Профессиональная Ориентация
Информационная и организац.-практич. Деятельность семьи, уч. Заведений, гос., обществ, и коммерч. Орг-ций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивид, интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Координируется специализиров. Профориентац. Службами, в составе к-рых действуют центры, бюро, кабинеты и др.Проблема выбора человеком профессии и помощи в подборе ему подходящего занятия обусловлена потребностями развития личности и общества.В ист. Плане проблемы выбора и подбора профессии прошли этапы от стихийного и традиционного разделения труда и распределения людей по профессиям к профессиональному самоопределению человека, при к-ром возрастает как приоритет личности, так и её ответственность за обоснованность и результаты решений.
Право человека на свободный выбор профессии и специальности имеет смысл, когда оно согласуется с правом работодателя на отбор специалистов с учётом их индивидуальных, в т. Ч. Профессионально значимых, качеств, запросов рынка труда.Увеличение кол-ва профессий до неск. Тысяч, усложнение и интенсификация труда, дифференциация образования, предоставление человеку разнообразных возможностей в выборе форм получения проф. Подготовки и типов уч. Заведений, сфер приложения труда стимулировали развитие услуг по выбору профессии.В кон. 19 в. В Великобритании, Германии, США и др. Странах при биржах труда, пром. Предприятиях создавались бюро по проф. Отбору рабочих, самостоят, службы П. О. Молодёжи, развивалась практика разовых консультац.
Услуг. Тогда же исследования по П. О. Начали. В Зап. Европе — Ф. Гальтон, А. Бине. В США — Ф. Парсон, Л. Термен и др. В России — Н. И. Кареев, а также М. А. И Н. А. Рыбниковы (в пед. Музее при Моск. Учительском доме, 1912—17). Экс-перим. Данные из области физиологии и психологии показали, что правильный учёт различий между людьми по физич. Силе, выносливости, психол. Качествам в процессе овладения конкретной специальностью при прочих равных условиях позволяет в неск. Раз улучшить результаты обучения и практич. Деятельности, повысить удовлетворённость личности своим трудом и обществ, положением.После 2-й мировой войны в зап.-европ. Странах и США в П. О. Определились два направления. Диагностическое, к-рое, базируясь на прагматич. Психологии, трактовало человеческие способности лишь как средство приспособления к требованиям окружающей среды.
Альтернативой этой концепции стало направление, опиравшееся на исследования А. Валлона и его последователей, к-рые рассматривали П. О. В контексте развивающейся личности и выводили зависимость проф. Самоопределения от целенаправленного воспитания. В практич. П. О. Перспективным оказалось сближение этих позиций, однако психолого-пед. Исследование П. О. Стало связываться гл. Обр. С проблематикой проф. Самоопределения. П. О. По происхождению, сущности, критериям оценки эффективности- проблема социально-экон. И гуманитарная, по методам изучения человека — психолого-педагогическая, социологическая и медико-биологическая. В её науч. Исследовании наиб, продуктивен междисциплинарный подход.С 1991 создаются центры занятости населения (биржи труда), оказывающие бесплатные профориентац.
И профкон-сультац. Услуги всем группам населения. Они оказывают (на договорной основе) помощь уч. Заведениям.В условиях перехода к рыночной экономике П. О. Приобретает особые функции как регулятор процессов рационализации занятости, образования, социальной защиты трудоспособного населения, в т. Ч. В связи с переобучением и трудоустройством представителей самых разл. Возрастных и социальных групп (молодёжи, пенсионеров, инвалидов). Осознанному проф. Выбору, посильному и перспективному в аспекте трудоустройства, содействуют ступенчатая система подготовки специалистов в проф. Уч. Заведениях от рабочей к ср. Спец. И высш. Квалификации, использование контрактной системы приёма на работу.Эффективность профориентац. Процесса определяется широтой и глубиной осведомлённости человека о трудовом процессе и самом себе.
Эти знания приобретаются в уч. Заведениях, а также во внеурочной и досуговой деятельности в кружках и т. П., выявляющих склонности и задатки личности. При целенаправленной П. О. В уч. Заведениях важно сочетание словесно-наглядных методов с практическими (трудовыми). Такая модель получила признание в ряде гос— в Европы и Азии. Её науч. Обоснование дал проф. С. Фукуяма (Япония).В разл. Странах действуют государственные (организационно и по источникам финансирования входящие в структуру ведомств занятости, а в ряде случаев- и органов образования) и частные службы П. О. Часто гос. Службы П. О. Йентрализованны (в наим. Степени в США). Неоднозначны подходы к решению практич. Задач П. О. В США и Швеции преобладает личностный подход (изучаются и учитываются предпочтения человека как приоритетный фактор при выборе профессии), в Германии распространена модель, предусматривающая самоанализ способностей и интересов личности с учётом реальных потребностей в рабочих и специалистах и возможностей трудоустройства, т.е.
Функционального совмещения спроса и предложения на рынке труда. Ориентация на личность в П. О. Иногда критикуется (У. Канн и др.), т. К. В результате у человека нередко возникают необоснованные надежды и притязания, к-рые не выдерживают испытания практикой. Общей чертой заруб, профориентац. Орг-ций является обслуживание всех групп населения, в т. Ч. Лиц, нуждающихся в перемене профессии.П. О. В СССР получила развитие в 1928—36 в структуре ведомств по труду. В ней участвовали и органы нар. Образования. Использовались теории и методики педологии, психотехники, велись поиски возможностей для профотбора с организацией и экономикой труда в разл. Отраслях индустрии и стр-ва (Центр, ин-т труда, руководитель А. К. Гастев). Со 2-й пол. 30-х гг.
До кон. 50-х гг. Профориентац. Деятельность была фактически приостановлена и начала восстанавливаться лишь в 60-е гг. Во 2-й пол. 80-х гг. Были созданы центры П. О. Школьников и молодёжи и взаимодействующих с ними служб, отраслевых и отд. Предприятий.П. О. Трактовалась как базовое понятие, включающее 4 осн. Вида. Проф. Информацию (проф. Просвещение и проф. Пропаганда), проф. Консультацию, проф. Отбор (проф. Подбор) и проф. Адаптацию. Проф. Информация снабжает человека сведениями о хоз. Структурах, предприятиях и учреждениях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих проф. Уч. Заведениях.В процессе проф. Консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессий к его здоровью, обще-образоват.
Знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиб, предпочтительных путях трудового самоопределения. Её специфич. Методы. Тестирование, анкетирование, собеседование.Проф. Отбор (подбор) осуществляется, как правило, по отношению к сложным видам деятельности с высокой степенью социальной, технол. И экон. Ответственности. В квалифициров. Проф. Отборе применяются профессио-граммы с описанием осн. Трудовых функций и операций и нормативов проф. Пригодности, комплексы тестовых и др. Методов. В итоге оформляется заключение о проф. Пригодности к определённому виду деятельности.Проф. Адаптация означает процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда и к коллективу. Успешная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора или14 * подбора профессии.
Она способствует развитию положит, отношения работника к своей деятельности, сближению обществ, и личной мотивации труда.И. Н. Назимов..
Дополнительный поиск Профессиональная Ориентация
На нашем сайте Вы найдете значение "Профессиональная Ориентация" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Профессиональная Ориентация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 27 символа