Тайлор Эдуард-Бернет

107

(или Тэйлор. Tylor) — знаменитый английский антрополог. Род. В 1832 г. К тому времени, когда Т. Выступил на научное поприще, три отрасли знания, составляющие в совокупности науку антропологию — пальэтнология (состояние человека в доисторическую эпоху), физическая антропология (положение человека среди органической природы и учение о расах) и описательная антропология (этнография, первобытная культура) — стояли по отношению друг к другу совершенно изолированными и находились не на одинаковой ступени развития. Первая из них, опираясь на положительные данные археологии, гео- и палеонтологии, успела завоевать всеобщее признание. Добытые ею результаты были изложены в классической книге Ляйэлля "Древность человека".

Физическая антропология располагала такими исследованиями, как "Положение человека в ряду органических существ" Гёксли, "Происхождение человека" Дарвина, сочинения Брока. Значительно отстала только описательная антропология, оставаясь, несмотря на труды Вайца и Бастиана, преимущественно собранием фактов, разрозненных, необобщенных и необъясненных. Необходимо было применить к ним метод естествознания, классифицировать их, сравнить, ввести в общий круг эволюции. Выполнение этой задачи выпало на долю Т. Горячий и убежденный эволюционист, строгий позитивист в методологическом отношении, Т. Отлично понимал трудность разрешения таких вопросов, в которых, по его собственным словам, "руководящие факты никогда не были подвергаемы даже самой грубой группировке.

"История человечества, — говорит Т., — есть часть истории природы. Наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием кислот и оснований и ростом растений и животных. Если где-нибудь закон существует, то он должен быть везде". Вопрос об усовершенствовании метода антропологии всегда стоял для Т. На первом месте. В 1889 г., много лет спустя после того как он сделался знаменитым, он представил Антропологическому институту доклад о новом методе для исследования учреждений — методе статистического сопоставления (method of adhesion), свидетельствующем, по его образному выражению, что "человеческие учреждения представляют такие же ясные наслоения, как и земля, по которой мы ходим".

С позитивизмом натуралиста Т. Соединяет глубокое философское творчество. Первое сочинение, сразу прославившее T., — "Researches into the history of Mankind". Здесь он впервые философски объединил все три отрасли антропологии, связав их с проблемой цивилизации, и наглядно показал, что для понимания фактов первобытной культуры необходимо признать историю человечества процессом постепенного непрерывного развития и что только универсальная тождественность человеческой природы может объяснить поразительное сходство в произведениях материальной и духовной культуры при условиях, не допускающих возможности заимствования. Т. Положил конец двум старым предрассудкам, державшимся особенно упорно в Англии, доказав, что состояние первобытных народов не было результатом вырождения от предшествовавшей высшей ступени культуры, а религия их не была искажением первоначальной, некогда всеобщей, религиозной истины.

Кардинальным трудом Т. Является его "Primitive culture" (1871), до сих пор сохранивший всю свою научную ценность. Леббок, выступивший одновременно с Т., признает в предисловии к своему труду "Начало цивилизации", что он следовал плану Т., а такие первоклассные ученые, как Фразер, А. Ланг, Джевонс считают себя учениками и продолжателями Т. "Основания социологии" Спенсера, особенно в той части, которая касается первобытных верований, рядом с исследованиями Т. Теряют ценность оригинальности. Ныне вошедшие во всеобщее употребление термины "переживание" (survival) и "анимизм" навсегда останутся связанными с именем Т. И это не только термины — это глубокие учения, открывшие вход в самые темные и важные отделы науки.

Теория переживаний по справедливости может быть поставлена рядом с открытием рудиментарных органов. Как эти последние служат наглядным доказательством эволюции от низших к высшим организмам и в то же время являются результатом эволюционного процесса, так точно и культурные переживания служат живым свидетельством эволюции от первобытных к высшим воззрениям и сами в свою очередь эволюцией объясняются. Учение об анимизме осветило ярким светом загадочные вопросы мифологии, установило неразрывную генетическую связь между религиями самых низших и самых цивилизованных народов и положило прочное основание для новой науки — сравнительного изучения религий (см.). Другие выводы Т. Относительно развития языка, письменности, счета, смешения объективного с субъективным в первобытной психологии — также оказались ценными вкладами в науку.

Широкой известностью пользуется "Антропология" Т. (1881). При всей популярности изложения, делающей ее привлекательной и доступной для среднего читателя, эта книга имеет все достоинства философского исследования, объединяющего одной общей концепцией все стороны физической и духовной жизни человека от периода древнекаменного и пещерного человека до века пара и электричества. В сравнении с другими английскими антропологами и фольклористами Т. Может показаться малопродуктивным, но это объясняется большей его добросовестностью. Так, напр., над небольшим докладом в 25 стр. ("On a method of investigating the development of institutions, applied to laws of Marriage and Descent"), напечатанным в журнале Антропологического института за 1889 г., он работал в течение многих лет, классифицируя по собственному методу брачные и другие сопутствующие им обычаи 350 племен.

Выводы, к которым он пришел в этом маленьком трактате, ценнее многих объемистых трудов более продуктивных писателей. Путем чисел и графического сравнения он установил преемственность матриархата и патриархата, зависимость многих брачных обычаев (напр. Обычая избегать родственников жены и т. П.) от местожительства мужа (перехода его в дом жены или обратно), отсутствие института похищения в матриархальный период и исключительную связь его с патриархатом и т. Д. Если некоторые выводы его требуют ограничений и изменений (см. Умыкание), то вина не в методе, а в качестве этнографического материала. Метод Т. Начинают применять в других областях обществоведения. Так, Штейнметцер с успехом применил его к истории развития наказания ("Ethnologische Studien zur ersten Entwickelung der Strafe").

В результате своих исследований Т. Неизменно приходил к выводу, что в общей сложности история человечества была историей прогресса и что различия в степенях его коренятся не в расовых различиях, а в моменте и степени развития. "Для двигателей всего здравого и преобразователей всего ложного, — говорит Т., — антропология вдвойне полезна. Она может запечатлеть в человеческих умах идею последовательного развития, которая побудит их работать с тем большей энергией, что масса света в мире вообще увеличилась и там, где некогда блуждали толпы варваров, цивилизованные люди часто могут уже идти вперед, ясно видя путь перед собой. Способствуя прогрессу и уничтожая препятствия к нему, наука культуры является наукой реформы по преимуществу".

Сочинения Т. Соединяют в себе простоту с изяществом, ясность и точность с образностью и увлекательностью. Главнейшие сочинения Т. В хронологическом порядке. "Anahuac or Mexico and Mexicans" (1861), "Researches into the Early History of Mankind" (1865. 2 изд., 1870), "Primitive culture, researches into the development of Mythology, Philosophy, Religion, Art and Custom" (1871, 2 изд., 1873, 3 изд. 1891), "Anthropology, an introduction to the study of Man and Civilization" (1881). Последние три сочинения имеются в русском переводе. "Доисторический путь человечества и начало цивилизации" (М., 1868). "Первобытная культура" (СПб., 1-е изд. 1873, 2 изд. 1896) и "Антропология" (СПб., 1882). О статистическом методе Т. См. Ст. Л. Крживицкого в "Жизни" за 1901 г., январь ("Современное положение этнограф.

Социологии").Л. Ш—г.

Значения в других словарях
Тайлор Джордж

(Taylor) — псевдоним, под которым появлялись исторические романы немецкого историка Адольфа Гаусрата (см.).. ..

Тайлор Захария

Двенадцатый президент Сев.-Амер. Штатов, см. Тэйлор.. ..

Тайлорова или тэйлорова строка

См. Формула Тэйлора.. ..

Тайль

(Jean de la Taille, 1540—1608 гг.) — французский поэт из "Плеяды", ученик Ронсара и друг Дю-Беллэ, шедший по их стопам, но имеющий и самостоятельное значение. Его сатиры, первые образцы этого рода, предвосхищают жанр Воклэна де ла Френе. В "Art de la tragédie" Т. Восставал против соттий, моралите и "иных горьких пряностей, которые портят наш язык" и одновременно с Скалигером указывал на закон трех единств. Его трагедия "Saül le furieux" характерна своей искренностью, связанной с ее религиозным м..

Дополнительный поиск Тайлор Эдуард-Бернет Тайлор Эдуард-Бернет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тайлор Эдуард-Бернет" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тайлор Эдуард-Бернет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 20 символа