Клятва
- торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. У Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Втор.6:13 ), и она выражалась в различных формах. Так например выражения. Господь между мною и тобою (Быт.16:5 ) пусть будет Судьей. Жив Господь. (2Цар.12:5 ). Пусть то и сделает мне Господь (Руф.1:17 ). Свидетель мне Бог (Рим.1:9 ). О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (Мат.5:34 ). "А Я говорю вам, говорит Господь. Не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий". И ·проч. Далее мы читаем в ·свящ.
Писании о том, что Евреи клялись иногда жизнью царя (Быт.42:16 ), жизнью какого либо частного лица (1Цар.1:26 ), полевым скотом (Песн.2:7 ), храмом, алтарем, жертвами (Мат.23:16 ,22). Клятвы вообще произносились. А) поднявши руку вверх "Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли", сказал Авраам царю Содомскому (Быт.14:22 ). "Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в ·кн. (Втор.32:40 ) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю. Живу Я во век!" или б) обратившись лицом к жертвеннику (3Цар.8:31 ), или наконец в) положивши руку под стегно (Быт.24:2 ). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях.
А) когда заключался завет или договор между людьми (Быт.14:22 , Деян.23:21 ). Б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1Цар.14:24 ,28, 3Цар.18:10 ). В) иногда при произнесении обета (Чис.30:2 ). Г) при раскрытии какого либо преступления (Чис.5:21 ). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно. Заклинающий обыкновенно говорил. "заклинаю тебя Богом живым" (Мат.26:63 ), и заклинаемый отвечал на это. "аминь", или. "ты говоришь". В послании к Евреям (Евр.6:16 ,18) ·ап. Павел говорит следующее. "Люди, клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования неприложность Своей воли, употребил в посредство клятву".
Из сего должно заключить, замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр, Филарет, что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти. Употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей. Клятвы у Евреев считались греховными, когда например произносились в пустых случаях и напрасно (Исх.20:7 ), когда клялись истуканами и идолами и ·др. В более чистые времена Иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною (Нав.9:20 ), но в позднейшие времена Иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство.
Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мат.5:33 ,37, Иак.5:12 ). "Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше. Да, да. Нет, нет. А что сверх того, то от лукавого" (Мат.5:37 ). Следуя этому учению Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди..
Дополнительный поиск Клятва
На нашем сайте Вы найдете значение "Клятва" в словаре Полная популярная библейская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клятва, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 6 символа