Календарь

305

I. Евр. Календарный год основан на годичном ЛУННОМ ЦИКЛЕ и состоит из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом попеременно, что составляет 354 дня. Подобные системы летосчисления были свойственны кочевым народам. Следует отметить, что в евр. Языке сущ. Ходеш - "месяц" - имеет ту же основу, что и глагольная форма "быть новым" (о новом дне, о новой луне). С луной был связан праздник Новомесячия (1Цар 20:5. Ис 1:13, 14. Ос 2:11. Ам 8:5). Израильтянам был известен и егип. Способ летосчисления по СОЛНЕЧНОМУ ГОДУ, обусловленный сезонными полевыми работами и соответств. Ежегодными праздниками (см. Лев 23:11,39,40. Неем 8:14-16). Солнечный год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 доп. Дней, что в сумме давало 365 дней. Поскольку между лунным и солнечным годами было расхождение в 11 дней, возникала необходимость каждые 2-3 года согласовывать лунный календарь с солнечным, чтобы праздник Пасхи, к-рый приходился на 15-й день первого месяца, не отмечался раньше начала уборки урожая (Лев 23:10,15,16).

С этой целью вводился дополнит. Месяц. Но практика прибавления 13-го месяца, ве-адара (второго адара), известна ученым только со времени возвращения израильтян из вавил. Плена. В Библии об этом сведений нет.II. 1) со времени исхода из Египта и до конца вавил. Плена МЕСЯЦЫ в евр. Календаре именовались в соответствии с порядковым номером. Первый, второй и т.д. (Исх 16:1. Чис 33:38. 3Цар 12:32. 4Цар 25:1,3,8,25. 1Пар 27:2-15. 2Пар 15:10). Но в Библии встречаются и более древние, употреблявшиеся еще хананеями, названия месяцев, производные от слов, обозначающих времена года, - авив, зиф, афаим и бул (см. Ниже). Остальные названия израильтяне заимствовали у вавилонян во время пребывания в плену. В соответствии с заповедью (Исх 12:2.

13:4), началом года считался весенний месяц авив, или нисан. От него отсчитывалось не только время проведения праздников, но и время правления израил. Царей. Гражд., или хозяйств. Год, видимо, начинался осенью, в месяц тишри (Исх 23:16. 34:22. Лев 25:4,9,10), от него же исчислялось и время правления царей Иудеи (см. Летосчисление, IV,1);2) о том, что время правления иуд. Царей исчислялось с осени, свидет-вуют след. Места в Библии. А) Иосия повелел восстановить храм в 18-й год своего правления (4Цар 22:3 и след.). Затем была найдена книга Закона (ст. 8 и след.), после чего последовали ее публичное прочтение и заключение завета (4Цар 23:1-3), очищение храма от идолов и разрушение капищ в окрестностях Иерусалима (ст. 4-14), в Вефиле и городах Самарии (ст.

15-20). Вслед за этим, опять-таки в 18-й год правления Иосии, была совершена Пасха Господу (ст. 21-23). Все эти события вряд ли могли произойти в короткий промежуток между 1-м и 14-м нисана, что говорит в пользу исчисления времени правления начиная с осени;б) согл. Иезекиилю, исчисляющему годы плена с того времени, когда в 597 г. До Р.Х. В Вавилон был уведен см. Иехония, падение Иерусалима произошло в 587 или в 586 г. До Р.Х. 25-й год плена - это 14-й год от падения Иерусалима, следовательно, падение Иерусалима приходится на 12-й год плена (см. Иез 40:1. Ср. 33:21). Год падения Иерусалима был, согл. 4Цар 25:2, 11-м годом правления царя Седекии. А т.к. Вавил. Хроника сообщает, что Седекия начал править во втором адаре 597 г. До Р.Х., то падение города в 4-й месяц (4Цар 25:3,4.

Иер 39:2. 52:6) могло приходиться на 11-й год его правления только в гражд. Год (начинавшийся с месяца тишри), в свящ. Же год (начинавшийся с нисана) оно приходилось бы на 12-й год его правления (следует иметь в виду, что время от фактич. Вступления на престол до даты офиц. Начала первого года правления не учитывалось). Библ. Сведения о дате падения Иерусалима согласуются друг с другом только в том случае, если время правления Седекии исчислялось с осени (см. Расхождения относит. Даты падения Иерусалима - в 587 или 586 г. До Р.Х.);3) время правления царей отсчитывалось с осени, в то время как счет месяцев в году производился с весны до весны. 4) первым свидет-вом об исчислении года правления с осени являются сведения о строит-ве см.

Храма, продолжавшемся с зифа (2-й месяц) 4-го года правления Соломона до була (8-й месяц) 11-го года, т.е. Семь лет (3Цар 6:1,37,38). В случае же исчисления времени строит-ва по свящ. Календарю результат равнялся бы восьми годам. Т.о., время правления Соломона исчислялось уже по гражд. Календарю. III. Порядок проведения полевых работ описан в т.н. "Гезерском календаре" (ок. X в. До Р.Х.). Сельскохоз. Год начинался с осени. При этом два месяца отводилось на сбор урожая оливок, два - на сев зерновых культур, два - на поздний сев, один - на теребление льна, один - на сбор урожая ячменя, один - на сбор урожая пшеницы и праздник Пятидесятницы, два - на подрезание виноградной лозы, один - на сбор летних фруктов.IV. РАЗДЕЛЕНИЕ ГОДА НА МЕСЯЦЫ.

1) в месяце АВИВ, или НИСАН, было 30 дней (в европ. Календаре он соответствует периоду с середины марта до середины апреля). В память об исходе израильтян из Египта Господь определил для них этот месяц как первый месяц года (Исх 12:1,2. 13:4). После вавил. Плена название "авив" ("месяц колосьев") было заменено на "нисан" (Неем 2:1. Есф 3:7). В первый день этого месяца, как и в первый день всех других месяцев года, отмечался праздник Новомесячия (см. Луна). Вечером 14-го нисана праздновалась см. Пасха (Исх 12:18,19. 13:3-10) как начало праздника Опресноков, продолжавшегося с 15-го по 21-й день месяца (Лев 23:6). 16-го совершалось принесение Господу первых (см. Первородство, первородный, II,3) весенних плодов (Лев 23:10-14).

Ранние или поздние дожди (см. Дождь) приводили к подъему воды в Иордане (Нав 3:15. 1Пар 12:15). Начинался сбор урожая. Льна (Нав 2:6) и ячменя на прибрежных равнинах, ячменя и пшеницы - в долине Иордана. Затем наступал засушливый период. 2) в месяце ЗИФ, или ИЯР, было 29 дней (середина апреля - середина мая). Во время этого "месяца цветов" (3Цар 6:1,37), в 14-й день, праздновалась т.н. Малая Пасха для тех, кто не смог по к.-л. Причинам принять участие в праздновании настоящей Пасхи (Чис 9:10-12). Повсеместно шла уборка ячменя (Руфь 1:22) и пшеницы, чему не могли помешать редкие в этот период дожди. 3) в месяце СИВАН было 30 дней (середина мая - середина июня) (Есф 8:9). В шестой день этого месяца праздновалась см. Пятидесятница (Лев 23:15-21), или праздник Седмиц (Втор 16:9-11), называвшийся также праздником Жатвы (Исх 23:16,19).

Начинался сбор урожая яблок и ранних смокв (инжира). Цветение олеандра возвещало о начале лета. До октября прекращались дожди. Преобладал сев.-зап. Ветер. 4) в месяце ТАММУЗ (середина июня - середина июля) было 29 дней (Зах 8:19). В 17-й день таммуза соблюдался пост в память о разбитии Моисеем скрижалей завета (Исх 32:19). Жители горных областей приступали к жатве пшеницы. Созревание первого винограда совпадало с наступлением летней жары. 5) в месяце АВ (середина июля - середина августа) было 30 дней (Езд 7:9). В 9-й день этого месяца соблюдался пост в память о разрушении Навузарданом храма (4Цар 25:8,9. Зах 7:3,5. 8:19). Начинался сбор урожая винограда, инжира и грецкого ореха. Летняя жара усиливалась. 6) в месяце ЭЛУЛ (середина августа - середина сентября) было 29 дней (Неем 6:15).

Это время позднего сбора винограда, гранатов, миндаля, фиников и олив. Все еще стояла летняя жара. 7) месяц АФАНИМ (возм., месяц "постоянно текущих ручьев", т.е. Наводнений), или ТИШРИ, (середина сентября - середина октября) был свящ. Праздничным месяцем. В нем было 30 дней (3Цар 8:2). В 1-й день месяца отмечался праздник Труб (Лев 23:24 и след. Чис 29:1), к-рый позднее стал праздником Нового года (Рош-Гашана). В 3-й день соблюдался пост в память об убийстве Годолии (4Цар 25:25. Зах 7:5. 8:19). 10-й день месяца был великим Днем очищения (см. День очищения) (Йом-Кипур. Лев 16. 23:26-32). С 15-го по 21-й день отмечался см. Праздник Кущей (Суккот), самый радостный, сопровождающийся многочисл. Народными обрядами праздник израильтян.

Он устраивался в знак благодарения за получ. Урожай, а также в память о странствовании в пустыне (Лев 23:34 и след.). Поэтому в дни этого праздника израильтяне жили в специально сооруж. Шалашах, или шатрах (см. Шатер, шалаш, куща, хижина, храмина). Приносились в жертву Богу первые плоды винограда и масличных (Исх 23:16. Втор 16:13). 22-й день - "великий день" свящ. Собрания (Лев 23:36. Чис 29:35. Неем 8:18. Ин 7:37). Наступало время сбора урожая оливок и фиников. Начинался сезон дождей, приступали к пахоте, севу и посадке различных культур (см. Притч 20:4. Еккл 11:4). 8) в месяце БУЛ ("дождливый месяц"), или МАРХЕШВАН, (середина октября - середина ноября) было 29 или 30 дней. Это "месяц ростков" или, возм., "месяц дождей" (3Цар 6:38).

Производился сев ячменя и пшеницы, сбор урожая оливок в Северной Галилее, созревали зимние смоквы. 9) в месяце КИСЛЕВ (середина ноября - середина декабря) было 29 или 30 дней (Неем 1:1. Зах 7:1 - в Синод. Пер. - "хаслев"). Начиная с 25-го дня кислева восемь дней праздновался праздник Обновления - очищения храма (Ин 10:22). Наступала зима, шли дожди, в горах выпадал снег. Собирали зимние смоквы, начинала прорастать трава. 10) в месяце ТЕВЕТ (середина декабря - середина января) было 29 дней (Есф 2:16 - в Синод. Пер. - "тебеф"). В 10-й день месяца соблюдался пост в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором (4Цар 25:1. Зах 8:19). В этот самый холодный месяц года, когда нередки были снег и град (Нав 10:11), созревали апельсины, а долины пестрели цветущими ветреницей и маком.

11) в месяце ШЕВАТ (середина января - середина февраля) было 30 дней (Зах 1:7). Это время цветения миндаля и персиковых деревьев. Наступали теплые дни. 12) в месяце АДАР (середина февраля - середина марта) было 29 или 30 дней (Езд 6:15. Есф 3:7). В 14-й и 15-й дни месяца отмечался праздник см. Пурим в память об избавлении евреев (Есф 9:20-28). В это время гремели частые грозы и шли дожди с градом. Начинался период поздних дождей, от к-рых зависел будущий урожай. Шел сбор урожая цитрусовых. 13) ВЕ-АДАР, т.е. Второй адар, вводился только в високосный год..

Значения в других словарях
Календарь

IКаленда́рь (от лат. Calendarium, буквально — долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца — Календы, в которые в Древнем Риме должники платили проценты) система счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил. В развитии К. Находят отражение условия хозяйственного уклада народов. Астрономические основы календаря. В К. Используются астрономические явления. Смена дня и ночи, изменение лун..

Календарь

КАЛЕНДАРЬ - справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., "Годовой разпись, или месячило" на 1670. Т. Н. "Брюсов календарь", составленный В. А. Куприяновым в нач. 18 в. "Всеобщий русский календарь", изданный И. Д. Сытиным в нач. 20 в. В наше время - "Настольный календарь", "Женский календарь" и др.).. ..

Календарь

Исчисление времени на Руси до принятия христианства велось по лунно-солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев (См. Январь. Февраль. Декабрь) в древних летописях и славянских языках.В X в. Вместе с христианством Русь принимает юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийской эрой. Последняя была установлена в годах от Сотворения мира еще в VI в. Христианские богословы путем сложных расчетов в связи с пасхальным циклом определяли ее в 55..

Календарь

(от Calendae — название первых дней каждого месяца у римлян) — система времяисчисления. Основанием К. Служат астрономические явления смены дня и ночи, фазы луны и времена года (см. Времяисчисление, Год, День, Месяц и Неделя), но так как ни тропический год, ни время оборота луны не заключают в себе полного числа дней, то в разные времена и у разных народов явились разные системы времяисчисления, имеющие целью согласовать астрономические периоды с удобствами повседневного обихода. У нас в России у..

Календарь

(от лат. Calendae или kalendae, "календы" - название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются. А) фиксация дат и б) измерение интервалов времени. Например, в задачу (а) входит регистрация дат природных явлений, как периодических - равноденствий, затмений, приливов, - так и непериодических, таких, как землетрясения. Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронолог..

Календарь

-я́, м.. ..

Календарь

(от лат. Calendae - первый мес. В году). 1) месяцеслов. 2) счисление дней в году, различное у разных народов.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)месяцеслов, времяисчисление, - разделение времени на известные периоды. К. Юлианский - римское времяисчисл., исправленное Юлием Цезарем. Год = 365, а каждый четвертый (високосный) = 366 дней. Средняя длина года 365,25 дней, т. Е. На 11 мин. 12 секунд больше настоящей (солнечного года, т. Е. Времени..

Календарь

Месяцеслов, альманах, дневник.. ..

Календарь

Справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., "Годовой разпись, или месячило" на 1670. Т. Н. "Брюсов календарь", составленный В. А. Куприяновым в нач. 18 в. "Всеобщий русский календарь", изданный И. Д. Сытиным в нач. 20 в. В наше время - "Настольный календарь", "Женский календарь" и др.).. ..

Календарь

Месяцеслов, роспись всех дней в годуСтенной календарь - краткий месяцеслов, на папке, висящей на стенеСр. Я, посмотрев их (солдат), видел, что весь спинной календарь до того расписан, что подкрышку поднять невозможно.Лесков. Жидовская кувырколлегия.Ср. Calendae (ОєαО»ОµОЇОЅ, называть) - первый день месяца у древних римлян.см. Все врут календари.см. В Вознесенье, когда оно будет в воскресенье.. ..

Календарь

М. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящ., сведений. Месяцеслов. Святцы составляют часть календаря, а сведения астрономические, по суточному и годовому обращению земли и планет, другую. Врут все календари. Грибоедов. Кто по календарю сеет, тот редко веет. Календарным теплом не угреешься, ему не верят. Календарник м. Составитель календарей.. ..

Календарь

М.1) Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений (праздников, памятных дат, астрономических данных и т.п.).2) Способ счисления дней в году.3) разг. Распределение работы, занятий и т.п. По дням, месяцам и т.п.).. ..

Календарь

КАЛЕНДА́РЬ -я́. М. [лат. Calendarium от Calendae - календы].. ..

Календарь

-я, м. 1. Способ счисления дней в году. Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). Юлианский к. (старого стиля). Григорианский к. (нового стиля). 2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями). Отрывной к. Настольный к. 3. Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности. К. Занятий. К. Футбольных игр. II прил. Календарный, -ая, -ое. К. Год (от 1 января по 31 декабря). К. План.. ..

Календарь

Календаря, м. (латин. Calendarium). 1. Справочная таблица или книга, в к-рой перечислены в последовательном порядке все дни года с указанием различных других сведений (праздников, исторических дат, каких-н. Литературных произведений и т. П.). Настольный календарь. Отрывной календарь. (где каждый день - на особом листке, отрываемом по прошествии дня). 2. Способ счисления дней в году. Реформа календаря. Юлианский календарь. (старого стиля. По имени Ю. Цезаря). Грегорианский календарь. (нового стил..

Календарь

Заимств. В начале XVII в. Из польск. Или нем. Яз., где kalendarz, Kalender <. Лат. Calendarium (буквально — «долговая книга»), суф. Производного от calendae «календы, первые числа каждого месяца в римском календаре» (в эти числа должники платили проценты).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Календарь

Календа́рь укр. Календа́р. Вероятно, через польск. Kalendarz из лат. Calendārium от саlеndае. См. Преобр. I, 285. •• [Есть уже у Поликарпова, Лекс. См. G. Hüttl Worth, Foreign words in Russian, Lоs Angeles, 1963, стр. 74. – Т.]Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Календарь

(от лат. Calendarium, букв.. ..

Календарь

Система счисления длительных промежутков времени, основанная на периодических явлениях природы.. ..

Календарь

(от лат. Calendarium - долговая книга), система счёта длительных промежутков времени, осн. На периодичности видимых движений небесных тел. Потребность в таком счёте возникла в связи с необходимостью заранее знать о наступлении тех или иных сезонов или сроков (в частности, сроков сбора налогов и выплаты процентов по долгам - отсюда название "К."). Наиб. Распространены солнечные календари, в основу к-рых положен солнечный (тропический) год. Распространены также лунные календари, использующие цикли..

Календарь

(о происхождении слова см. Григорианский календарь) — система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы. Смене времен года (солнечный) или фаз Луны (лунный). Различают юлианский и григорианский календари или старый стиль и новый стиль.. ..

Календарь

Календарь(от лат. Calendae или kalendae, «календы» – название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются. А) фиксация дат и б) измерение интервалов времени. Например, в задачу (а) входит регистрация дат природных явлений, как периодических – равноденствий, затмений, приливов, – так и непериодических, таких, как землетрясения. Позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологи..

Календарь

Традиционный японский календарь, как и календарь многих других народов Восточной Азии, является лунно-солнечным. Считается, что он был введен в Японии в VII в. По китайскому образцу. Согласно этому календарю, 1-й день 1-й Луны и, соответственно, начало года совпадали с новолунием. Этот день назывался "день истока" (гэнтан). Год делился на двенадцать месяцев. Помимо порядкового наименования, каждый месяц имел несколько лишь ему присущих названий, отражающих приметы времени года, характер сельскох..

Календарь

Система счета дней в году. В Древнем Египте существовали два К. - лунный и солнечный. В разных странах подсчет часто велся от начала правления какого-то царя или властителя. В Риме летоисчисление велось от основания Рима (753 г. До н.э.), в Греции по Олимпиадам (начиная с 776 г. До н.э.). В Мексике был известен 52-летний календарный цикл, начинавшийся с 3113 г. До н.э.. ..

Календарь

— долговая книжка. В Древнем Риме должники платили проценты в день календ. Позже — счисление больших промежутков времени, основанных на периодичности видимых движений небесных тел. Справочное издание с последовательным перечнем чисел, дней недели и месяцев года.. ..

Календарь

(от лат. Calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. Н. Календы) - система счисления времени в различных странах, в основе к-рой лежит периодичность явлений природы, проявляющаяся особенно отчетливо в движении небесных светил.Связь К. С природными явлениями. На начальном этапе первобытнообщинного строя счет времени велся по смене дня и ночи, по пальцам (отсюда декады, 20-дневки в К. Майя), в дальнейшем - по фа..

Каинан

Каинан (евр. Кенан). 1) сын Еноса, отец Малелеила, потомок Сифа. К. Прожил 910 лет (Быт 5:9,12-14. 1Пар 1:2. Лк 3:37). 2) сын Арфаксада, отец Салы (Лк 3:35 и след.). В МТ не содержится этого имени ни в Быт 10:24, ни в Быт 11:12, однако оно присутствует в указанных стихах в Септуагинте.. ..

Калах

Ассир. Город Калху (ныне Нимруд), находился прим. В 40 км юго-вост. Ниневии, вблизи Тигра (Быт 10:11). В 1845 г. Здесь начал свои раскопки Г.Лэйярд, к-рый обнаружил остатки дворца Ашшурнацирапала II. В 1947-1963 гг. И 1970-1976 гг. Были сделаны новые важные открытия (см. Иона), и, в частн., обнаружен черный обелиск Салманасара III.. ..

Каллай

Каллай, глава одного из священнич. Родов во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:20).. ..

Калне

Калне (Халне). 1) город в земле Сеннаар, к-рым владел Нимрод (Быт 10:10). По одному из содержащихся в Талмуде толкований, это, возм., Ниппур. К. Находился в земле Сеннаар, к-рую, согл. Быт 10:10. 11:2. Дан 1:2. Зах 5:11, следует искать в Вавилонии. К. Не стоит отождествлять с арам. Городом Куллани, как это делают нек-рые исследователи. Даже если в док-тах архива Телль-Амарны и в хеттских текстах из Богазкея упоминается Сеннаар, располож. Севернее, отождествление этих двух городов неправомерно. ..

Календарь

(лат. Calendarium, от Kalendae — первые дни каждого месяца) — система деления времени на дни, месяцы и годы, в которой особым образом зафиксированы дни праздников. Наука, занимающаяся расчетом и делением времени, называется хронологией. Помимо расчета времени, необходимого для ведения хозяйственной деятельности, одной из важнейших целей К. С его период. Циклами праздников с самого начала являлось сохранение памяти о том, что лежало в основе каждой из культур. Поэтому К. Всегда был связан с рел. ..

Календарь

Как система счисления временных промежутков, в мифологии выступает в роли одного из способов освоения мифологическим сознанием природных явлений. Представление о К. Всегда связано с представлениями о хаосе и космосе, об устройстве мира, о земле, небе, звёздах, человеческой жизни. Упорядочивающая деятельность времени в «нормально» функционирующем космосе представляется мифотворческому сознанию разумной, его необратимость - божественной мощью, его невещественность - таинственной силой созидания и ..

Календарь

Печатное издание, обязательно имеющее в своем составе календарную сетку.. ..

Дополнительный поиск Календарь Календарь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Календарь" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Календарь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа