Календарь
I. Евр. Календарный год основан на годичном ЛУННОМ ЦИКЛЕ и состоит из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом попеременно, что составляет 354 дня. Подобные системы летосчисления были свойственны кочевым народам. Следует отметить, что в евр. Языке сущ. Ходеш - "месяц" - имеет ту же основу, что и глагольная форма "быть новым" (о новом дне, о новой луне). С луной был связан праздник Новомесячия (1Цар 20:5. Ис 1:13, 14. Ос 2:11. Ам 8:5). Израильтянам был известен и егип. Способ летосчисления по СОЛНЕЧНОМУ ГОДУ, обусловленный сезонными полевыми работами и соответств. Ежегодными праздниками (см. Лев 23:11,39,40. Неем 8:14-16). Солнечный год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 доп. Дней, что в сумме давало 365 дней. Поскольку между лунным и солнечным годами было расхождение в 11 дней, возникала необходимость каждые 2-3 года согласовывать лунный календарь с солнечным, чтобы праздник Пасхи, к-рый приходился на 15-й день первого месяца, не отмечался раньше начала уборки урожая (Лев 23:10,15,16).
С этой целью вводился дополнит. Месяц. Но практика прибавления 13-го месяца, ве-адара (второго адара), известна ученым только со времени возвращения израильтян из вавил. Плена. В Библии об этом сведений нет.II. 1) со времени исхода из Египта и до конца вавил. Плена МЕСЯЦЫ в евр. Календаре именовались в соответствии с порядковым номером. Первый, второй и т.д. (Исх 16:1. Чис 33:38. 3Цар 12:32. 4Цар 25:1,3,8,25. 1Пар 27:2-15. 2Пар 15:10). Но в Библии встречаются и более древние, употреблявшиеся еще хананеями, названия месяцев, производные от слов, обозначающих времена года, - авив, зиф, афаим и бул (см. Ниже). Остальные названия израильтяне заимствовали у вавилонян во время пребывания в плену. В соответствии с заповедью (Исх 12:2.
13:4), началом года считался весенний месяц авив, или нисан. От него отсчитывалось не только время проведения праздников, но и время правления израил. Царей. Гражд., или хозяйств. Год, видимо, начинался осенью, в месяц тишри (Исх 23:16. 34:22. Лев 25:4,9,10), от него же исчислялось и время правления царей Иудеи (см. Летосчисление, IV,1);2) о том, что время правления иуд. Царей исчислялось с осени, свидет-вуют след. Места в Библии. А) Иосия повелел восстановить храм в 18-й год своего правления (4Цар 22:3 и след.). Затем была найдена книга Закона (ст. 8 и след.), после чего последовали ее публичное прочтение и заключение завета (4Цар 23:1-3), очищение храма от идолов и разрушение капищ в окрестностях Иерусалима (ст. 4-14), в Вефиле и городах Самарии (ст.
15-20). Вслед за этим, опять-таки в 18-й год правления Иосии, была совершена Пасха Господу (ст. 21-23). Все эти события вряд ли могли произойти в короткий промежуток между 1-м и 14-м нисана, что говорит в пользу исчисления времени правления начиная с осени;б) согл. Иезекиилю, исчисляющему годы плена с того времени, когда в 597 г. До Р.Х. В Вавилон был уведен см. Иехония, падение Иерусалима произошло в 587 или в 586 г. До Р.Х. 25-й год плена - это 14-й год от падения Иерусалима, следовательно, падение Иерусалима приходится на 12-й год плена (см. Иез 40:1. Ср. 33:21). Год падения Иерусалима был, согл. 4Цар 25:2, 11-м годом правления царя Седекии. А т.к. Вавил. Хроника сообщает, что Седекия начал править во втором адаре 597 г. До Р.Х., то падение города в 4-й месяц (4Цар 25:3,4.
Иер 39:2. 52:6) могло приходиться на 11-й год его правления только в гражд. Год (начинавшийся с месяца тишри), в свящ. Же год (начинавшийся с нисана) оно приходилось бы на 12-й год его правления (следует иметь в виду, что время от фактич. Вступления на престол до даты офиц. Начала первого года правления не учитывалось). Библ. Сведения о дате падения Иерусалима согласуются друг с другом только в том случае, если время правления Седекии исчислялось с осени (см. Расхождения относит. Даты падения Иерусалима - в 587 или 586 г. До Р.Х.);3) время правления царей отсчитывалось с осени, в то время как счет месяцев в году производился с весны до весны. 4) первым свидет-вом об исчислении года правления с осени являются сведения о строит-ве см.
Храма, продолжавшемся с зифа (2-й месяц) 4-го года правления Соломона до була (8-й месяц) 11-го года, т.е. Семь лет (3Цар 6:1,37,38). В случае же исчисления времени строит-ва по свящ. Календарю результат равнялся бы восьми годам. Т.о., время правления Соломона исчислялось уже по гражд. Календарю. III. Порядок проведения полевых работ описан в т.н. "Гезерском календаре" (ок. X в. До Р.Х.). Сельскохоз. Год начинался с осени. При этом два месяца отводилось на сбор урожая оливок, два - на сев зерновых культур, два - на поздний сев, один - на теребление льна, один - на сбор урожая ячменя, один - на сбор урожая пшеницы и праздник Пятидесятницы, два - на подрезание виноградной лозы, один - на сбор летних фруктов.IV. РАЗДЕЛЕНИЕ ГОДА НА МЕСЯЦЫ.
1) в месяце АВИВ, или НИСАН, было 30 дней (в европ. Календаре он соответствует периоду с середины марта до середины апреля). В память об исходе израильтян из Египта Господь определил для них этот месяц как первый месяц года (Исх 12:1,2. 13:4). После вавил. Плена название "авив" ("месяц колосьев") было заменено на "нисан" (Неем 2:1. Есф 3:7). В первый день этого месяца, как и в первый день всех других месяцев года, отмечался праздник Новомесячия (см. Луна). Вечером 14-го нисана праздновалась см. Пасха (Исх 12:18,19. 13:3-10) как начало праздника Опресноков, продолжавшегося с 15-го по 21-й день месяца (Лев 23:6). 16-го совершалось принесение Господу первых (см. Первородство, первородный, II,3) весенних плодов (Лев 23:10-14).
Ранние или поздние дожди (см. Дождь) приводили к подъему воды в Иордане (Нав 3:15. 1Пар 12:15). Начинался сбор урожая. Льна (Нав 2:6) и ячменя на прибрежных равнинах, ячменя и пшеницы - в долине Иордана. Затем наступал засушливый период. 2) в месяце ЗИФ, или ИЯР, было 29 дней (середина апреля - середина мая). Во время этого "месяца цветов" (3Цар 6:1,37), в 14-й день, праздновалась т.н. Малая Пасха для тех, кто не смог по к.-л. Причинам принять участие в праздновании настоящей Пасхи (Чис 9:10-12). Повсеместно шла уборка ячменя (Руфь 1:22) и пшеницы, чему не могли помешать редкие в этот период дожди. 3) в месяце СИВАН было 30 дней (середина мая - середина июня) (Есф 8:9). В шестой день этого месяца праздновалась см. Пятидесятница (Лев 23:15-21), или праздник Седмиц (Втор 16:9-11), называвшийся также праздником Жатвы (Исх 23:16,19).
Начинался сбор урожая яблок и ранних смокв (инжира). Цветение олеандра возвещало о начале лета. До октября прекращались дожди. Преобладал сев.-зап. Ветер. 4) в месяце ТАММУЗ (середина июня - середина июля) было 29 дней (Зах 8:19). В 17-й день таммуза соблюдался пост в память о разбитии Моисеем скрижалей завета (Исх 32:19). Жители горных областей приступали к жатве пшеницы. Созревание первого винограда совпадало с наступлением летней жары. 5) в месяце АВ (середина июля - середина августа) было 30 дней (Езд 7:9). В 9-й день этого месяца соблюдался пост в память о разрушении Навузарданом храма (4Цар 25:8,9. Зах 7:3,5. 8:19). Начинался сбор урожая винограда, инжира и грецкого ореха. Летняя жара усиливалась. 6) в месяце ЭЛУЛ (середина августа - середина сентября) было 29 дней (Неем 6:15).
Это время позднего сбора винограда, гранатов, миндаля, фиников и олив. Все еще стояла летняя жара. 7) месяц АФАНИМ (возм., месяц "постоянно текущих ручьев", т.е. Наводнений), или ТИШРИ, (середина сентября - середина октября) был свящ. Праздничным месяцем. В нем было 30 дней (3Цар 8:2). В 1-й день месяца отмечался праздник Труб (Лев 23:24 и след. Чис 29:1), к-рый позднее стал праздником Нового года (Рош-Гашана). В 3-й день соблюдался пост в память об убийстве Годолии (4Цар 25:25. Зах 7:5. 8:19). 10-й день месяца был великим Днем очищения (см. День очищения) (Йом-Кипур. Лев 16. 23:26-32). С 15-го по 21-й день отмечался см. Праздник Кущей (Суккот), самый радостный, сопровождающийся многочисл. Народными обрядами праздник израильтян.
Он устраивался в знак благодарения за получ. Урожай, а также в память о странствовании в пустыне (Лев 23:34 и след.). Поэтому в дни этого праздника израильтяне жили в специально сооруж. Шалашах, или шатрах (см. Шатер, шалаш, куща, хижина, храмина). Приносились в жертву Богу первые плоды винограда и масличных (Исх 23:16. Втор 16:13). 22-й день - "великий день" свящ. Собрания (Лев 23:36. Чис 29:35. Неем 8:18. Ин 7:37). Наступало время сбора урожая оливок и фиников. Начинался сезон дождей, приступали к пахоте, севу и посадке различных культур (см. Притч 20:4. Еккл 11:4). 8) в месяце БУЛ ("дождливый месяц"), или МАРХЕШВАН, (середина октября - середина ноября) было 29 или 30 дней. Это "месяц ростков" или, возм., "месяц дождей" (3Цар 6:38).
Производился сев ячменя и пшеницы, сбор урожая оливок в Северной Галилее, созревали зимние смоквы. 9) в месяце КИСЛЕВ (середина ноября - середина декабря) было 29 или 30 дней (Неем 1:1. Зах 7:1 - в Синод. Пер. - "хаслев"). Начиная с 25-го дня кислева восемь дней праздновался праздник Обновления - очищения храма (Ин 10:22). Наступала зима, шли дожди, в горах выпадал снег. Собирали зимние смоквы, начинала прорастать трава. 10) в месяце ТЕВЕТ (середина декабря - середина января) было 29 дней (Есф 2:16 - в Синод. Пер. - "тебеф"). В 10-й день месяца соблюдался пост в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором (4Цар 25:1. Зах 8:19). В этот самый холодный месяц года, когда нередки были снег и град (Нав 10:11), созревали апельсины, а долины пестрели цветущими ветреницей и маком.
11) в месяце ШЕВАТ (середина января - середина февраля) было 30 дней (Зах 1:7). Это время цветения миндаля и персиковых деревьев. Наступали теплые дни. 12) в месяце АДАР (середина февраля - середина марта) было 29 или 30 дней (Езд 6:15. Есф 3:7). В 14-й и 15-й дни месяца отмечался праздник см. Пурим в память об избавлении евреев (Есф 9:20-28). В это время гремели частые грозы и шли дожди с градом. Начинался период поздних дождей, от к-рых зависел будущий урожай. Шел сбор урожая цитрусовых. 13) ВЕ-АДАР, т.е. Второй адар, вводился только в високосный год..
Дополнительный поиск Календарь
На нашем сайте Вы найдете значение "Календарь" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Календарь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 9 символа