Опыт

145

основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории философии широкое распространение получили воззрения Эмпиризма и Сенсуализма, согласно которым О. Трактовался как единственный источник знания. Представители идеалистического эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивали О. Совокупностью ощущений и восприятий, отрицая, что в основе О. Лежит объективная реальность. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций) исходил из того, что источником О. Является материальный мир. «Из истории философии известно, что толкование понятия “опыт” разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.

18, с. 153). В противоположность эмпиризму, представители рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) полагали, что логическое мышление не может базироваться на О., т.к. Он даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, и считали, что разум будто бы обладает способностью постигать истину непосредственно, минуя чувственно-эмпирический уровень познания. В домарксистской философии наиболее глубоко проблема О. Была рассмотрена в немецкой классической философии. И. Кант подверг критике положение рационалистов об интеллектуальной интуиции (См. Интуиция), а также попытки сенсуалистов вывести общие понятия из простой совокупности чувств. Данных. По мнению Канта, люди обладают априорными (доопытными) формами рассудка, благодаря которым осуществляется синтез ощущений.

Этим подчёркизалась активная роль познающего субъекта. Гегель исследовал познание как развивающийся многоуровневый процесс. О. Выводится из движения сознания, которое ставит перед собой цель. Гегель считал, что поскольку достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, в процессе сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на предмет, появляется новое знание о предмете. Этот процесс и составляет О. В буржуазной философии 20 в. Получили распространение субъективно-идеалистическая концепции, нередко выдвигающие понятие О. В гносеологическом отношении на первый план. При этом утверждается, что монистического воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным «нейтральным» монизмом, который устраняет из философского оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией «чистого опыта» (Махизм).

В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал несостоятельность таких концепций, продолжающих по существу линию Беркли и Юма (см. Там же). Разновидностями субъективно-идеалистической трактовки О. Являются Прагматизм и Инструментализм (О. Как «инструментальный» план использования вещей), Экзистенциализм (О. Как внутренний мир непосредственных переживаний субъекта), неопозитивизм (О. Как различные состояния сознания субъекта, трактовка вопроса об объективной реальности в качестве источника О. Как псевдовопроса). В противоположность идеализму и в отличие от созерцательного метафизического материализма, диалектический материализм рассматривает О. Как нечто производное от объективной реальности. О. Мыслится и как процесс активного, преобразующего воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений, как процесс взаимодействия субъекта с объектом.

Понятие О. По существу совпадает с категорией практики, в частности эксперимента, наблюдения. На их основе формируется О. Как результат познания, включая совокупность исторически сложившихся знаний. Накопление и передача О. Из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития. Он объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. О. Как практическая деятельность человека и её результаты отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их исторического развития. Марксизм-ленинизм является научным обобщением и обоснованием О. Революционной борьбы рабочего класса и всех трудящихся за социальное освобождение, строительства социализма и коммунизма, развития науки и культуры.

В. Г. Панов.

Значения в других словарях
Опыливание

нанесение порошкообразных пестицидов (См. Пестициды) в распылённом виде с помощью опыливателей (См. Опыливатель) на растения, почву, тело насекомых и т.п. Для борьбы с вредителями, болезнями и сорняками с.-х. И лесных культур. Для О. Используют пестициды в форме дустов. Применяемые препараты должны обладать хорошей распыляемостью, свойством равномерно осаждаться на обрабатываемые поверхности и минимально сноситься ветром. О. Проводят утром и вечером и только в прохладную пасмурную погоду — днём..

Опыливатель

машина или аппарат для опыливания сухими порошкообразными пестицидами с.-х. Культур в целях защиты их от вредителей и болезней. В зависимости от условий работы используются тракторные навесные или ранцевые ручные О. Тракторные О. (рис. 1) применяют для опыливания полевых культур, садов, виноградников, лесных насаждений. Рабочие органы О. Приводятся от вала отбора мощности трактора. Ширина захвата в зависимости от конструкции О. При обработке. Виноградников 2—4 ряда, полевых культур от 10 до 100..

Опытные поля

1) стационарный участок земли для проведения полевых опытов. 2) Опытное учреждение по сельскому хозяйству. О. П. Как учреждение проводит полевые опыты (См. Полевой опыт) для разработки рациональных приёмов возделывания с.-х. Культур с учётом местных природных и экономических условий района. В отличие от научно-исследовательских институтов и опытных сельскохозяйственных станций (См. Опытные сельскохозяйственные станции), О. П. Не занимаются теоретическими проблемами земледелия. В дореволюционной..

Опытные сельскохозяйственные станции

научно-исследовательские учреждения по сельскому хозяйству, проводящие в условиях, близких к производственным, опыты для разработки научно обоснованных приёмов возделывания с.-х. Культур и ведения животноводства в хозяйствах обслуживаемого района. Первые О. С. С. Возникли в 1835 в Великобритании (Ротемстедская, основатель Дж. Б. Лос) и во Франции («Бехельбронн», основатель Ж. Б. Буссенго), в 1852 — в Германии (в Мёккерне, близ Лейпцига). В России первая О. С. С. — Богодуховская — была организов..

Опыт

ОПЫТ - эмпирическое познание действительности. Единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению.. ..

Опыт

ОПЫТ, чувственно-эмпирическое познание действительности. Единство знаний и умений.. ..

Опыт

(в философском смысле) — означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. О. Есть первичный источник наших знаний, дающий материал для всякого другого познания. С различных точек зрения О. Разделяется на прямой и косвенный, внутренний и внешний, житейский и научный. Состояния, переживаемые и пережитые самим данным субъектом, составляют его прямой или непосредственный О. Достоверное свиде..

Опыт

Брать/ взять на опыт что. Новг. Проверять что-л. НОС 7, 14.. ..

Опыт

Источник нашей мудрости — наш опыт. Источник нашего опыта — наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт — это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение — это изучение правил. Опыт — изучение исключений. Опыт отнюдь не мешает нам повторить прежнюю глупость, но мешает получить от нее прежнее удовольствие. Тристан Бернар Опыт научил меня не доверять даже опыту. «Пшекруй» Опыт. Лотерейный билет, купленный после розыгрыша. Мариз Керлен Опыт ..

Опыт

• бесценный опыт. ..

Опыт

Попытка, эксперимент.. ..

Опыт

Совокупность усвоенных знаний, навыков. Познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный, живой, жизненный, житейский, индивидуальный, исторический, коллективный, колоссальный, личный, мировой, многовековой, многолетний, накопленный, народный, немалый, непосредственный, обобщенный, общественный, объективный, огромный, основательный, практиче..

Опыт

Эмпирическое познание действительности. Единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению.. ..

Опыт

М.1) Отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания.2) а) Совокупность практически усвоенных знаний, навыков.б) Знание жизни, основанное на пережитом, испытанном.3) а) Воспроизведение какого-л. Явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования.б) Проверка научных знаний лабораторным путем.4) а) Попытка осуществления чего-л. Проба.б) Результат такой попытки.. ..

Опыт

О́ПЫТ -а. М.. ..

Опыт

-а, м. 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. Исследовательской работы. О. Строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.3. Воспроизведение какого-н. Явления экспериментальным путём, создание чего-н. Нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. ..

Опыт

Опыта, м. 1. Мн. Редко. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом так называемых "маленьких людей". Сталин (заключительное слово на Пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 г.). Большой жизненный опыт. Педагогический опыт. Административный опыт. Революционный опыт. Испытанное на практике. Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. Пушк..

Опыт

(опыты) чего, в чем, по чему и с кем. Опыт революционной борьбы. Опыт строительства. Потом появились на столе бумажки с крупными каракулями — первые ее опыты в письме (Гладков). Имеется опыт по использованию новых материалов. Опыты с кроликами и морскими свинками.. ..

Опыт

Искон. Производное от опытать «испытать», преф. Образования от пытать. См. Попытка, испытать.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Опыт

Древнерусское – опытать (испытывать).. ..

Опыт

О́пыт От пыта́ть (см.). Ср. Миккола, Ursl. Gr. 3, 91. •• [Об истории слова о́пыт, первоначально – "пробное молоченье", см. Подробно С. И. Котков, Сказки о русском слове, М., 1967, стр. 80 и сл. – Т.]Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Опыт

- результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.. ..

Опыт

Знание, приобретённое в процессе непосредств. Переживаний, впечатлений, наблюдений, практич. Действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления. Единство знаний и умений. Одно из осн. Понятий теории познания. ..

Опыт

1) прежде всего то, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает;2) в философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. У Канта опыт есть главный продукт нашего рассудка, с него начинается познание.. ..

Опыт

L ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования. 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. Активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. В структуре познавательного процесса. От трактовки его в качестве единственного источни..

Опыт

ОПЫТ - 1) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования (см. КУЛЬТУРА, СОЦИАЛИЗАЦИЯ). 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. Активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. В структуре познавательного процесса. От трактовки е..

Опыт

— l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования. 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. Активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. В структуре познавательного процесса. От трактовки его в качестве единственного источ..

Дополнительный поиск Опыт Опыт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Опыт" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Опыт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 4 символа