Опыт

203

— l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования. 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. Активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. В структуре познавательного процесса. От трактовки его в качестве единственного источника достоверного знания (эмпиризм и сенсуализм) до полного неприятия (крайние формы рационализма). В истории философии феномен О. Интерпретировался как основа синтеза чувственной и рассудочной познавательной деятельности (Кант), как итог самодвижения и самопознания сознания (Гегель), как фрагмент деятельности субъекта познания, в котором идеальное и материальное "снимают" друг друга (второй позитивизм), как результат практической и познавательной деятельности (диалектический материализм), как содержание внутреннего мира субъекта (экзистенциализм).

(См. Также Постмодернистская чувствительность, Невозможность, Трансгрессия.)И.А. Медведева "ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ" ("An essay concerning human understanding", 1690) — главный труд Локка, "ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ" ("An essay concerning human understanding", 1690) — главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Целью своей работы Локк ставил исследование "происхождения, достоверности и объема человеческого познания". Работу над книгой он начал в 1671 и завершил ее в основном к 1686, продолжая далее частичную доработку. Книга вышла в Лондоне, в издательстве Томаса Бассета. Этому изданию предшествовало сжатое изложение основных идей Локка, опубликованное на французском языке в Голландии в 1688.

При жизни автора вышло еще три издания "О.оЧ.Р." с изменениями и доработками (в 1694, 1695 и 1700), а также издания на французском и латинском языках. В посмертном архиве Локка сохранилось три черновых наброска "О.оЧ.Р", которые относятся к 1671 и 1685. Их новое издание вышло в Оксфорде в 1980. Кроме черновых набросков в архиве философа было обнаружено также неоконченное произведение на тему о том, как "управлять разумом" при поисках истины, которое он хотел добавить к "О.оЧ.Р.". Оно пронизано идеей практического использования знаний. Его напечатали в 1706 вместе с пятым изданием основного произведения. Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимал чувственное восприятие внешних объектов.

Для обоснования своих взгля- дов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, признававших особое внечувственное знание. Эта критика, которой посвящена вся первая книга "О.оЧ.Р", опирается на глубокое убеждение философа в существовании внешних объектов, независимых от человеческого разума. Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверждению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего мировоззрения философа. Сознание новорожденного, по мысли Локка, — это "чистая доска" и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием.

Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой "объект человеческого мышления". Чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда и чувственные качества в самих объектах. Вопросу о происхождении идей в уме человека посвящена вторая книга "О.оЧ.Р". Источник отображения внешнего мира Локк видит в самом объективном мире. "простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые. Действуют на нас". Простые чувственные идеи Локк разделил на первичные и вторичные качества. Первичные качества не отделимы от тела, "реально существуют" в самих телах, присущи им всем и всегда — это протяженность, фигура, толчок, механическоедвижение, покой и телесная непроницаемость.

О вторичных качествах, по мысли Локка, нельзя сказать с полной уверенностью, что они отражают свойства внешних вещей, такими как они есть. Это идеи, возникающие в сознании субъекта только при соответствующих условиях восприятия. У Локка наличествуют несколько решений проблемы об отношении идеи вторичных качеств к вещам. Но в основном он считает, что идеи вторичных качеств соответствуют силам, которые присущи телам, находящимся вне нас. Особая структура сочетаний первичных качеств обладает способностью вызывать в уме человека идеи вторичных качеств. В качестве особого внутреннего опыта Локк выделяет так называемую рефлексию. В рефлексии ум познает свои чувственные и эмоциональные процессы. Вводя понятие рефлексии, философ, по сути, признает активность сознания и самосознания.

При этом он указывает, что рефлексия может существовать только на основе чувственного внешнего опыта. Помимо внешнего опыта, рефлексия порождает идеи существования, времени и числа. Пытаясь объяснить относительную устойчивость сочетания идей внешнего опыта, Локк приходит к предположению о некоторой связующей их субстанции — ма- терии, которую он понимал как "плотную субстанцию". В то же время понятие материальной субстанции представлялось Локку неотчетливым, а способ образования этого понятия — сомнительным. Идея субстанции — продукт воображения. Люди представляют себе "под" вещами с их многообразными качествами некоторую общую для них опору. В определенной степени Локк продолжает традиции номинализма. Все вещи, которые существуют — единичны.

Но у них есть сходство в тех или иных свойствах. Разум на основании этого сходства создает общие идеи, которые затем фиксируются в знаках. Процесс познания, начинаясь от простых идей, идет к сложным, в чем, согласно Локку, проявляется присущая сознанию активность. На основе сравнения, сопоставления и абстрагирования разум получает сложные идеи. Процесс обобщения идет следующим образом. Единичные объекты определенного класса расчленяются на простые свойства, выделяются те, которые повторяются, что дает общую идею. Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Локк считал исходным чувственное знание. Оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти "интуитивным".

Давая знания единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. Это вероятностное знание. Второй вид знаний демонстративное — т.е. Знание через умозаключения, среди которых Локк выделял умозаключение через сравнение и вообще отношения идей. Высший вид знания — интуитивное знание, т.е. Непосредственное восприятие разумом соответствия или несоответствия идей друг другу. Дело в том, утверждал Локк, что еще до умозаключений активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или активного комбинирования простых идей тремя способами. Первый представляет собой суммирование простых идей, благодаря чему появляются сложные идеи субстанций (здесь под субстанцией понимаются самостоятельные единичные объекты), а также идеи модусов (т.е.

Признаков и действий субстанций) — простых (образуемых соединением однородных простых идей) и смешанных (образованных посредством аналогичных соединений разнородных идей). Второй способ — это сравнение идей, благодаря чему получаются идеи отношений. В соответствии с концептуалистскими взглядами Локка на соотношение общего и единичного, он разрабатывает третий способ образования производных идей в третьей книге "О.оЧ.Р.". Третий способ представляет собой обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы, в результате чего возникают общие идеи. Локк та- ким образом сформулировал теорию преобразования простых идей в сложные. Простые идеи — это только первичный материал для размышления (и именно это их объединяет).

Их можно различить по источнику, из которого они исходят. Простые идеи ощущения (зрение, чувство протяженности, пространства, движения) и рефлексии, которые разум находит в себе самом (восприятие, воля). Но существуют и такие простые идеи, которые опираются и на ощущения, и на рефлексию одновременно. Удовольствие, печаль, могущество, существование. В этом контексте Локк различал несколько типов познания, в зависимости от их отношения к действительности. При восприятии простых идей душа пассивна. И наоборот, она активно участвует в процессе образования сложных идей из простых, протекающих в трех формах. Соединении, сопоставлении и абстрагировании. Иными словами, деятельность разума заключается в соединении и разъединении простых идей.

Согласно Локку, существуют три формы сложных идей. Идеи субстанции (вещь существует сама по себе. Идея свинца, идея человека), идеи модуса (вещь, представляемая ими, не существует сама по себе. Идеи треугольника, убийства), идеи отношения, состоящие в сравнении двух отчетливых идей. Следовательно, познание заключается в анализе соответствия или несоответствия двух идей. Вопрос о реальности общего Локк решал следующим образом. "деление вещей на виды и обозначение по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями". Локк выдвигает понятие семантики как общей теории знаков и их роли в познании.

В четвертой книге "О.оЧ.Р." Локк рассматривает вопрос о соотношении между простыми идеями и их внешними источниками. Этот вопрос выступает здесь в качестве проблемы истины. Истину Локк понимает как соответствие идей объектам и связей между идеями и связям между объектами. "Наше познание реально лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью вещей". Кроме того, философ ставит вопрос о соотношении разума и веры и решает его в пользу разума. По отношению к вере разум оказывается у Локка высшей инстанцией, от человеческого разума зависит признать или не признать какое-либо положение за истину откровения. На основе произведенного анализа Локк очерчивает границы человеческого разума, — того, что человек может познать и понять.

Мы не способны иметь положительного знания о бесконечности, о вечности, о делах Бога. Наша собственная сущность доступна нам лишь через проявления мысли в актах рефлексии. И наконец, реальная сущность вещей недосягаема для сознания, которое способно постигнуть только их номинальную сущность. В своем трактате Локк изучает человеческое познание в его истории, в процессе его становления. И познание он рассматривает лишь с точки зрения истории, этнографии, лингвистики и психологии. Но Локк не исследует этот вопрос с точки зрения физики. Философ также не касается проблем природы и сущности души, действительных причин ощущений и тех идей, которые душа находит в самой себе.Ю.В. Никулина.

Значения в других словарях
Опыт

основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории философии широкое распространение получили воззрения Эмпиризма и Сенсуализма, согласно которым О. Трактовался как единственный источник знания. Представители идеалистического эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивали О. Совокупностью ощущений и восприятий, отрицая, что в основе О. Лежит объективная реальность. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро..

Опыт

ОПЫТ - эмпирическое познание действительности. Единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению.. ..

Опыт

ОПЫТ, чувственно-эмпирическое познание действительности. Единство знаний и умений.. ..

Опыт

(в философском смысле) — означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. О. Есть первичный источник наших знаний, дающий материал для всякого другого познания. С различных точек зрения О. Разделяется на прямой и косвенный, внутренний и внешний, житейский и научный. Состояния, переживаемые и пережитые самим данным субъектом, составляют его прямой или непосредственный О. Достоверное свиде..

Опыт

Брать/ взять на опыт что. Новг. Проверять что-л. НОС 7, 14.. ..

Опыт

Источник нашей мудрости — наш опыт. Источник нашего опыта — наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт — это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение — это изучение правил. Опыт — изучение исключений. Опыт отнюдь не мешает нам повторить прежнюю глупость, но мешает получить от нее прежнее удовольствие. Тристан Бернар Опыт научил меня не доверять даже опыту. «Пшекруй» Опыт. Лотерейный билет, купленный после розыгрыша. Мариз Керлен Опыт ..

Опыт

• бесценный опыт. ..

Опыт

Попытка, эксперимент.. ..

Опыт

Совокупность усвоенных знаний, навыков. Познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный, живой, жизненный, житейский, индивидуальный, исторический, коллективный, колоссальный, личный, мировой, многовековой, многолетний, накопленный, народный, немалый, непосредственный, обобщенный, общественный, объективный, огромный, основательный, практиче..

Опыт

Эмпирическое познание действительности. Единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению.. ..

Опыт

М.1) Отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания.2) а) Совокупность практически усвоенных знаний, навыков.б) Знание жизни, основанное на пережитом, испытанном.3) а) Воспроизведение какого-л. Явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования.б) Проверка научных знаний лабораторным путем.4) а) Попытка осуществления чего-л. Проба.б) Результат такой попытки.. ..

Опыт

О́ПЫТ -а. М.. ..

Опыт

-а, м. 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. Исследовательской работы. О. Строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.3. Воспроизведение какого-н. Явления экспериментальным путём, создание чего-н. Нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. ..

Опыт

Опыта, м. 1. Мн. Редко. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом так называемых "маленьких людей". Сталин (заключительное слово на Пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 г.). Большой жизненный опыт. Педагогический опыт. Административный опыт. Революционный опыт. Испытанное на практике. Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. Пушк..

Опыт

(опыты) чего, в чем, по чему и с кем. Опыт революционной борьбы. Опыт строительства. Потом появились на столе бумажки с крупными каракулями — первые ее опыты в письме (Гладков). Имеется опыт по использованию новых материалов. Опыты с кроликами и морскими свинками.. ..

Опыт

Искон. Производное от опытать «испытать», преф. Образования от пытать. См. Попытка, испытать.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Опыт

Древнерусское – опытать (испытывать).. ..

Опыт

О́пыт От пыта́ть (см.). Ср. Миккола, Ursl. Gr. 3, 91. •• [Об истории слова о́пыт, первоначально – "пробное молоченье", см. Подробно С. И. Котков, Сказки о русском слове, М., 1967, стр. 80 и сл. – Т.]Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Опыт

- результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.. ..

Опыт

Знание, приобретённое в процессе непосредств. Переживаний, впечатлений, наблюдений, практич. Действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления. Единство знаний и умений. Одно из осн. Понятий теории познания. ..

Опыт

1) прежде всего то, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает;2) в философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. У Канта опыт есть главный продукт нашего рассудка, с него начинается познание.. ..

Опыт

L ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования. 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. Активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. В структуре познавательного процесса. От трактовки его в качестве единственного источни..

Опыт

ОПЫТ - 1) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования (см. КУЛЬТУРА, СОЦИАЛИЗАЦИЯ). 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. Активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. В структуре познавательного процесса. От трактовки е..

Оптимум

(от лат. Optimum – наилучшее) – мера лучшего, совокупность наиболее благоприятствующих условий. Отсюда. Оптимальный – благоприятнейший, лучший.. ..

Опус

(от лат. Opus) – термин, означающий соч. Композитора, автора при их порядковой нумерации. Opus posthumum – посмертное издание произв. Opusculum – маленькое произв.. ..

Опыт О Человеческом Разуме

Основное филос. Сочинение Дж. Локка. Первое издание вышло в Лондоне в 1690, было еще три прижизненных издания с исправлениями и дополнениями. В сочинении изложены теория познания Локка, его психологические воззрения и философия языка. Работа состоит из четырех книг, которым предпосланы посвящение Т. Герберту, графу Пемброку и обращение к читателю.В первой книге дается критика учения о врожденных идеях и принципах (т.е. Изначально присущих человеческому уму до всякого опыта). Локк доказывает, что..

Опытные Науки

В широком смысле все науки, поскольку в них учитывается опыт, в т. Ч. И внутренний. В узком смысле слова опытными науками являются такие, которые отграничены от наук, опирающихся на разум (напр., от логики, математики), и которые черпают знания преимущественно из опыта, полученного в процессе взаимодействия с внешним миром. Это, следовательно, в первую очередь естественные науки. Благодаря им мы получаем опытное знание. См. Также Частные науки.. ..

Дополнительный поиск Опыт Опыт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Опыт" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Опыт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 4 символа