Дидро
(Diderot), Дени (5.X.1713 - 31.VII.1784) - франц. Просветитель, философ-материалист, идеолог революц. Буржуазии накануне революции кон. 18 в. Род. В г. Лангре в семье зажиточного ремесленника. Учился в иезуитском коллеже в Лангре, затем в коллеже Д'Аркур в Париже. Стал поклонником идей Монтескье и Вольтера, начал изучать англ. Сенсуалистич. Философию и естествознание. К 40-м гг. Относится начало самостоят. Лит. Деятельности Д. И сближение его с Руссо (с к-рым он разошелся в 50-х гг.), Кондильяком, а также Д'Аламбером, вместе с к-рым Д. Возглавил издание знаменитой "Энциклопедии наук, искусств и ремесел" (после ухода в 1757 Д'Аламбера из "Энциклопедии" и вплоть до выхода в 1772 последнего осн. Тома "Энциклопедии" - единств. Ее редактор).
Как философ Д. Принадлежал к числу наиболее последоват. И воинствующих материалистов и атеистов своего времени (к атеизму пришел через деизм), был сторонником материалистич. Сенсуализма, в нек-рых высказываниях дал "высокие образцы диалектики" (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 20).Обществ.-политич. И ист. Взгляды Д. Нашли отражение в его многочисл. Статьях для "Энциклопедии", в "Добавлении к "Путешествию" Бугенвиля", "Опровержении книги Гельвеция", в "Племяннике Рамо", в спец. Ист. Работах ("Ист. Очерк о представительных учреждениях", вошедший в "Филос, ист. И др. Записки", "Опыты о царствовании Клавдия и Нерона"). В понимании явлений обществ. Жизни Д. Остался идеалистом. Однако рационалистич. Метод подхода к обществ. Явлениям (свойственный Д., как и др.
Передовым философам того времени) был большим шагом вперед. Немалое значение на пути к материалистич. Пониманию истории имеют попытки Д. Перенести материалистич. Сенсуализм на познание общества, подчеркивание им большой роли интереса в обществ. Развитии, решающей роли внеш. Среды в формировании личности (хотя под средой он понимал гл. Обр. Форму правления). Разделяя теорию естественного права, Д. Несколько идеализировал первобытное состояние, однако он не призывал вернуться к нему и считал переход к обществу и гос-ву прогрессом. Д. Разоблачал вымыслы о божеств. Происхождении королев. Власти и сословного неравенства. Д. Считал, что общество создается в результате сознат. Деятельности людей для обеспечения их большего счастья. Он отмечал, что возникновению гос-ва предшествовал большой путь развития человечества - от собирания плодов к скотоводству, а затем к хлебопашеству, от кочевого образа жизни к оседлому, к установлению собственности.
Абсолютная монархия и деспотизм им решительно осуждались. Хотя Д. Чужды открыто революц. Выводы и радикальные планы решения политич. Проблем, но он считает возможным и необходимым при определ. Условиях восстание против деспотизма. Д. Убежден, что прогресс разума - верное средство борьбы против всех бед общества, он считает, что общество, нуждается в передовых, осн. На науках, законах, продиктованных философами. Д. Различал нации старые, вступившие в период упадка, и нации молодые, способные избежать тех отрицат. Черт, к-рые, по его мнению, явственно обнаружились во Франции и Англии. К числу молодых наций Д. Относил Россию. В 1773 посетил Россию, тщетно пытаясь убедить Екатерину II провести прогресс. Реформы. (Беседы Д. С Екатериной нашли отражение в его "Заметках..." ("Mélanges philosophiques...", P., 1870, сокр.
Рус. Пер. "Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро", СПБ, 1902)). Д. Было присуще тяготение к ист. Подходу в решении филос, экономич. И др. Проблем. Полагая, что республика - трудно осуществимая форма правления для больших гос-в, Д. Ратовал за огранич. Монархию (вкладывая в нее по существу респ.-демократич. Содержание). Д. Интересовался историей торговли и пром-сти (занимавшей большое место в его "Энциклопедии"), права и гос-ва. Подобно др. Просветителям, Д. Склонен был ценить в истории гл. Обр. Ее прикладное значение, рассматривая ее как средство политики и воспитания. Считал, что история должна подвергнуть критике и осмеянию пороки феод. Сословий и классов - духовенства и дворянства. Но он ставил на суд истории также наживал и грабителей из среды крупной буржуазии, выступал за устранение кричащего имуществ.
И социального неравенства, защищал принцип "умеренных потребностей", ему присущ демократизм, сочувственное отношение к народу. Защищая в целом бурж. Принципы - частную собственность, "экономич. Свободу", восхваляя "почетную профессию купца", Д. В то же время иногда высказывал сомнения в достоинствах порядка, осн. На частной собственности. Тем самым Д. Оказывался в противоречии с собств. Бурж. Идеалом и сближался с утопистами.Соч. Oeuvres complètes, t. 1-20, P., 1875-77. Textes choisies, t. 1-2, 4-5, P., 1953-55. Correspondance, éd. G. Roth, t. 1-8, (P.), 1955-62. Рус. Пер. - Собр. Соч., т. 1-10, M.-Л., 1935-47. Избр. Произв., М.-Л., 1951. Избр. Атеистич. Произв., М., 1956.Лит. Луппол И. К., Дени Дидро. Очерки жизни и мировоззрения, М., 1960. Волгин В. П., Политич.
И социальные идеи Дидро, "ВИ", 1955, No 3. Казарин А. И., Учение Дидро о гос-ве и праве, М., 1960. Его же, Экономич. Воззрения Д. Дидро, М., 1960. Его же, Дидро и некоторые вопр. Рус. Культуры 18 в., "ВИМК", 1958, No 1. Le Gras J., Diderot et l'Encyclopédie, P., 1928. Billy A., Vie de Diderot, P., 1948. Cresson A., Diderot, P., 1949. Mornet D., Diderot, l'homme et l'oeuvre, P., 1952. Mayer J., Diderot, homme de science, P., 1960.A. И. Казарин. Москва..
Дополнительный поиск Дидро
На нашем сайте Вы найдете значение "Дидро" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дидро, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 5 символа