Раскол

112

Старообрядчество, - религиозно-обществ. Движение в России в сер. 17 в. Поводом для возникновения Р. Послужила церковно-обрядовая реформа, к-рую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церк. Организации. За ликвидацию местных различий в церк.-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. Меры по унификации моск. Богословской системы выступали все члены влиятельного "Кружка ревнителей благочестия". Но протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что рус. Церковь сохранила "древлее благочестие", и предлагали проводить унификацию, опираясь на древне-рус. Богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев), к к-рым позднее присоединился Никон, хотели опираться на греч.

Образцы. Этот путь позволял приблизиться к объединению под эгидой рус. Патриарха моск. Церкви с православными церквами Украины (вопрос о ее присоединении приобрел в это время важное значение) и Балкан. При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить унификацию на основе греч. Образцов. Исправил рус. Богослужебные книги по современным ему греческим и изменил нек-рые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церк. Служб "аллилуя" стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Нововведения были одобрены церк. Соборами 1654-55. В течение 1653-56 на Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь переведенных богослужебных книг. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религ.

Идеологии эти изменения получили значение большого события. К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью к-рых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми на защиту "старой веры", против реформ и действий патриарха выступили члены "Кружка ревнителей благочестия" Аввакум, Даниил и Иван Неронов. Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греч. Образцам оскверняет истинную веру, т.к. Греч. Церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церк.

Управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и др. Идеологи Р. Подверглись жестоким преследованиям.Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях рус. Общества, что привело к возникновению движения, названного Р. Плебейская часть духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за "старую веру", протестовала против увеличения феод. Гнета со стороны церк. Верхушки. К Р. Примкнула и часть высшего духовенства (епископы коломенский Павел, вятский Александр, нек-рые монастыри), недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством, и отстаивавшая свои феод. Привилегии. Призывы сторонников "старой веры" получили поддержку отдельных представителей высшей светской знати.

Но большую часть сторонников "старой веры" составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление феод.-крепостнич. Гнета и ухудшение своего положения нар. Массы связывали с нововведениями, в частности - в вере.Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Р. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь национальной ограниченности и принятия мученического венца во имя "старой веры", как единственного пути к спасению души, и т.д. Сочетались в идеологии Р. С резкими обличениями в религ. Форме феод.-крепостнич. Действительности. Различным слоям общества импонировали различные стороны этой идеологии. В нар. Массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю.

Р. Стал одновременно и знаменем консервативной антиправительств, оппозиции церк. И светских феодалов и знаменем антифеод. Оппозиции. Нар. Массы, становясь на защиту "старой веры", выражали этим свой протест против феод. Гнета, прикрываемого и освящаемого церковью.Массовый характер движение Р. Приобрело после церк. Собора 1666-67, по решению к-рого казнили или сослали идеологов Р. Этот этап в развитии движения совпал с подъемом в стране антифеод. Борьбы. Он характеризуется тем, что движение Р. Достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности беглых крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Р. Стали представители низшего духовенства, порвавшие с гос. Церковью, а церк. И светские феодалы отошли от Р.

Главной стороной идеологии Р. И в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения "старой веры" и спасения души) от зла, порожденного антихристом. В наиболее крайних направлениях Р. Возникла практика "огненных крещений" (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей, многие посадские люди и особенно крестьяне бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на юж. Окраины гос-ва, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общины. Это был массовый уход простых людей от выполнения не только нововведенных церк. Обрядов, но и от выполнения феод. Повинностей. Правительство в 1681 было вынуждено признать умножение "церк. Противников", особенно в Сибири. Но в 70-80-е гг. 17 в. В идеологии Р. Важное место стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества.

Нек-рые же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозерском остроге, перешли к оправданию активных антифеод. Выступлений, объявляя нар. Восстания небесным возмездием царской и церк. Власти за их действия. Часть сторонников "старой веры" приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670-71. Соловецкое восстание 1668-76, возникшее как движение в защиту "старой веры", переросло в крупное антифеод. Выступление против гос. Власти. Значительной была роль сторонников "старой веры" в Московском восстании 1682 и других антифеод. Выступлениях.В кон. 17 - нач. 18 вв. После поражения антифеод. Восстаний произошел спад движения. Этому способствовала и политика пр-ва Петра I, к-рое ослабило преследования староверов, установив для них повышенное налоговое обложение.

С 18 в. В идеологии Р. Исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливается значение ее консервативных сторон (но провозглашение Е. И. Пугачевым лозунга борьбы за "старую веру" способствовало вовлечению масс в антифеод. Крест. Войну).Р. С самого начала не был единым движением и по форме. К кон. 17 - нач. 18 вв. Он начал распадаться на многие толки и согласия, иногда существенно отличавшиеся друг от друга. Р., или старообрядчество, делится на поповщину и беспоповщину. Поповщина - более умеренное направление. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церк. Таинств. Осн. Р-ны распространения поповщины - Керженец, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповщина распространилась в основном на С. Гос-ва. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и нек-рых таинств.

По мере того как раскольничьи общины втягивались в рыночные отношения, в них росло предпринимательство. Из среды раскольников выделялась купеческая верхушка. Постепенно большинство раскольничьих согласий теряет оппозиционный характер. Особенно это относится к поповщине, из к-рой вышло много купцов и предпринимателей. В 1800 часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с офиц. Церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не желавшие идти на примирение с офиц. Церковью, создали свою церк. Организацию. В сер. 19 в. Они признали своим главой Боснийского архиепископа Амвросия, к-рый центром старообрядческой организации сделал Белую Криницу (Австрия). Позднее роль центра этой организации перешла к общине Рогожского кладбища в Москве (Белокриницкая иерархия).

Часть общины поповцев, к-рые стали наз. Беглопоповщиной (они принимали "беглых" попов, т. Е. Перешедших к ним из господствующей церкви), не признали Белокриницкую иерархию. В беспоповщине наряду с более или менее умеренными согласиями по мере роста дифференциации внутри общин возникали крайние толки. В кон. 17 в. На С., вокруг Выговской старообрядческой пустыни, сложился наиболее умеренный в беспоповщине Поморский толк. На С.-З. Распространилась федосеевщина (ее центр с 70-х гг. 18 в.- Преображенское кладбище в Москве), порвавшая с поморянами. В 1-й пол. 18 в. От Поморского толка откололась филлиповщина. В ней проповедовалась необходимость самоуморений и самосожжений. Отдельно существовала нетовщина (или Спасово согласие), к-рая отрицала все таинства и призывала своих последователей к самосожжениям.

Беспоповщина в нек-рых своих крайних толках (напр., "бегуны") вплотную смыкалась с сектантством.Источн. Мат-лы для истории раскола за первое время его существования, под ред. Субботина, т. 1-9, М., 1875-95. Барсков Я. Л., Памятники первых лет рус. Старообрядчества, "ЛЗАК", т. 24, СПБ, 1912. Памятники истории старообрядчества XVII в., Л., 1927 ("РИБ", т. 39).Лит. Щапов А. П., Рус. Раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутр. Состоянием рус. Церкви и гражданственности в XVII в. И в первой пол. XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906. Сапожников Д. И. Самосожжение в рус. Расколе. Со 2-й пол. XVII в. До кон. XVIII в., М., 1891. Смирнов П. С., Внутр. Вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898. Его же, История рус. Раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895. Его же, Споры и разделения в рус.

Расколе в первой четв. XVIII в., СПБ, 1909. Каптерев Н. P., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев Посад, 1909-1912. Плеханов Г. В., История рус. Обществ. Мысли, т. 2, (М., 1915). Никольский Н. М., История рус. Церкви, 2 изд., М.-Л., 1931. Анкундинова Л. Е., Социальный состав первых раскольников, "ВЛГУ", 1956, т. 14, Серия истории, яз. И лит-ры, в. 3. Робинсон А. Н., Творчество Аввакума и обществ. Движения в кон. XVII в., "ТрОДРЛ", т. 18, М.-Л., 1962. Сахаров Ф., Литература истории и обличения рус. Раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в, 1-3, Тамбов-СПБ, 1887-1900. Pascal P., Avvakum et les débuts du raskol. La crise religieuse au XVII siècle en Russie, P., 1938.В. С. Шульгин. Москва..

Значения в других словарях
Раскол

религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения Р. Послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. Меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия» (См. Кружок ревнителей благочестия..

Раскол

РАСКОЛ - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 (см. Старообрядчество). Во 2-й пол. 17-18 вв. Был идейным знаменем оппозиционных движений.. ..

Раскол

РАСКОЛ, движение, возникшее в середине 17 в., в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона 1653-56 и порвавших с официальной церковью (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО). Реформа вызвала протест части духовенства во главе с протопопом Аввакумом Петровым, протест нашёл поддержку в среде боярства, белого и чёрного духовенства, посадских людей, стрельцов, крестьянства. Идеи Р. Использовались в ходе массовых движений 2-й ..

Раскол

РАСКОЛ (схизма), церковное разделение. В России наибольшее значение> имело отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы> Никона 1653 - 58 (смотри Старообрядчество>).. ..

Раскол

(об отличии его от ереси см. Ересь). I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни. Р., у самих раскольников называемый старообрядством, староверием, возник в половине XVII века. Научное исследование его началось, собственно, лишь с 1850-х годов. До того времени преобладала полемическая литература о Р., обращавшая главное внимание на догматическую сторону вопроса. На Р. Смотрели с церковно-полицейской точки зрения. Считали возможным убедить раскольников путем полемики..

Раскол

Активный раскол. Жарг. Угол., мил. Допрос с избиением и обливанием водой при потере сознания допрашиваемого. Балдаев 2, 10. ББИ, 206.. ..

Раскол

См. Несогласие.... ..

Раскол

Отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 (см. Старообрядчество). Во 2-й пол. 17-18 вв. Был идейным знаменем оппозиционных движений.. ..

Раскол

См. Раскалывать.. ..

Раскол

1. М.1) Действие по знач. Глаг. Раскалывать, расколоть, раскалываться (1,2), расколоться.2) перен. Разделение кого-л. На две или несколько групп, обусловленное наличием разногласий.2. М.1) Религиозно-общественное движение на Руси XVII в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект.2) Вероучения этих сект. Старообрядчество.3. М.Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра, под..

Раскол

РАСКО́Л -а. М.. ..

Раскол

-а, м. 1. См. Расколоть, -ся. 2. В России с середины 17 в. Религиозно-общественное движение, направленное против официальной церкви, возглавлявшейся патриархом Никоном (изменившим по греческим образцам нек-рые обряды и тексты богослужебных книг), и к концу 17 в. Получившее название старообрядчества. Уйти в р.. ..

Раскол

Раскола, м. 1. Только ед. Действие по глаг. Расколоть в 1 знач. - раскалывать (спец.). Раскол льда. 2. Действие по глаг. Расколоться во 2 знач. - раскалываться. Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания раскольников, мобилизуют местные организации а созыв III съезда, издают свою газету "Вперед". История ВКП(б). По вопросу о членстве в партии произошел на II съезде РСДРП (в 1903 г.) раскол между большевиками-ленинцами и оппортунистами-меньшевиками. 3. Только ..

Раскол

Раско́л род. П. -а, например в 1654 г., при патриархе Никоне, отсюда раско́льник. От раз- и коло́ть.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Раскол

(cleavage). ..

Раскол

РАСКОЛ Перевод узкий коридор, сделанный из деревянных щитов, такой ширины, чтобы овцы могли проходить в один ряд. Устраивается у овчарни или внутри нее и служит для счета и выделения из отары нужных овец. Необходим при бонитировке, когда каждая овца индивидуально осматривается. Р. Состоит из коридора (струнки), крыльев и пристроенного к коридору оцарка.. ..

Раскол

— религиозно-общественное движение в России, возникло в середине XVII в. И привело к разделению в русской православной церкви, образованию старообрядчества. Церковная реформа патриарха Никона была направлена на централизацию церкви, на борьбу с автономией местных церквей, ликвидацию принципа соборности. Хотя реформа не затрагивала основ православия, она вызвала решительный протест многих верующих, в том числе бывших членов кружка «ревнителей благочестия», в который ранее входил и Никон. Противни..

Расим

(Rasim), Ахмед (1864/65 - 21.IX.1932) - тур. Писатель, журналист, историк. Автор 4-томной "Иллюстрированной с картами Османской истории" ("Resimli ve Haritali Osmalili, Tarihi", t. 1-4, Ist., 1910-1912), в к-рой изложение ист. Событий дополнено извлечениями из ист. Хроник, док-тов и терминологич. Комментариями. Труды "От абсолютизма до народовластия" ("Istibdattan Hakimiyet-i Milliyeye", t. 1-2, Ist., 1923) и "История и писатель" ("Tarih ve Muharrir", Ist., 1913), посвященные истории нового врем..

Раск

(Rusk), Дин (р. 9.II.1909) - гос. Деятель США. Род. В округе Чероки (шт. Джорджия). В 1931 окончил Дейвидсон-колледж в шт. Сев. Каролина. В 1931-1933 учился в Оксфордском ун-те (Англия). В 1934-40 - адъюнкт-профессор гос. Права и декан факультета Милсколледжа в Окленде (Калифорния). В 1940-46 служил в армии США, демобилизовался в звании полковника. В 1946 - пом. Зав. Отделом по делам междунар. Безопасности в гос. Департаменте. В 1947-49 - зав. Отделом по делам ООН. В 1946-47 Р. Был спец. Помощни..

Раскольники

См. Раскол.. ..

Раскопки

(археологические) - вскрытие пластов земли для исследования находящихся в земле археологических памятников. Целью Р. Является изучение данного памятника, его частей, находимых вещей и т. П. И реконструкция роли изучаемого объекта в историч. Процессе. Науч. Задачами, постановкой историч. Проблем определяется как выбор объекта Р., так и порядок изучения его частей (если Р. Рассчитаны на много лет). Р. Не являются самоцелью, каждая Р. Должна давать ответ на какие-то вопросы, связанные с историей об..

Раскол

Религиозно-общественное движение в России, направленное против церковных реформ Патриарха Никона (середина 17 века). Наиболее известными противниками реформ были протопоп Аввакум Петров и боярыня Морозова.. ..

Раскол

Нежелательное разрушение шара до того, как он покинет маркер. Самый неприятный раскол - в лоадере, когда один расколовшийся шар в состоянии испортить весь заряд. Пейнтбол. ..

Дополнительный поиск Раскол Раскол

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Раскол" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Раскол, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 6 символа