. Действию. Как теоретич. Положение принцип формулируется на ..

Природосообразности Принцип

Пед. Принцип, согласно к-рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. Мыслителей — Платона, Аристотеля. Разностороннее обоснование П. П. Получил в трудах Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. В. Дистервега и др. Педагогов, хотя он и понимался ими не всегда одинаково, что зависело от разл. Трактовок самого понятия природы. Идея П. П. Широко распространилась в..

Пристли (Рriestley) Джозеф

(13.3.1733, Филдхед, близ Лидса, — 6.2.1804, Нор-тамберленд, шт. Пенсильвания, США), англ, философ, естествоиспытатель, психолог и педагог. Род. В семье ткача. По окончании духовной академии стал священником. За участие в об-ве «Друзья Французской революции» подвергался гонениям со стороны офиц. Властей и духовенства. Занимался активной пед. Деятельностью. В созданных им в Нид-хеме и Нантвиче частных школах преподавал лат., греч., франц. Языки. Был также автором популярной англ, грамматики. С 17..

Дополнительный поиск Природоведение Природоведение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Природоведение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Природоведение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа