Монастыри

90

(от греч. Monastnrion - уединенное жилище) - основная форма организации религ. Жизни монашества в христианстве (православном и католическом), индуизме, исламе и буддизме, являвшаяся вместе с тем важной хоз.-экономич. Базой феод. Системы на Востоке и в Зап. Европе.М. Существовали уже в сер. 1-го тыс. До н. Э. В Египте (культ Сераписа. Гл. Центр этого культа - Серапеум в Хенобоскионе) и нек-рых др. Странах. Древнейшие М. Упоминаются в свящ. Книгах индуизма. Они служили врем. Пристанищем странствующим отшельникам, посвятившим жизнь изучению вед и молитвам.С возникновением и территориальным распространением буддизма появляются буддийские М. В странах Азии. Индии (2-1 вв. До н. Э.), Бирме и Таиланде (2-3 вв. Н. Э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8 вв.), Индонезии (7 в.), Монголии (сер.

17 в.). Буддийские М. Становятся крупнейшими феод. Землевладельцами, принимают активное участие в политич. Жизни страны. В дальнейшем, в связи с усилением роли местных религий (индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае), влияние и числ. Их уменьшается (в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Вост. Азии с 12-14 вв.). Политич. И экономич. Влияние буддийских (ламаистских) М. До недавнего времени сохранялось в Тибете, к-рый в течение длит. Времени являлся теократич. Гос-вом. До образования Тибетского автоном. Р-на в рамках КНР в Тибете имелось до 3 тыс. М. Крупнейшие из них насчитывали от 3 до 10 тыс. Монахов каждый.В исламе М. Не имели большого значения. В Коране нет упоминаний о монашестве.

Лишь с возникновением (10-11 вв.) в странах Бл. И Ср. Востока мистико-аскетич. Направления в исламе (суфизм) появились бродячие монахи (дервиши), временами селившиеся колониями по 20-40 чел. Во главе с шейхом.В древности существовали иудейско- сектантские общины, члены которых давали обет посвятить свою жизнь богу. Их возникновение относится ко 2 в. До н. Э. - 2 в. Н. Э. В этих древних формах иудейско-сектантских общин можно видеть один из источников возникновения М. В христианстве. Другим источником было храмовое отшельничество в Египте, практиковавшееся, в частности, в культе Сераписа. Именно в Египте в 1-й трети 4 в. Были основаны Пахомием первые христ. М. Пахомий вызвал к жизни новую форму монашества - киновитство (см. В ст.

Монашество). Широкое распространение христ. М. Получили, кроме Египта (Фиваида, Ликополис, Оксиринх, Арсиной), в Палестине, Сирии (близ г. Нисибис), Каппадокии (здесь впервые при М. Были созданы школы для воспитания детей), Малой Азии, Армении, на о. Кипр, в Византии (в одном только Константинополе в 1-й пол. 6 в. Имелось более 80 М.).Христианские М. Во главе с игуменом, сохраняя автономию, образовывали уже в 4 в. Подобие позднейшей конгрегации. Игумены съезжались на общий совет по неск. Раз в год, принимали согласованные решения. В М. Поддерживалась почти военная дисциплина. Монахи составляли "компании", во главе к-рых стояли "деканы". Каждые 10 "компаний" составляли "дивизион". Вся жизнь М. Регламентировалась уставом, древнейшие из уставов приписывают Пахомию, его ученикам - Шенуди, Макарию Александрийскому, Василию Великому.С развитием феодализма в странах Востока М.

Сосредоточили в своем владении огромные зем. И ден. Богатства. В Византии обогащение М. И связанный с этим рост их политич. Роли явились важными причинами иконоборчества (см. Иконоборчество), в результате к-рого сократилось монаст. Землевладение (утраченные позиции М. Были восстановлены во 2-й пол. 9-10 вв. При поддержке императорской власти). Бежавшие от преследований монахи образовали своеобразную "монашескую республику" на скалах п-ова Афон (ок. Салоникского залива), ставшую с 10 в. Гл. Центром православного (греко-визант.) монашества. В 962-1542 здесь было осн. Ок. 200 М. Общее управление осуществлялось "парламентом" из 20 чел. И четырьмя "президентами", один из к-рых был главным (протос). Свою автономию Афон сохранил и тогда, когда ему пришлось формально подчиниться власти константинопольского патриарха (ок.

1000). С Афоном в значит. Степени связано и распространение в 10 в. Православных М. В Греции, Болгарии, Чехии, а также на Руси (см. Ниже раздел Монастыри в России).В Зап. Европе М. Появились в 4 в. В Италии они создавались монахами - выходцами из М. Пахомия на В. В Англии, Галлии, Юж. Германии - ирл. Монахами. Монаст. Жизнь регламентировалась вост. Христ. Монаст. Уставами, переведенными на лат. Яз. (наибольшее распространение имел устав Василия Великого). В 529 Бенедикт Нурсийский создал монастырь в Монтекассино (близ Неаполя), подчинившийся власти рим. Папы и положивший начало старейшему католич. Ордену бенедиктинцев. Устав этого монастыря сделался обязательным для всех М. Зап. Европы на столетия. Одним из требований монаст. Жизни в бенедиктинских М.

Зап. Европы, как и на Востоке, был обязательный труд. Однако с развитием феодализма доступ в М. Строго ограничивается представителями господствующего класса. В связи с этим требование об обязательном занятии трудом монахи выполняли своей работой в мастерских письма, художеств. Миниатюры, скульптуры и т. П. Тяжелый физич. Труд в земледелии, скотоводстве и др. Отраслях монаст. Х-ва с 11 в. Перекладывается на особых работников - конверзов и на эксплуатируемое монастырем крепостное крестьянство.М. В ряде мест (как на З., так и на В.) играли в период раннего средневековья значит. Роль в расчистке лесов, осушении болот, поднятии целины. Многие М. Превратились в крупные х-ва с развитым земледелием и ремеслом, продукция к-рых шла гл.

Обр. На удовлетворение потребностей М., a частично - на благотворит. Цели. Зем. Богатства М. Были очень значительны (в 9 в. Франц. Монастырь Сен-Жермен-де-Пре имел 430 тыс. Га земли, Сен-Мартен - 810 тыс. Га и т. Д.). Большое распространение получила на монаст. Землях практика прекариев, что содействовало развитию и укреплению феод. Отношений. Укреплению мощи М. Содействовала королев. Власть, широко предоставляя им иммунитетные права и всевозможные привилегии. М. Рано начали втягиваться в товарно-ден. Отношения, занимались не только торговлей продуктами монаст. Х-ва, но и работорговлей. М. Нередко составляли самостоят. Политич. Единицы, являвшиеся одним из осн. Звеньев феод. Организации общества. Они имели свой суд, свое войско, свое управление и т.

Д. Монашество втягивалось все глубже в светскую жизнь, подвергалось "обмирщению", что способствовало падению религ. Веры в массах. Неоднократно предпринимавшиеся попытки заставить М. Более строго подчиняться уставу (Хродеганг в 8 в., Бенедикт Аньянский в нач. 9 в.) оставались безуспешными. Значит. Укрепление экономич. И политич. Мощи М. Началось в Зап. Европе в 10-11 вв. И было связано с клюнийской реформой, требовавшей соблюдения строгих правил Бенедикта Нурсийского о монаст. Жизни. В нач. 11 в. Возникла обширная конгрегация католич. М. Разных стран, примкнувших к сторонникам реформы. В кон. 11 - нач. 12 вв. Появляется (гл. Обр. Во Франции) ряд новых М., с помощью к-рых церковь стремилась приостановить широкое движение, развернувшееся под лозунгами "евангельской бедности", воспринятыми массами недовольных крестьян, искавших спасения от усиливавшейся эксплуатации в бегстве от своих феодалов.

Нек-рые из этих М. (Премонтре, осн. В 1119, Фонтевро, осн. В 1122, Сито, осн. В 1120, Савиньи, осн. В 1118) сделались крупными церк. Центрами, и на их базе возникли влият. Монашеские ордена. В условиях продолжит. Крестовых походов появились духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, тринитарии), основавшие ряд М. Особого типа. У иоаннитов (госпитальеров) М. Соединялся с лазаретом для раненых крестоносцев, у тамплиеров - с убежищем для паломников, у тринитариев - с домами, в к-рых собирали выкупленных из плена крестоносцев. Нередко эти М. Служили базами на торг. Путях с В. На З. В 1-й трети 13 в. Возникают М., связанные с орденами нищенствующих монахов (францисканцы, доминиканцы, позднее августинцы-эремиты, кармелиты и др.). Существенной особенностью этих М.

Была их тесная связь с городом, органич. Частью к-рого они становились. Ведя борьбу с усилившимся еретич. Движением, рассылая своих монахов в разные страны в качестве миссионеров, эти М. Богатели, их роль в политич. Жизни возрастала. Многие из М. Стали опорными пунктами для воен. Захватов и колонизации. Католич. М. Выступали союзниками папства в борьбе за политич. Господство в Европе, препятствовали процессу централизации европ. Гос-в. По мере развития светской культуры и с разложением феодализма отчетливо проявилась реакц. Роль М. (и монашества), являвшихся в период раннего средневековья своеобразными культурными очагами.Сильный удар был нанесен католич. М. Во время Реформации, сопровождавшейся ликвидацией монашества как особого института, закрытием М.

И секуляризацией их зем. Владений (в Англии, сканд. Странах, части Швейцарии, Шотландии, нем. Протестантских кн-вах). Однако в связи с контрреформацией в монаст. Движении наблюдается новый подъем. Осн. Театинцами, барнабитами и др. Монаш. Орденами во 2-й пол. 16 в., новые М. Ставили своей гл. Задачей подготовку церк. Кадров для борьбы с протестантами. М., и прежде всего М. Иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Борьба против монашества снова усилилась в связи с Нидерландской бурж. Революцией (закрытие М. С конфискацией имущества было проведено на терр. Совр. Нидерландов), а также с политикой т. Н. Просвещенного абсолютизма (множество М. Подверг ликвидации в своих владениях Иосиф II). Большой удар по М. Был нанесен бурж.

Революциями 18-19 вв. В период франц. Бурж. Революции конца 18 в. Была проведена конфискация зем. Владений церкви (закон от 2 нояб. 1789), составлявших 1/5 всех франц. Зем. Владений, и М. Были закрыты (постановлением Конвента от 13 февр. 1790). Упразднению с конфискацией земли подлежали М. По законодательству республик, созданных в 1797-99 в Италии в период франц. Оккупации. Цизальпинской, Лигурийской и Римской. Часть земли М. Была конфискована франц. Властями в Итальянском королевстве (1806-15) в первые годы его существования. В 1807-09 М. Были упразднены в Неаполитанском королевстве, их имущество конфисковано и пущено в продажу. В февр. 1849 пр-во Римской республики провело национализацию всей движимой и недвижимой собственности монаш.

Орденов. В Испании земли М. Были конфискованы в ходе революции 1820-23. В период бурж. Революций 1834-43 и 1868-74 (реформы Мендисабаля в 1835, постановление учредит. Кортесов в 1869) М. Подверглись ликвидации.На протяжении всего 19 в. И нач. 20 в. Судьба М. Тесно переплетается с судьбами политич. Реакции. Каждое поражение последней приводило к частичному или общему закрытию М. (в Италии в 1850-55, в Германии во время "культуркампфа" в 1875, во Франции в 1901-06, в Португалии в 1910 и т. П.). Однако в связи с ростом революц. Рабочего и демократич. Движения в ряде стран бурж. Реакция снова обратилась к М. С кон. 19 в. Их число стало быстро расти, а их деятельность приобрела широкий размах. В 20 в. Нек-рые протестантские церкви (англиканские, нек-рые евангелич.

Церкви в США и др.), решительно отвергавшие раньше М., изменили к ним отношение и допустили их появление.В большинстве капиталистич. Стран М. В наст. Время перестали играть роль самостоятельных хоз.-экономич. Единиц. Накопления, производимые в М., сосредоточиваются в руках монаш. Орденов (напр., орден иезуитов располагает капиталом в 5 млрд. Долларов), к-рые пускают капиталы в оборот - вкладывают в банки, предприятия, торговлю, гл. Обр. Путем приобретения пакетов акций.В СССР декретами Сов. Пр-ва от 20 и 23 янв. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. Объявлено нар. Достоянием. Земли М. Были розданы крестьянам, многие здания М. Отведены под школы, больницы, клубы и др. В наст. Время в СССР существует неск. Православных М.

(с небольшим числом монахов), являющихся чисто религ. Орг-циями.В зарубежных социалистич. Странах вопросы, связанные с церк., в т. Ч. И с монаст., землевладением, были решены в ходе агр. Преобразований после 2-й мировой войны (в МНР в 1928). В подавляющем большинстве этих стран монаст. Эксплуататорское землевладение ликвидировано. Религ. Орг-циям, в т. Ч. И М., выделены зем. Участки в размерах, необходимых для занятия под церк. Сооружения, погосты и т. П. Служители религ. Культов наделены землей по трудовой норме, на общих основаниях со всеми остальными гражданами социалистич. Гос-в, пожелавшими обрабатывать землю своим трудом.В Албании, согласно постановлению "О некоторых изменениях и дополнениях закона о земельной реформе" от 27 мая 1946, М.

Могут владеть не более чем 10 га земли. В Болгарии по закону об агр. Реформе, принятому Нар. Собранием 12 марта 1946, за М. Были сохранены (в зависимости от ист. Значения М.) зем. Владения, не превышающие в среднем 30-40 га. В Венгрии земли М. Св. 57 га подлежали изъятию гос-вом за выкуп в соответствии с декретом Врем. Нац. Пр-ва "О ликвидации системы крупного землевладения и о наделении землей трудовых крестьян" от 15 марта 1945. В ДРВ по закону об агр. Реформе от 4 дек. 1953 земли М. Подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР на основании закона о зем. Реформе от 5 марта 1946 конфисковывались зем. Владения св. 5 чонбо (1 чонбо = 0,992 га) у тех М., к-рые сдавали землю в аренду и эксплуатировали батраков и крестьян.

В КНР, в соответствии с законом об агр. Реформе (июнь 1950), земли М. Подлежали реквизиции и вместе с др. Конфиск. И реквизиров. Землями распределялись между малоземельными и безземельными крестьянами. В МНР монаст. Имущество и скот подлежали национализации в соответствии с решением 5-го Великого нар. Хурала (дек. 1928) о конфискации крупной феод. Собственности. В Польше решение о национализации латифундий католич. Церкви и др. Религ. Орг-ций (в т. Ч. М.) было принято в марте 1950. С 75 тыс. Га монаст. Землевладение сократилось до 9 тыс. Га (ок. 5 га у отдельных М.). В Чехословакии в собственность гос-ва перешла земельная (св. 1 га) и др. Собственность всех монашеских орденов, конгрегаций и отдельных М. (закон о зем. Реформе, постановления от 14 и 18 окт.

1949 об экономич. Обеспечении церкви и религ. Орг-ций гос-вом и др.). В Югославии на основании закона об аграрной реформе и колонизации (1945) подлежали конфискации зем. Владения М. Свыше 10 га. За М., имеющими важное ист. Значение, было оставлено до 30 га обрабатываемой земли и до 30 га леса из тех земель, к-рыми они владели до реформы. В Румынии (где крупное монаст. Землевладение было ликвидировано еще во 2-й пол. 19 в.) с.-х. Имущество М., согласно закону об агр. Реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монаст. Землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по агр. Реформе (1945) было признано целесообразным не проводить конфискации зем.

Собственности М.Лит. Казанский П., История православного монашества на Востоке, ч. 1-4, М., 1854. Ратшин А., Полн. Собр. Историч. Сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечат. Церквах в России, М., 1852. Соколов И., Состояние монашества в визант. Церкви с пол. 9 до нач. 13 вв., Каз., 1894. Минаев И. П., Пратимокша - сутра, буддийский служебник, СПБ, 1869. Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887. Heimbucher M. J., Die Orden und Kongregationen der katholischen Kirche..., 3 Aufl.,Bd 1-2, Paderborn, 1932-34. Bell C., The religion of Tibet, Oxf., 1931. Schmitz Ph., Geschichte des Benediktinerordens, (2 Aufl.), Bd 1-2, Z., 1947-48. Hallinger K., Gorze-kluny.

Studien zu den monastischen Lebensformen und Gegenständen im Hochmittelalter, Bd 1-2, Romae, 1950-51.Б. Я. Рамм. Ленинград.Монастыри в России. M. На Руси появились с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими их землями, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. М. Сыграли важную роль в укреплении и развитии феод. Отношений на Руси. В первые века после крещения Руси М. Были рассадниками письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11-12 вв. Наибольшее значение приобрел Киево-Печерский М., из стен к-рого вышли многие рус. Епископы. Наряду с крупными М. (Киево-Печерским, Новгородским, Юрьевым и др.) в 12-13 вв. Широкое распространение получили мелкие М., состоявшие из 3-5 монахов-отшельников, "особенно" живущих на т.

Н. Келиотском уставе. Во 2-й пол. 14 в. Митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу М. - монахи с келиотского устава были переведены на общежитийный. Роль М. В экономич., политич. И церк. Жизни заметно возрастает в 14-15 вв. В это время возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимьев и др. Крупные М. В 16 в. На С., в Подвинье, возникает Антониево-Сийский М. В Поволжье, после завоевания Казани, центр. М. Основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчетам С. Б. Веселовского, во 2-й пол. 16 в. В России было не менее 200 М. Они расширяли свои владения, не считаясь со средствами, осуществляли покупки и вымогательства земель под видом вкладов, просили гос.

Пожалований, переходили к прямым насильственным захватам окрестных черносошных земель. На этой почве происходили острые столкновения М. С крестьянами, к-рые изгоняли, а подчас и убивали их основателей. М. Опутывали крестьян сетью долговых обязательств ("серебренечество"). В монаст. Вотчинах формировались различные категории феод.-зависимого населения России. В кон. 15-16 вв. Рост монаст. Землевладения начал тревожить великокняж. Власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель для испомещения служилого дворянства. В 1503 на церк. Соборе был поставлен вопрос о ликвидации церк. И монаст. Землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости М. Владеть населенными крестьянами селами развернулись между нестяжателями и иосифлянами.

Новые попытки гос. Власти ограничить монаст. Землевладение и привилегии относятся к сер. 16 в. На Стоглавом соборе (1551) было решено установить строгий контроль за приобретением земель в М. В 1572 пр-во запретило делать зем. Вклады в крупные М., a в 1581 на церк. Соборе было принято решение о безусловном запрещении приобретать в М. Земли. Вводя монаст. Запашку, увеличивая повинности крестьян, развивая ростовщическую деятельность, М. Усиливали эксплуатацию крестьян. Крест. Волнения произошли в 1594 - 95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского М., где монаст. Власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крест. Восстания И. И. Болотникова (1606-07) М. Деятельно помогали пр-ву В.

Шуйского в подавлении крест. Движения. Оправившись после удара, нанесенного крест. Войной и иностр. Интервенцией, М. Вновь стали в 17 в. Серьезной экономич. И политич. Силой. Пр-во Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 запретило М. Покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост М. Сократился при Петре I, к-рый взял под контроль монаст. Доходы, запретил М. Скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монаст. Крестьян, была произведена секуляризация монаст. Земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губ. Секуляризация была проведена в 1786-88). Однако в 19 в. В царствования Александра I и Николая I M. Снова получили пахотные земли и угодья.

М. Рассматривались царским самодержавием как оплот реакции в борьбе с революц. Движением. Соловецкий, Спасо-Евфимьев и др. М. Использовались как место заключения лиц, обвиняемых в религ. Свободомыслии.К 1917 в России насчитывалось 1025 православных М., в к-рых было ок. 100 тыс. Монахов, монахинь и "послушников". М. В 1910 владели 739 тыс. Десятин земли в 50 губерниях Европ. России, они получали значит. Ден. Доход (Троице-Сергиева лавра - ок. 1,5 млн. Руб.). М. Враждебно встретили Окт. Социалистич. Революцию, в течение ряда лет служили оплотом контрреволюции. Декретами Сов. Пр-ва от 20 и 23 янв. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. Было объявлено нар. Достоянием. Земли М. Были розданы крестьянам, многие здания М. Отведены под школы, больницы, клубы и музеи.

В СССР имеется неск. Православных М. С небольшим числом монахов, являющихся чисто религ. Орг-циями.Лит. Зверинский В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Росс. Империи, т. 1-3, СПБ, 1890-97. Гантаев Н., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960. Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54. Веселовский С. Б., Феод. Землевладение в Северо-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947. Его же, Монастырское землевладение в Моск. Руси во 2-й пол. XVI в., "ИЗ", т. 10, М., 1941. Черепнин Л. В., Образование Рус. Централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960. Тихомиров М. Н., Россия в XVI ст., М., 1962. Его же, Монастырь-вотчинник XVI в., "ИЗ", т. 3, М., 1938. Корецкий В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVII вв., в сб.

ВИРА, т. 6, М., 1958. Зимин А. A., Опричнина Ивана Грозного, М., 1964.В. И. Корецкий. Москва..

Значения в других словарях
Монастыри

(от греч. Monastērion — келья отшельника) в ряде религий общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие М. Возникли в Буддизме в середине 1-го тыс. До н. Э. В Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в убежищах (часто в пещерах). В эти общины принимались все, независимо от общественного положения, за исключением рабов, должников и царских слуг. Постепенно характер общин (разбогатевших в значительной ме..

Монастыри

МОНАСТЫРИ (от греч. Monasterion - келья отшельника) - в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие - буддийские монастыри (сер. 1-го тыс. До н. Э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. В Египте). В средние века в Европе монастыри - крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела..

Монастыри

МОНАСТЫРИ (от греч. Monasterion -келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). На Руси появились в 11 в. В 1054 был основан Киево-Печерский монастырь. М. Были центрами освоения новых территорий, крупными хозяйственными центрами. До середины 18 в.- крупные земельные собственники. М. Способствовали распространению грамотности, книжного дела, являлись центрами русского летописа..

Монастыри

См. Монашество.. ..

Монастыри

Общежития лиц, давших монашеский обет и подчиняющихся общему монастырскому уставу.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Монастыри

(от гр. Monasterion - келья отшельника) - в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни (устав). В Русском государстве до секуляризации (1764) М. Были крупными землевладельцами. Ликвидированные после Октябрьской революции, М. Стали возрождаться в РФ с 1991 г, однако достаточной правовой основы для их деятельности пока не создано.. ..

Монастыри

Первый М. В Екат., Ново-Тихвинский женский, возник из кладбищенской богадельни, упоминаемой с 1796. В 1799 богадельня была официально признана архиепископом Тобольским и Сиб. Варлаамом, а имп. Указом от 31 дек. 1809 на ее основе учрежден М. Имп. Указом от 21 мая 1822 М. Был возведен в статус штатного 1-го кл., что давало право на получение гос. Содержания на 100 чел. (остальные должны были содержаться на собственные средства М.). Для Екат. Ново-Тихвинского М. Был разработан особый общежительный ..

Монастыри

В окрестностях древней Москвы монастыри существовали с начала XIII в., но были сожжены монголо-татарами зимой 1237—38. Древнейшие из известных московских монастырей — Данилов и Богоявленский — основаны в конце XIII в. Монастырское строительство в Москве развернулось со второй половины XIV в., когда были построены в Кремле Чудов монастырь, в Заяузье Андроников монастырь, в Занеглименье Алексеевский монастырь. Тогда же были основаны Симонов, Рождественский и ряд других более мелких монастырей. Мно..

Монастыри

— келья отшельника — в буддизме и христианстве общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни, устав. Древнейшие - буддийские М. Середины I тысячелетия до н. Э. В Индии. Первые христианские М. Возникли как поселения отшельников в III—IV вв. В Египте. В раннее средневековье способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие М. Назывались лаврами.. ..

Монархомахи

(от греч. Monarxos - монарх и maxn - борьба), тираноборцы, - писатели-публицисты в Зап. Европе 2-й пол. 16 - нач. 17 вв., выступавшие против королев. Абсолютизма. М. Отрицали божественное происхождение королев. Власти, доказывали, что суверенитет принадлежит народу, к-рый по договору передает власть монарху и имеет право свергнуть его, если он нарушил условия договора (и тем самым превратился в "тирана"), и даже убить его. М. Не составляли единого течения и отражали в зависимости от конкретно-ис..

Монастырёв

Николай Иванович (20.VII.1851 - 1881) - русский китаевед. Род. В Грязовецкой волости Вологодской губ. В семье бедного церковного служителя. В 1875 окончил вост. И юридич. Ф-ты Петерб. Ун-та. Защитив в 1876 магистерскую диссертацию об ист. Памятнике чжоуской эпохи - летописи Чуньцю ("Весна и осень") (8-5 вв. До н. Э.), получил звание кандидата, но не был оставлен при ун-те. С 1877 преподавал в Гатчинском уездном училище историю и географию. Как политически неблагонадежный, М. В 1878 был сослан в ..

Монастырские Крестьяне

В России - категория частновладельч. Крестьян России, находившихся в зависимости от монастырей и др. Церк. Учреждений. Категорию М. К. В 11-13 вв. Составили смерды, оказавшиеся на монаст. Землях, и вольные люди, призывавшиеся монастырями на пустоши. По грамоте митрополита Киприана 1391 М. К. Должны были отбывать барщину, в частности "игуменов жеребей весь рольи орат взгоном, и сеяти, и пожати, и свезти", и платить оброк. Во 2-й пол. 15 в. Нек-рые монастыри добились от великокняж. Власти грамот, ..

Монастырский Приказ

Центр. Правительств. Учреждение в России. Основан в 1650 для управления монаст. Вотчинами. Противником М. П. Был патриарх Никон, требовавший его ликвидации. Под давлением высшего духовенства в 1675 М. П. Был упразднен и его функции были переданы опять приказу Большого дворца и духовному суду при патриархе. В 1701 Петр I восстановил М. П., к-рый осуществлял сбор с монаст. И церк. Земель ден. И натур. Доходов. В 1720 М. П. Был ликвидирован. С учреждением в 1721 Синода М. П. Был снова восстановлен ..

Дополнительный поиск Монастыри Монастыри

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монастыри" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монастыри, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа