Клятва

99

- торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. У Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Втор.6:13 ), и она выражалась в различных формах. Так например выражения. Господь между мною и тобою (Быт.16:5 ) пусть будет Судьей. Жив Господь. (2Цар.12:5 ). Пусть то и сделает мне Господь (Руф.1:17 ). Свидетель мне Бог (Рим.1:9 ). О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (Мат.5:34 ). "А Я говорю вам, говорит Господь. Не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий". И ·проч. Далее мы читаем в ·свящ.

Писании о том, что Евреи клялись иногда жизнью царя (Быт.42:16 ), жизнью какого либо частного лица (1Цар.1:26 ), полевым скотом (Песн.2:7 ), храмом, алтарем, жертвами (Мат.23:16 ,22). Клятвы вообще произносились. А) поднявши руку вверх "Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли", сказал Авраам царю Содомскому (Быт.14:22 ). "Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в ·кн. (Втор.32:40 ) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю. Живу Я во век!" или б) обратившись лицом к жертвеннику (3Цар.8:31 ), или наконец в) положивши руку под стегно (Быт.24:2 ). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях.

А) когда заключался завет или договор между людьми (Быт.14:22 , Деян.23:21 ). Б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1Цар.14:24 ,28, 3Цар.18:10 ). В) иногда при произнесении обета (Чис.30:2 ). Г) при раскрытии какого либо преступления (Чис.5:21 ). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно. Заклинающий обыкновенно говорил. "заклинаю тебя Богом живым" (Мат.26:63 ), и заклинаемый отвечал на это. "аминь", или. "ты говоришь". В послании к Евреям (Евр.6:16 ,18) ·ап. Павел говорит следующее. "Люди, клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования неприложность Своей воли, употребил в посредство клятву".

Из сего должно заключить, замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр, Филарет, что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти. Употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей. Клятвы у Евреев считались греховными, когда например произносились в пустых случаях и напрасно (Исх.20:7 ), когда клялись истуканами и идолами и ·др. В более чистые времена Иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною (Нав.9:20 ), но в позднейшие времена Иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство.

Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мат.5:33 ,37, Иак.5:12 ). "Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше. Да, да. Нет, нет. А что сверх того, то от лукавого" (Мат.5:37 ). Следуя этому учению Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди..

Значения в других словарях
Клятва

Уверение другого в истинности чего-либо сказанного или сделанного. Затем клятва — призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва, приносимая по требованию государственной власти, носит наименование присяги. Клятва не противоречит Закону Божию. Надо заметить, что некоторые относились к клятве отрицательно, напр., граф Л.Н. Толстой. В Ветхом Завете не раз говорится о клятве — Бог клялся..

Клятва

Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова) клятва. Книжн. Высок. Твёрдая решимость бороться с кем-л., чем-л. До конца. Обещание неизменно следовать своим идеалам. /em> Выражение из античной истории. БМС 1998, 266. БТС, 40. ФСРЯ, 200.. ..

Клятва

КлятваРечь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * Похвала * Русский язык * Слово * Сплетня * Спор * Шутка * ЯзыкОбещание (Клятва, Обет, Обязательство) - Некоторые дают обещания ради удовольствия их нарушить. -•Хэзлитт, Гэзлит Уильям (Hazlitt) Клятва есть ручательство, бесполезное с людьми честными и обманчивое с прочими. -•Декурсель Крошечный добрый поступок лучше, чем самые ..

Клятва

Божба, присяга, обет, зарок.. ..

Клятва

Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. Поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. Поэт.), святая, смертная, страшная, твердая, торжественная, тяжкая. Гиперболическая, надутая, рукокровная, рукописная.. ..

Клятва

Ж.1) Торжественное обещание, уверение, подкрепляемое иногда упоминанием чего-л. Священного, дорогого для того, кто обещает, уверяет.2) а) устар. Проклятие.б) Временное отлучение от церкви, сопровождаемое обрядом проклятия.. ..

Клятва

КЛЯ́ТВА -ы. Ж. Торжественное уверение в чём-л., обещание, подкреплённое упоминанием чего-л. Священного для того, кто уверяет, обещает. Дать клятву. Сдержать клятву. Нарушить клятву. * И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой (Лермонтов).. ..

Клятва

-ы, ж. Торжественное обещание, уверение. К. Верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей. Торжественная клятва в верности медицинскому долгу). II прил. Клятвенный, -ая, -ое. К. Обет.. ..

Клятва

Клятвы, ж. Торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-н. Священного, ценного, авторитетного, присяга. Дать клятву кому-н. Клятва в верности или верности. Взять клятву с кого-н. Разрешить кого-н. От клятвы. Преступить клятву. Клятву верности сдержали. Лермонтов. Аннибалова или Аннибаловская клятва (книжн.) - особенно серьезная, важная, на всю жизнь (знаменитый карфагенский полководец 3 в. До хр. Э. Аннибал девятилетним мальчиком, по преданию, дал отцу пред алтарем клятву ..

Клятва

Общеслав. Суф. Производное от *klęti «присягать, давать клятву». См. Клясть, заклинать.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Клятва

Старославянское – клятва.. ..

Клятва

Кля́тва ст.-слав. Клѩтва κατάρα, ἀρά (Супр.), болг. Кле́тва, сербохорв. Кле̑тва "проклятие", др.-чеш. Klatva, kletva "проклятие, отлучение от церкви", польск. Klątwa. От кляну́, клясть.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Клятва

-обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт 14.22). Имеет также смысл. Отделение, предание Богу-как заклятие и проклятие (Чис 5.21. Дан 9.11. Гал 3.13). (См. Заклятие, проклятие). ..

Клятва

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯВ Синод. Пер. Два евр. Слова переданы словом "клятва". 1) сущ. Шевуа ("клятва") имеет тот же корень, что и числит. Шева ("семь"). Этимологич. Связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22-32 - Беэршева, Синод. Пер. - Вирсавия = "колодец семи" или "колодец клятвы"). 2) сущ. Ала, в отличие от шевуа, переводится не только как "клятва", но и как "проклятие", "заклинание". В значении "проклятие" это слово употреблено в Лев 5:1. Чис 5:23. 1Цар 14:24 и др. Как "клятва"..

Климент

(снисходительный, милостивый) (Фил.4:3 ) - на него указывает ·св. ·ап. Павел в означенной цитате, как на одного из сотрудников, имена которых начертаны в книге жизни. Более о нем не упоминается в ·Н.З. Древние отцы Церкви вообще полагают, что означенное лицо есть Римский, бывший по церковной истории третьим епископом Рима. Существует предание, что единогласно был избран Римскими пресвитерами в епископы на место умершего Клита, именуемого также Анаклетом. Живя во время гонений Домициана, он сконч..

Книд

(Деян.27:7 ) - Карийский город на полуострове ие, в Архипелаге. Им проходил ·св. ·ап. Павел на своем пути в ·Рим. Гавань а очень обширна, а самый город славился боготворением Венеры, в честь которой здесь был устроен храм с знаменитою статуею, изваянною известным художником Праксителем.. ..

Дополнительный поиск Клятва Клятва

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Клятва" в словаре Полная популярная библейская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клятва, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа