Аскольдов Сергей Алексеевич (алексеев)

104

Аскольдов (Алексеев), Сергей Алексеевич, талантливый философ (родился в 1871 году). В своем главном труде. "Основная проблема теории познания и онтологии" (1900) А. Выступает защитником метафизики как науки об истинно-сущем. Его точка зрения всего лучше может быть охарактеризована как своеобразный синтез лейбницеанства с эмпиризмом (эмпирическая монадология). Душа есть действенное субстанциальное единство объединенных активностью нашего "я" психических переживаний. Будучи непротяженным, "простым" единством, душа eo ipso является не только субстанцией, но прототипом понятия субстанции, которое мы, таким образом, впервые почерпаем каждый из непосредственного личного опыта. Мое "я" есть не простая "форма сознания", а "носитель" душевных состояний и перемен, наделенный творческой активностью.

Душа совершенствуется развитием в себе способности. Испытывать новые состояния сознания (сложность), становиться напряженнее в своих проявлениях (интенсивность) и приводить свое содержание все к более и более координированному соотношению (гармоничность). Но в мире существует не один "я". Солипсизм - заблуждение так же, как и материализм. Вне меня существует мир. Истинная сущность его духовна. Прежде всего, на основании вполне законного заключения по аналогии, возникает убеждение, что с телами других людей, как видно из их проявлений, связано духовное бытие, подобное нашему, которое представляется нам "новою основною единицею, никогда не сливающеюся в своем отдельном бытии с нашим собственным сознанием". Сомнения в реальности чужого "я" не основательны.

С точки зрения солипсизма необъяснима возможность для меня предугадывать поступки других людей. Равным образом солипсист не может объяснить факты эстетической перевоплощенности. Ему приходится утверждать, что "Виктор Гюго, создавая своего Квазимодо, создавал собственно самого себя, что Шекспир изобразил себя в Калибане и т. Д.". Но не одни люди одушевлены. Мы имеем полное основание распространить наше заключение по аналогии, вследствие непрерывности всего организованного мира, на животных и на растения. Мир неорганизованный на первый взгляд отличается коренным образом от мира организованного. Но "маска мертвенности" неорганизованного мира есть иллюзия, одушевленная грубостью наших чувств. Ничто не препятствует нам распространять принцип одушевленности на всех индивидов природы, до весомого атома и частицы эфира включительно.

Пространственно-временный чувственный мир протяженных индивидов есть лишь перспективный образ внепространственного мира духовных сущностей - душ, от душ эфирных атомов до человеческих душ и от последних до планетных душ "сверхчеловеческих существ". Этот ряд завершается мировой душой, соответствующей космосу как целому. Ее существование, впрочем, допустимо гипотетически, но не аподиктически. Души взаимодействуют между собою путем слияния. "под взаимодействием мы разумеем такое не уничтожающее самобытности взаимодействующих сущностей слияние их, в котором состояние одной непрерывно переходит в состояние другой, соответственно изменяясь при переходе из одной сферы в другую". Кроме указанной книги, А. Принадлежит ряд интересных статей и ценных критических заметок.

"Теория новейшего критицизма" ("Вопросы философии и психологии", № 74, 75), "В защиту чудесного" ("Вопросы философии и психологии"), "Мышление как объективно обусловленный процесс" ("Вопросы философии и психологии"), разбор диссертаций И. Лапшина . "Законы мышления и формы познания", и Н. Лосского . "Обоснование интуитивизма" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1906, № 10, и 1907, № 7). "О любви к ближнему и людям" ("Вопросы философии и психологии", № 86), "Христианство и политика" ("Труды Киевской духовной академии", № 6 и 7, 1906, и отдельно). В 82-томном "Энциклопедическом Словаре" Брокгауза-Ефрона А. Напечатал ряд статей, из которых наиболее значительны. "Тейхмюллер", "Фантазия", "Фихте Младший", "Фехнер", "Шеллинг", "Этика", "Я" (в философии), "Имманентная философия".

И. Лапшин..

Значения в других словарях
Аскольд

Аскольд - см. В статье Аскольд и Дир .. ..

Аскольд И Дир

Аскольд и Дир, первые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под разными годами сообщает, что А. И Д., дружинники Рюрика , ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и остались там княжить (862). В 866 году пошли на Царьград, но буря, поднявшаяся на море около города, благодаря молитве царя и патриарха Богородице, заставила их вернуться в Киев. В 882 году к Киеву с Севера пришел Олег с Игорем , обманом захватил и убил..

Аскоченский Виктор Ипатьевич

Аскоченский, Виктор Ипатьевич, писатель (1813 - 79), сын священника. Учился в воронежской духовной семинарии. По окончании курса в киевской духовной академии со степенью магистра, А. Был бакалавром в той же академии по кафедре патрологии. В 1846 году он оставил преподавание и был назначен советником губернского правления в Житомире. В 1849 году переведен в Каменец-Подольск на должность совестного судьи и исправляющего обязанности председателя гражданской палаты. В 1851 году А. Был принужден выйт..

Асмуд

Асмуд, кормилец русского князя Святослава Игоревича (X век). В войне с древлянами действовал в качестве воеводы. - См. Пресняков, "Кормилец, воевода, тысяцкий", в "Известиях Отд. Русского языка и словесности Императорской Академии Наук", т. XIII (1908), книга 1-я.. ..

Дополнительный поиск Аскольдов Сергей Алексеевич (алексеев) Аскольдов Сергей Алексеевич (алексеев)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аскольдов Сергей Алексеевич (алексеев)" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аскольдов Сергей Алексеевич (алексеев), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 38 символа