Раскол

133

религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения Р. Послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. Меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия» (См. Кружок ревнителей благочестия). Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. Считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги.

Др. Члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос об их воссоединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против польских поработителей, приобрёл в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами. При поддержке царя Алексея Михайловича (См. Алексей Михайлович) Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.).

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654—55. В течение 1653—1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религиозной идеологии эти изменения получили значение большого события. К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия». Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв.

Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, т.к. Греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а её книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи Р. Подверглись жестоким преследованиям . Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях рус. Общества, что привело к возникновению движения, названного Р. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения феодального гнёта со стороны церковной верхушки.

К Р. Примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы — коломенский Павел, вятский Александр), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку отдельных представителей высшей светской знати. Но большую часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнёта и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе. Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Р. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь национальной ограниченности и принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути к спасению души сочетались в идеологии Р.

С резкими обличениями в религиозной форме феодально-крепостнической действительности. Различным слоям общества импонировали различные стороны этой идеологии. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю. Р. Стал одновременно и знаменем консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знаменем антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнёта, прикрываемого и освящаемого церковью. Массовый характер движение Р. Приобрело после церковного собора 1666—67, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании.

Этот этап совпал с подъёмом в стране антифеодальной борьбы. Движение Р. Достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Р. Стали представители низшего духовенства, порвавшие с государственной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Р. Главной стороной идеологии Р. И в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного антихристом. В наиболее фанатичных направлениях Р. Возникла практика «огненных крещений» (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общины.

Это был массовый уход простых людей от выполнения не только новых церковных обрядов, но и феодальных повинностей. Правительство в 1681 отмечало умножение «церковных противников», особенно в Сибири. Оно при активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев. В 70—80-е гг. 17 в. В идеологии Р. Более важное место, чем прежде, стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском остроге, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия. Часть сторонников «старой веры» приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С.

Т. Разина (См. Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина) 1670—71. Соловецкое восстание 1668-76, возникшее как движение в защиту «старой веры», переросло в крупное антифеодальное выступление против государственной власти. Значительной была роль сторонников «старой веры» в Московском восстании 1682 (См. Московское восстание 1682) и др. Антифеодальных выступлениях. В конце 17 — начале 18 вв. После поражения антифеодальных восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политика, проводимая правительством Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая для них повышенное налоговое обложение. С 18 в. В идеологии Р. Исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливаются её консервативные стороны.

Провозглашение Е. И. Пугачевым лозунга борьбы за «старую веру» способствовало вовлечению масс в антифеодальную крестьянскую войну. Последователи Р. — старообрядцы (см. Старообрядчество) разделились на несколько толков и согласий — поповщину (См. Поповщина), беспоповщину (См. Беспоповщина) и др. Лит. Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. И в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906. Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. До конца XVIII в., М., 1891. Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898. Его же, История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895. Его же, Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909.

Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев Посад, 1909—1912. Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915]. Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. — Л., 1931. Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1—3, Тамбов — СПБ, 1887—1900. В. С. Шульгин..

Значения в других словарях
Раскова

Марина Михайловна [15(28).3.1912, Москва, — 4.1.1943, близ Саратова], советская лётчица-штурман, майор (1942), Герой Советского Союза (2.11.1938). Член КПСС с 1940. Родилась в семье педагогов. С 1932 работала в аэронавигационной лаборатории Академии воздушного флота им. Н. Е. Жуковского. В 1934 получила звание штурмана в Центральном учебном комбинате ГВФ. Окончила школу пилотов Центрального аэроклуба (1935). С 1938 в Красной Армии. В качестве штурмана самолёта в 1938 участвовала в дальних беспо..

Раскова Марина Михайловна

Раскова Марина Михайловна [15(28).3.1912, Москва, ≈ 4.1.1943, близ Саратова], советская лётчица-штурман, майор (1942), Герой Советского Союза (2.11.1938). Член КПСС с 1940. Родилась в семье педагогов. С 1932 работала в аэронавигационной лаборатории Академии воздушного флота им. Н. Е. Жуковского. В 1934 получила звание штурмана в Центральном учебном комбинате ГВФ. Окончила школу пилотов Центрального аэроклуба (1935). С 1938 в Красной Армии. В качестве штурмана самолёта в 1938 участвовала в дальни..

Раскол великий

(«Раско́л вели́кий»,) см. «Великий раскол».. ..

Раскольники

старообрядцы, участники религиозно-общественного движения, возникшего в России в середине 17 в. См. Раскол.. ..

Раскол

РАСКОЛ - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 (см. Старообрядчество). Во 2-й пол. 17-18 вв. Был идейным знаменем оппозиционных движений.. ..

Раскол

РАСКОЛ, движение, возникшее в середине 17 в., в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона 1653-56 и порвавших с официальной церковью (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО). Реформа вызвала протест части духовенства во главе с протопопом Аввакумом Петровым, протест нашёл поддержку в среде боярства, белого и чёрного духовенства, посадских людей, стрельцов, крестьянства. Идеи Р. Использовались в ходе массовых движений 2-й ..

Раскол

РАСКОЛ (схизма), церковное разделение. В России наибольшее значение> имело отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы> Никона 1653 - 58 (смотри Старообрядчество>).. ..

Раскол

(об отличии его от ереси см. Ересь). I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни. Р., у самих раскольников называемый старообрядством, староверием, возник в половине XVII века. Научное исследование его началось, собственно, лишь с 1850-х годов. До того времени преобладала полемическая литература о Р., обращавшая главное внимание на догматическую сторону вопроса. На Р. Смотрели с церковно-полицейской точки зрения. Считали возможным убедить раскольников путем полемики..

Раскол

Активный раскол. Жарг. Угол., мил. Допрос с избиением и обливанием водой при потере сознания допрашиваемого. Балдаев 2, 10. ББИ, 206.. ..

Раскол

См. Несогласие.... ..

Раскол

Отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 (см. Старообрядчество). Во 2-й пол. 17-18 вв. Был идейным знаменем оппозиционных движений.. ..

Раскол

См. Раскалывать.. ..

Раскол

1. М.1) Действие по знач. Глаг. Раскалывать, расколоть, раскалываться (1,2), расколоться.2) перен. Разделение кого-л. На две или несколько групп, обусловленное наличием разногласий.2. М.1) Религиозно-общественное движение на Руси XVII в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект.2) Вероучения этих сект. Старообрядчество.3. М.Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра, под..

Раскол

РАСКО́Л -а. М.. ..

Раскол

-а, м. 1. См. Расколоть, -ся. 2. В России с середины 17 в. Религиозно-общественное движение, направленное против официальной церкви, возглавлявшейся патриархом Никоном (изменившим по греческим образцам нек-рые обряды и тексты богослужебных книг), и к концу 17 в. Получившее название старообрядчества. Уйти в р.. ..

Раскол

Раскола, м. 1. Только ед. Действие по глаг. Расколоть в 1 знач. - раскалывать (спец.). Раскол льда. 2. Действие по глаг. Расколоться во 2 знач. - раскалываться. Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания раскольников, мобилизуют местные организации а созыв III съезда, издают свою газету "Вперед". История ВКП(б). По вопросу о членстве в партии произошел на II съезде РСДРП (в 1903 г.) раскол между большевиками-ленинцами и оппортунистами-меньшевиками. 3. Только ..

Раскол

Раско́л род. П. -а, например в 1654 г., при патриархе Никоне, отсюда раско́льник. От раз- и коло́ть.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Раскол

(cleavage). ..

Раскол

РАСКОЛ Перевод узкий коридор, сделанный из деревянных щитов, такой ширины, чтобы овцы могли проходить в один ряд. Устраивается у овчарни или внутри нее и служит для счета и выделения из отары нужных овец. Необходим при бонитировке, когда каждая овца индивидуально осматривается. Р. Состоит из коридора (струнки), крыльев и пристроенного к коридору оцарка.. ..

Раскол

— религиозно-общественное движение в России, возникло в середине XVII в. И привело к разделению в русской православной церкви, образованию старообрядчества. Церковная реформа патриарха Никона была направлена на централизацию церкви, на борьбу с автономией местных церквей, ликвидацию принципа соборности. Хотя реформа не затрагивала основ православия, она вызвала решительный протест многих верующих, в том числе бывших членов кружка «ревнителей благочестия», в который ранее входил и Никон. Противни..

Раскол

Старообрядчество, - религиозно-обществ. Движение в России в сер. 17 в. Поводом для возникновения Р. Послужила церковно-обрядовая реформа, к-рую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церк. Организации. За ликвидацию местных различий в церк.-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. Меры по унификации моск. Богословской системы выступали все члены влиятельного "Кружка ревнителей благочестия". Но протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др..

Раскол

Религиозно-общественное движение в России, направленное против церковных реформ Патриарха Никона (середина 17 века). Наиболее известными противниками реформ были протопоп Аввакум Петров и боярыня Морозова.. ..

Раскол

Нежелательное разрушение шара до того, как он покинет маркер. Самый неприятный раскол - в лоадере, когда один расколовшийся шар в состоянии испортить весь заряд. Пейнтбол. ..

Дополнительный поиск Раскол Раскол

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Раскол" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Раскол, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 6 символа