Русская Библеистика

127

Изучение Свящ. Писания библеистами Рус. Правосл. Церкви, а также внецерковными рус. И советскими историками. 1. Зарождение православной Р.б. Связано с первыми опытами создания церковно-славянских *рецензий (свт.*Алексий (Бяконт) Московский, 14 в.). В этот период возникли лишь предпосылки для формирования на Руси самостоят. Экзегезы. Наиболее актуальными были тогда проблемы миссии, просвещения и переводов. В задачу рус. Пастырей, богословов и "книжных людей" древней Руси прежде всего входило ознакомление читателей с самим Писанием и комментариями св. Отцов. Хотя нек-рые древнерус. Писатели и поднимали сложные библейско-богословские проблемы (*Иларион Киевский), большинство оставалось в рамках назидательного и гомилетич. Жанра (поучения Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Владимира Мономаха).

Гомилетический подход господствовал почти безраздельно вплоть до протопопа *Аввакума. Первую систему герменевтич. Принципов в Р.б. Наметил в 50-х гг. 16 в. Прп.*Максим Грек, приехавший в Москву для исправления церк. Книг. С 17 в. Начинается процесс сближения рус. Культуры с западной. Появляются первые богословские школы, к-рые вначале испытывают влияние латинских и протестантских традиций. В 1685 в Богоявленском м-ре (Москва) возникает школа, ставшая впоследствии Славяно-греко-латинской академией, предшественницей МДА. Ее основатели, греч. Монахи, братья Лихуды, строят преподавание на основе святоотеч. Предания. Софроний Лихуд (1652-1730) продолжает библ. Труды прп. Максима Грека по исправлению слав. Перевода Библии. Свящ. Писанием в академии занимаются иером.

Макарий (Петрович. Ум. 1766), архим. (впоследствии еп.) Феофилакт (Горский. Ум.1788), архиеп. *Тихон (Малинин), архим. Гавриил (Петров, впоследствии митр. Петербургский. 1730-1801) и др. "Кажется, - писал еп.*Михаил (Лузин), - именно влиянию этих мужей, знатоков и любителей Библии, надобно приписать первый сильный толчок к движению и довольно быстрому распространению научного изучения и толкования Библии". Им принадлежит ряд комментариев к кн. Свящ. Писания, но б. Ч. Этих трудов осталась в рукописи. Это были начальные и еще весьма осторожные шаги Р.б. Авторы 18 в. Во многом еще зависели от инославных источников, нередко ограничиваясь их переводами и пересказами. И все же библ. Наука в России уже зародилась. Ее представители были хорошо знакомы с древними языками и искали в экзегетике самобытных путей.

Тогда же были сформулированы важнейшие принципы рус. Библ. *герменевтики, общие с принципами, сложившимися во всей *православной библеистике. На рубеже 18-19 вв. В этом направлении много сделали митр.*Платон (Лёвшин) Московский и архиеп.*Феоктист (Мочульский). Первый ввел в Троице-Сергиевой ДС систематич. Занятия по Библии и изложил правила для толкования, а второй написал первое рус. Руководство по герменевтике ("Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого и Нового Завета, то есть. Сокращение правил при чтении Свящ. Писания к знанию потребных"). Большое значение для духовных школ и любителей Слова Божьего имели тогда экзегетич. Труды митр. *Амвросия (Подобедова) и архиеп.*Иринея (Клементьевского). B 1792 архим.*Мефодий Смирнов( впоследствии архиеп., зачитал на "открытом собрании" Славяно-греко-латинской академии свое толкование на Послание к Римлянам и рус.

Пер. Текста. Его перевод и комментарий вышли в Москве в 1794 и стали первым библ. Переводом на рус. Язык. 2. Основоположники. Подлинными основоположниками православной Р.б. Считаются митр.*Филарет Дроздов( ректор открывшейся в 1809 СПб.ДА, и прот.*Павский Г.П. Хотя, подобно своим предшественникам, они часто опирались на результаты зап. Науки, их ключевые концепции были вполне самостоятельными. Митр. Филарет, по словам *Елеонского Ф.Г., "вывел нашу библейскую науку из тесного круга греко-славянского перевода на широкий научный путь". Исследуя Писание, он придерживался четырех важнейших установок. Толковать Библию, исходя из ее оригинальных языков, применять в экзегезе научные методы с привлечением западных трудов, ставить в центр богословские аспекты Библии, сохранять верность духу Правосл.

Церкви и св. Отцов. Одной из особенностей экзегезы митр. Филарета было мастерство, с каким он умел сопоставлять тексты для уяснения библ. Учения. Как отмечал *Бухарев А., благоговейное отношение к Библии сочеталось у него со "свободным дерзновением веры". Митр. Филарет был активным членом *Российского библ. Общества, поборником рус. Перевода Библии и прекращение работы над ним воспринял как "обратный ход к временам схоластическим". Что касается другого деятеля библейского общества прот. Павского, то он внес в Р.б. Свои глубокие филологич. Познания, сделал первые попытки в обогащении ее данными библ. Критики того времени и фактически стал основоположником *русской библейско-историч. Школы. Знаменитый библеист *Евсеев подчеркивал, что гонения против Павского отрицательно сказались на рус.

Библ. Науке, затормозив ее развитие. Тем не менее она развивалась и в "Николаевскую эпоху", что доказывают труды таких выдающихся богословов, как архиеп. *Филарет (Гумилевский), архиеп.*Иннокентий (Борисов), прот.*Сабинин С.К. И прот.*Горский А.В. Архиеп.Иннокентий и прот.Горский стали зачинателями историко-синтетического жанра в библеистике (им принадлежат первые в России жизнеописания Христа Спасителя). Огромное значение имели текстологич. Изыскания прот. Горского, к-рые он проводил совместно с *Невоструевым К.И. В 1842 была открыта Каз. ДА, к-рая внесла в Р.б. Значит. Вклад. В начале 60-х гг. Появились экзегетич. Работы проф. МДА Бухарева А. (архим. Феодора), он стремился сделать библеистику актуальной для религиозной и обществ.

Жизни и подходил к Писанию не только как к памятнику или как к руководству для личного благочестия, а видел в нем путеводную звезду современности. Эта тенденция была воспринята многими как новшество и вольнодумство, что привело к трагическому исходу судьбы Бухарева. 60-е гг. 19 в. Стали поворотным периодом для рус. Библейской науки, поскольку 1) *синодальный перевод сделал Свящ. Писание доступным для широких кругов верующих, что вызвало нужду в скорейшем составлении комментариев, 2) знакомство образованного общества с *отрицательной библейской критикой требовало ее открытого обсуждения и опровержения. Обе эти задачи и возложил на себя архим., впоследствии еп. *Михаил (Лузин), создав ряд общедоступных толкований на НЗ и разборов западной *радикальной критики библейской.

Он положил начало новому историко-критич. Направлению в Р.б., к-рое учитывало и достижения, и ошибки инославной библеистики. Спешность работы определила зависимость его трудов от ортодокс. Протестантов, но еп. Михаил (Лузин) воспитал целую плеяду талантливых учеников, к-рые трудились уже вполне самостоятельно, обогатив правосл. Науку о Свящ. Писании ценными комментариями и монографиями по библ. *истории, *богословию, *археологии, *исагогике и *текстуальной критике. 3. Православная Р.б. 2-й пол. 19-20 вв. Указанный период отмечен расцветом Р.б. Несмотря на цензурные препятствия, она стала ведущей в правосл. Науке о Библии и внесла свой вклад в развитие мировой библеистики. А) Библейско-апологетические проблемы. Поскольку *историко-литературная критика библейская на Западе часто руководствовалась нехристианскими и антицерковными идеями, рус.

Правосл. Библеисты видели свою задачу в защите Писания от покушений отрицательной критики. *Рационализм, пантеизм, неокантианство и *исторический эволюционизм школ, вышедших из протестантства, требовали большой апологетич. Работы. В 19 в. Новые датировки свящ. Книг, пересмотр их традиционной *атрибуции и т.д. Воспринимались мн. Правосл. Экзегетами как посягательство на самые основы веры. Вслед за критич. Работами еп. Михаила (Лузина) последовали труды его ученика прот.*Елеонского Н., преподававшего в МДА и Московском ун-те. Он писал исследования о теориях *Баура, *Велльхаузена, Фридриха *Делича. Отстаивая древность *Пятикнижия, он справедливо указывал на его архаический язык, отражающий более ранний этап истории, нежели классич.

*профетизм. Однако он не только полемизировал с зап. Авторами. Мн. Из них получили в его работах высокую оценку (в частн., Франц *Делич и *Кайль, курс к-рого он частично перевел). Библейской апологетике была посвящена большая монография проф. Харьковского ун-та прот. *Буткевича Т.И. "Жизнь Господа нашего Иисуса Христа". В ней содержался обзор рационалистич. Толкований Евангелия, начиная с *Гердера и *Шлейермахера, и собраны возражения на отрицат. Критику по всем частным вопросам евангел. Истории. Против решения *синоптической проблемы, предложенного *Эвальдом и *Хольцманном Г., была написана книга известного рус. Историка, археолога и библеиста *Троицкого Н. "О происхождении первых трех канонических Евангелий" (1878), в к-рой прослежена и история вопроса, начиная от 18 до сер.19 в.

Крупным экзегетом был проф. МДА *Муретов М.Д., к-рому принадлежит серия очерков о немецкой *радикальной критике. Необыкновенной продуктивностью отличался рус. Экзегет-новозаветник архиеп. *Василий Богдашевский( выпускник, профессор и затем ректор КДА. Он не только критически разобрал отрицательные гипотезы, но и создал серию комментариев к НЗ, в к-рых соединил верность святоотеч. Традиции с серьезным знанием западной лит-ры. Полемику с концепциями *религиозно-историч. Школы, *панвавилонизмом и *мифологической теорией вели ректор КДА прот.*Глаголев А., проф. КДА *Рыбинский В.П., проф. СПб.ДА *Зарин С.М., проф. Петерб. Ун-та *Мелиоранский Б.М. Итогом рус. Ветхозав. Апологетич. Исагогики стал курс проф. Каз. ДА *Юнгерова П. "Общее историко-критическое введение в свящ.

Ветхозаветные книги". Этот курс явился последней попыткой укрепить позиции *старой исагогики с привлечением солидного научного аппарата. Впрочем, далеко не все представители Р.б. Защищали эти позиции. В 19 в. Возникло другое направление, к-рое осуществило православную рецепцию *новой исагогики (см. Ст. Русская библ.-историч. Школа). Б) Текстология, *сравнительно-религиозное изучение Библии, археология. Рус. Текстуальная критика была в основном сосредоточена на проблемах слав. Библии. На этом поприще много потрудились еп.*Амфилохий Сергиевский( прот. Горский А.В., Евсеев И.Е. (1868-1921), *Воскресенский Г. И др. Исследователи. Но были и видные специалисты, занимавшиеся греч. И евр. Текстами Писания. Пионерами в этой области были еп.*Симон (Тодорский), прот.

Павский Г.П., еп.*Порфирий Успенский( проф. СПб.ДА *Хвольсон Д.А. И др. В 1902 была опубликована уникальная реконструкция утраченного евр. Текста Кн. Варуха, сделанная еп. *Антонином (Грановским). В 1907 в Казани вышел труд *Баженова "Характеристика четвертого Евангелия", предвосхитивший современные теории о семитич. Прототипе Ин. Огромной эрудицией и знанием источников отмечена монография проф. МДА *Воронцова Е.А. "Домасоретская и масоретская Библия". В послереволюц. Время текстологич. Проблемы НЗ изучал известный византолог и историк культуры, проф. ЛДА *Иванов А.И. В своих работах он защищал ценность *Текстус рецептус и указывал на значение *лекционариев для новозав. Текстуальной критики. Православная Р. Б. Энергично откликнулась на споры о влиянии Вавилона на Библию (*Лопухин А.П., Рыбинский В.П.

И др.). Сопоставлению библ. Религии с верованиями древнего мира был посвящен выдающийся трехтомный труд еп. *Хрисанфа (Ретивцева). Вопрос о связи Библии с древневост. Историографией был рассмотрен в дисс. Архиеп.*Платона (Рождественского). Выпускник МДА *Никольский М.В., кроме собственного перевода псалмов, издал корпус клинописных текстов Месопотамии и Урарту и был признан "отцом русской ассириологии". Данные египтологии для реконструкции ветхозав. Истории широко привлекались проф. МДА *Введенским Д.И. Российское *Палестинское общество, основанное в 1882 и существующее поныне, было инициатором первых библ. Раскопок, проводившихся рус. Археологами. Участвовала в этой работе и *Русская духовная миссия в Иерусалиме, возглавляемая архим.*Антонином (Капустиным).

Ряд археологич. Поездок по Св. Земле совершил проф. КДА *Олесницкий А.А., автор монографий о древних палестинских памятниках. Академический курс библ. Археологии был опубликован в 1913 петербургским *гебраистом проф. *Троицким И.Г. Труды великого рус. Ученого акад.*Тураева Б.А. По *Древнему Востоку создали целую эпоху в мировой науке. Последний по времени обзор новозав. Археологии принадлежит выдающемуся православному литургисту, музыковеду и историку, проф. ЛДА, доктору богословия *Успенскому Н.Д. Этот обзор опубликован в ЖМП (1961, ( 5-7). В) Герменевтика и исагогика. Термин "герменевтика" в рус. И зап. Библ. Науке нередко употребляется расширительно, как синоним толкования Библии. Но в более строгом смысле слова это понятие относится к определению фундаментальных принципов и методов толкования (см.

Ст. Герменевтика. Новая герменевтика) Следует признать, что спец. Герменевтич. Трудами Р.б. Сравнительно небогата. К ним относится упомянутая выше книга архиеп.Феоктиста (Мочульского) и очерки *Савваитова П.И., участника *синодального перевода. Значительно больше сделано в области изучения герменевтики святоотеч. Периода. Укажем, в частн., на работу проф.МДА *Корсунского И.Н. "Новозаветное толкование ВЗ". Соотношению современной православной и патристической герменевтики много внимания уделено в книге митр.*Антония (Храповицкого) о правилах *Тихония. С общебогосл. И филос. Позиций проблема герменевтики была изучена еп.*Кассианом (Безобразовым), прот.*Булгаковым С.Н. И *Бердяевым Н. В 1927 на Англо-русской богословской конференции еп.Кассиан изложил основные методы и правила правосл.

Герменевтики. Учебные и научные труды по исагогике писали архиеп.Иннокентий (Борисов), еп.Михаил (Лузин), *Сольский С.М., *Хергозерский А.Н., еп.*Ириней (Орда), *Жданов А.А., *Нарциссов Д.Н., *Дроздов Н.М. И мн. Другие. Библ. Словари составляли *Солярский П.Ф;, архим.*Никифор Баженов( *Верховский А.Т., прот.*Михайловский В. И другие. Большое число исагогич. Статей по библеистике вышло в энциклопедич. Словарях. ПБЭ, НЭС и ЭСБЕ. Г) Экзегетические труды. Уже самые первые рус. Работы по библеистике в 18 в. Представляли собой комментарии на отд. Кн. Свящ.Писания. Немало таких комментариев существовало и в проповеднической лит-ре (см. Ст. Гомилетич. Толкования). Как было сказано, расцвет экзегетич. Исследований в России начался гл. Обр. После выхода первых частей синодальной Библии.

Однако п о л н ы й комментарий ко всему ВЗ и НЗ был издан лишь единственный раз. Речь идет о 12-томной "Толковой Библии" (СПб., 1904-13). Этот общедоступный труд был начат по инициативе и под ред. Проф. СПб.ДА Лопухина и после его смерти продолжен его преемниками, видными богословами всех ведущих духовных школ России (в том числе прот.Глаголевым А., проф.*Скабаллановичем М.Н., проф.*Покровским А.И., проф.Рыбинским В.П., *Розановым Н. И др.). Аналогичное общебиблейское толкование было предпринято в 19 в. Рус. Ученым и обществ. Деятелем *Властовым Г.К. (1899), но закончить его автору не удалось. Зато не было недостатка в комментариях к отд. Частям и книгам Библии, на каждую из к-рых написано по одному или по неск. Толкований.

Среди них есть и популярные, и специальные. К первым относятся новозав. Толкования еп.*Виталия (Гречулевича), еп.Михаила (Лузина), свт.*Феофана (Говорова), архиеп.*Никанора (Каменского), прот.*Полотебнова А.Г. И других. Особым успехом пользовалось "Толкование Евангелий" *Гладкова Б.И., выдержавшее ряд переизданий. К книгам Ветхого Завета писали комментарии еп.*Палладий (Пьянков), еп.*Петр (Екатериновский), еп.*Виссарион Нечаев( еп.*Иоанн Смирнов( еп.*Дмитрий (Вознесенский) и другие. Более спец. Экзегетич. Труды принадлежат Юнгерову, митр.Антонию (Храповицкому), архиеп.Василию (Богдашевскому), Сагарде Н.И., бывшему проф. Патрологии в СПб.ДА (1907-18), автору экзегетич. Монографии "Первое соборное послание св. Ап. И евангелиста Иоанна Богослова" (Полтава, 1903), прот.*Рождественскому А., архиеп.*Варфоломею (Ремову), прот.*Платонову В.В., прот.*Четыркину В.В.

И др. Д) Библейская история. Первым шагом Р.б. В этой области было "Начертание библейской истории" митр.Филарета (Дроздова). Несмотря на высокую богословскую ценность книги, она лишь наметила общие контуры темы, поскольку наука о Древнем Востоке, столь важная для библ. Историографии, тогда еще только зарождалась. Открытия и расшифровка памятников Египта, Месопотамии, Ханаана и др. Стран пролили новый свет на события, описанные в Библии. С учетом этих открытий был написан трехтомный труд Лопухина, в к-ром автор дал целостную панораму библ. Истории, начиная с первобытных времен и кончая завершением апостольского века. Отдельные периоды ветхозав. Истории описаны в трудах Елеонского Ф., *Богородского Я.А. И *Поснова М.Э.

Митр.*Иосиф (Петровых) исследовал *Второго Храма период и написал работу о соотношении Библии и трудов *Иосифа Флавия (1903). *Междузаветному периоду были посвящены работы казанского богослова прот.*Смирнова А.В., переводчика ветхозав. *апокрифов. Из трудов по новозав. Истории следует указать на оригинальные и насыщенные богосл. Идеями сочинения прот.*Матвеевского П.А., *Богословского М. И еп.Кассиана (Безобразова). Кроме того, вышли сотни статей и монографий по отдельным библейско-историч. Вопросам (труды еп.*Григория (Борисоглебского), архиеп.Евдокима (Мещерского), прот.Артоболевского И.А., проф.Муретова М.Д. И др.). Проблемам кумрановедения посвящен ряд работ архиеп.*Михаила (Чуба). Е) Библейское богословие. Поскольку эта дисциплина зародилась в протестантской среде, отношение православных ученых к ней долгое время было настороженным.

Тем не менее в трудах митр.Филарета (Дроздова) и Бухарева А. Уже содержались первые элементы библ. Богословия. Одним из первых в Р.б. Работу по систематизации библ. Вероучения предпринял прот.*Лебедев А. Вышла лишь часть задуманной им работы (1886), к-рая включала и обзор истории библ. Богословия. В те же годы в "Православном Обозрении" начал печататься труд выдающегося рус. Мыслителя *Соловьева Вл. "История и будущность теократии". Основу этой книги составляет своего рода философия библ. Истории и синтез библ. Богословия. Друг и единомышленник Соловьева *Трубецкой С.Н., профессор, а затем ректор Моск. Ун-та, в своих исследованиях дал общий очерк вероучения времен Второго Храма. Созданный им синтез библ. Богословия стоял на уровне мировой науки и предвосхитил мн.

Идеи совр. Библеистики. Крупный вклад в изучение отд. Аспектов богословия Свящ.Писания внесли еп.*Феофан (Быстров), митр.*Макарий Оксиюк( прот.Глаголев А., профессора Поснов, Муретов, *Мышцин В.Н. Одним из выдающихся представителей православного библ. Богословия был проф.*Глубоковский Н.Н. Его перу принадлежит монументальное исследование "Благовестие св. Ап. Павла по его происхождению и существу" и ряд др. Экзегетич. Монографий. В послереволюц. Время в рус. Духовных школах проблемам библейского богословия были посвящены работы митр.Питирима (Нечаева), архиеп.Михаила (Мудьюгина), проф.Иванова М.С., Ричко Н.Н. И др. (см.ЖМП, 1964, ( 10. 1969, ( 12. 1975, ( 8,10. 1979, ( 9. 1981, ( 7. 1982, ( 12. 1984, ( 3). 4. Библеистика в контексте русско-советской древневосточной историографии.

Первые работы по Библии в советской историч. Науке в России были написаны *Никольским Н.М. Обобщающие труды по Древнему Востоку и истории древней письменности с разделами о Библии принадлежат *Авдиеву В.И., *Аверинцеву С.С., *Дьяконову И.М., *Струве В.В. Проблемам истории НЗ и новозав. Книг посвящены работы *Козаржевского А.Ч. И *Свенцицкой И.С. Сравнительно-религиозные аспекты библеистики изучал *Франк-Каменецкий И.Г. *Амусину И.Д., *Елизаровой М.М., *Мещерскому Н.А. И *Старковой К.Б. Принадлежат исследования по *Кумранским текстам. До 60-х гг. 20 в. В советской историографии господствовала мифологич. Теория происхождения христианства, однако в наст. Время ее разделяют лишь немногие авторы (см. Библиогр. В ст. Мифологическая теория).

Иером.А л е к с и й (Макринов), Вклад С.-Петербургской-Ленинградской ДА в развитие библеистики Переводы( Свящ. Писания на рус. Язык и библ. Текстология), БТ, сб., посвященный 175-летию ЛДА, М., 1986. *Г л а г о л е в С.С., Задачи рус. Богосл. Школы, Серг.Пос., 1905. [*Г л у б о к о в с к и й Н.Н.], К вопросу о совр. Положении рус. Библ. Науки, ТКДА, 1902, ( 2. Е г о ж е, Рус. Богосл. Наука в ее историч. Развитии и новейшем состоянии, Варшава, 1928. Г р о м о в М.Н., К о з л о в Н.С., Рус. Филос. Мысль X-XVII вв., М., 1990. Е л е о н с к и й Ф.Г., Отечественные труды по изучению Библии в XIX в., ХЧ, 1901, т.1. З н а м е н с к и й П.В., История Каз. ДА, Каз., вып.1-3, 1891-92. Иером.И а н у а р и й (Ивлиев), Вклад С.-Петерб. ДА в рус. Библеистику, БТ, сб., посвященный 175-летию ЛДА, М., 1986.

Прот.М е н ь А., К истории рус. Правосл. Библеистики, БТ, 1987, сб.28. Еп.М и х а и л (Лузин), Столетие из истории толкования Библии у нас в России, в кн. Годичный акт МДА 1 октября 1877, М., 1878. Е г о ж е, Библейская наука, Тула, 1898-1903, кн.1. М ы ш ц ы н В., Обзор рус. (духовной) журналистики. Статьи по Свящ. Писанию ВЗ, БВ, 1901, ( 10, 12. Н и к о л ь с к и й М.В., Наша библейская наука, ПО, 1875, т.II, ( 2. Е г о ж е, Успехи библ. Науки в России, ПО, 1877, т.I, ( 3. Русская религиозно-филос. Мысль ХХ века, Питсбург, 1975. Свящ.С а л т ы к о в А., Краткий очерк истории МДА, в кн. МДА 300 лет (1685-1985), БТ, Юбил. Сб., М., 1986. *С м и р н о в С.К., История Московской Славяно-греко-латинской Академии, М., 1855. Е г о ж е, История МДА до ее преобразования, М., 1879.

*С о л ь с к и й С.М., Употребление и изучение Библии в России, ПО, 1868, т.XXVII, ( 10-11. Е г о ж е, Обозрение трудов по изучению Библии в России с XV в. До наст. Времени, ПО, 1869, т.I, ( 4, 6. Свящ.С т р о г а н о в В.С., Вклад МДА в герменевтику НЗ, ЖМП, 1985, ( 8. Т и т л и н о в Б.В., Духовная школа в России в XIX столетии, Вильна, 1908-09. *Т и т о в Ф., Киевская ДА в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915), К., 1915. Т р о и ц к и й Н.И., Рус. Библ. Наука и ее совр. Задачи, ЧОЛДП, 1876, т.2. Прот.Ф л о р о в с к и й Г., Пути рус. Богословия, Париж, 19812. *Ч и с т о в и ч И.А., История С.-Петерб. ДА, СПб., 1857. Е г о ж е, С.-Петерб. ДА за последние 30 лет (1858-1888), СПб., 1889. F o t i e v K., Les etudes bibliques russes au XX-e si-cle, in.

Le christianisme russe, 1988. См. Также ст. Переводы Библии на русский язык..

Значения в других словарях
Румынские Переводы Библии

См. Переводы Библии на новые европ. Языки.. ..

Руо

(Rouault) Жорж (1871-1958), франц. Живописец и график. Род., учился и жил в Париже. Большое влияние на него оказала дружба с католич. Писателями Ш.-М.-Ж.Гюисмансом (1848-1907) и Леоном Блуа (1846-1917), к-рая и определила религиозно-мистич. Направленность его творчества. Как художник Р. Сформировался под влиянием *Рембрандта и искусства ср.-век. Витража. Р. Создал своеобразную манеру живописи, сочетавшую дух Средневековья с экспрессионизмом нач. 20 в. Франц. Философ Жак Маритен называл Р. "одним..

Русская Библейско-историческая Школа

Направление в pyc. Правосл. Библ. Науке, к-рое строит свои исследования с учетом выводов *новой исагогики. Р.б.-и.ш. Возникла в 1-й четв.19 в. Основоположником ее считается прот. *Павский. Однако его начинания не смогли сразу получить развитие, поскольку в то время над библейской наукой "сильнее всего тяготела рука духовной цензуры" (Г.П.Федотов). В cep.19 в. Подавляющее большинство православных (как и католических) экзегетов все еще считало своим долгом отстаивать позиции *старой исагогики. Тра..

Русская Духовная Миссия В Иерусалиме

Учреждение, созданное Рус. Правосл. Церковью с целью обеспечения нужд рус. Паломничества в *Палестине и упрочения контактов с братскими церквами правосл. Востока. Поскольку *святые места находились под контролем мусульман, христианским богомольцам требовалась политич. Поддержка рус. Правительства. Одним из вдохновителей создания Р.д.м. Был обществ. Деятель и церк. Публицист Муравьев А.Н. В 1843 Свят. Синод направил в Иерусалим архим.*Порфирия (Успенского) (впосл. Епископа). Он заложил основания ..

Дополнительный поиск Русская Библеистика Русская Библеистика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Русская Библеистика" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Русская Библеистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 19 символа