Пиетизм

125

(лат. Pietas - благочестие) - мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17-18 вв. В Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы. Испытал определенное содержательное влияние со стороны квиетизма. Основателем П. Является Ф. Шпенер, выступивший с 6 тезисом с намерением возродить "истинную религию", основанную на утерянном в спорах глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и догматах, реставрированных в лютеранстве (Pia Desideria, 1675). Шпенер подчеркивал необходимость для верующего личного благочестия, живого общения с Богом. Обличая "фарисейство" в обществе, он надеялся своим адогматизмом вызвать резонанс, который вернул бы его собратьев к подлинной духовной жизни.

Становление и развитие П., таким образом, детерминировано теми же факторами, которые обусловили в свое время оформление протестантизма в целом и которые питают историческую эволюцию мистической традиции (см. Мистика, Протестантизм). Движение П. Началось с молитвенных собраний в доме Шпенера. Позже были организованы маленькие общины для совместного чтения Писания и богослужения, которые, однако, не были отделены от господствующей Лютеранской церкви. Но вскоре Шпенер и его ученик А. Франк вступают в спор с Лейпцигскими богословами, где осуждают как нечто противное духу Христа философию и догматику, а вместе с ними и науку в целом, в результате чего и происходит столкновение П. С ортодоксальным лютеранством, закончившееся осуждением и изгнанием из Германии последователей П.

Значительную роль в распространении П. Сыграл П. Герхард - сочинитель текстов гимнов-молитв, ставших очень популярными среди верующих. Одним из видных представителей П. Является М. Л. Фон Цинцендорф, основатель общины Генргюгера, поэтическое творчество которого стало знаменем тех протестантов, которые ищут не "абстрактных теологических спекуляций", а "чувственно эмоционального переживания Божественной любви". Вскоре из-за внутренней борьбы за власть П. Распадается на различные направления, некоторые из которых сохранились в контексте консервативного протестантизма до нашего времени. П. Своим иррационализмом и адогматизмом оказал значительное влияние не только на историю протестантизма, но и на развитие философии в Германии, особенно на классическую философию (Кант - вопрос о возможности метафизики, Шеллинг - бескорыстное созерцание эстетического и др.) и на философию жизни (возврат к жизни и чувству человека, к его реальному опыту от отвлеченных понятий и метафизических постулатов).

Влияние П. Испытали также Гердер, Новалис, Гете, Шлейермахер и др.С.Л. Лепин.

Значения в других словарях
Пиетизм

(от лат. Pietas — благочестие) мистическое течение в протестантизме (особенно в лютеранстве) конец 17—18 вв. Ставившее религиозное чувство выше религиозных догм. Возник как реакция на формализм и сухой рационализм ортодоксального лютеранства 17 в., как возрождение идей первоначального лютеранства. Вместе с тем был направлен против рационалистической философии Просвещения. Основатель П. — франкфуртский богослов Ф. Я. Шпенер, выступивший в 70-х гг. 17 в. С проповедью своих идей. Центром П. Стал от..

Пиетизм

ПИЕТИЗМ (от лат. Pietas - благочестие) - мистическое течение в протестантизме (особенно в немецком лютеранстве) кон. 17-18 вв. Отвергал внешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, объявлял греховными развлечения. В широком смысле - религиозно-мистическое настроение, поведение.. ..

Пиетизм

(ново-лат., от лат. Pietas - благочестие). Учение, доктрина пиетистов.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) протестантская секта, возникшая в конце XVII в. 2) слишком резко выражающаяся набожность, доходящая до ханжества. Благочестие, проникающее даже в самые обыденные мелочи и заслоняющее собою нередко основы религии.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)новолатинск. Лат. Pie..

Пиетизм

1. М.Течение, возникшее среди немецких лютеран в XVII в. И имевшее целью усиление влияния религии на основе строгого благочестия и нравственного самоусовершенствования.2. М.Набожность, строгое благочестие.. ..

Пиетизм

ПИЕТИ́ЗМ -а. М. [от лат. Pietas - благочестие]. ..

Пиетизм

(или пиэтизм), пиетизма, мн. Нет, м. (от латин. Pietas - благочестие). 1. Религиозное течение среди протестантов, возникшее в конце 17 в., противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство (религ. Истор.). 2. Мистически-благочестивое настроение, поведение (книжн.). Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Белинский (из письма Гоголю).. ..

Пиетизм

— противостоящее ортодоксальному протестантизму мистическое течение конца XVII—XVIIIвв., ставившее религиозные чувства вышерелигиозных догматов. Основатель — немецкий теолог Шпенер — отвергал церковную обрядность, подчеркивал необходимость для верующих личного переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и обрести божественную благодать. Активно насаждал веру в чудеса, фанатизм, мистику. В широком смысле П. — религиозно-мистическое настроение, поведение, а такж..

Пиетизм

(от лат. Pietas - благочестие, набожность) - мистич. Течение в нем. Протестантизме (лютеранстве), ставившее религ. Чувство выше религ. Догм и направленное вместе с тем против рационалистич. Мышления и философии Просвещения (18 в.). Зародилось в 17 в. Основатель П. - франкфуртский богослов Ф. Я. Шпенер, выступивший в 1670 с проповедью своих идей. В 1694 пиетисты открыли в Галле свой ун-т, ставший центром П. Отвергая внеш. Церк. Обрядность, П. Особое значение придавал внутр. Эмоциональным пережива..

Пиетизм

ПИЕТИЗМ (лат. Pietas - благочестие) - мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17-18 вв. В Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы. Испытал определенное содержательное влияние со стороны квиетизма. Основателем П. Является Ф. Шпенер, выступивший с 6 тезисом с намерением возродить "истинную религию", основанную на утерянном в спорах глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и дог..

Пиаже (Рiaget) Жан

(1896-1930) - швейц. Психолог, философ и логик. С 1955 директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка в анализе детской речи ("Речь и мышление ребенка", 1923. Рус. Пер. 1932). Он описал при этом своеобразие детского мышления, считая эгоцентризм главной отличительной характеристикой познавательной деятельности ребенка. Дети постоянно путают субъективное и объективное, переносят свои внутренние побуждения на реальные связи вещей...

Пиетет

(от лат. Pietas – благочестие) – у римлян ничем не омраченные дружеские отношения между богами и людьми. «Pius» (т.е. Носитель пиетета) может быть или богом, или человеком, или тем и другим. Позднее это название односторонне употреблялось только по отношению к человеку в смысле благочестия, набожности. Вне религии это слово употребляется в смысле почтительного отношения к родителям, предкам, учреждениям, отечеству. Пиетизм – течение в протестантизме кон. 17-18 в., отвергавшее внешнюю церковную о..

Пикник

(от греч. Pyknos – плотный, прочный) – тип конституции человека, характеризующийся наличием полной, склонной к ожирению, приземистой фигуры и слабых, коротких конечностей (противоположность – лептосом и атлетик). По своему темпераменту пикник является циклотимиком. Периодически изменяющийся трудовой тип, простой, несложный, наделенный юмором, обладающий уживчивым характером, склонный к практичным решениям, в патологических случаях склонен к депрессии, поддается заблуждениям и может быть одержим ..

Пико Делла Мирандола (Рico della Мirandola) Джо-ванни

(1463-1494) - ит. Гуманист и философ. Учился в ун-тах Болоньи, Феррары и Падуи, где освоил схоластическую традицию аристотелизма и аверроизма, овладел множеством языков, в т.ч. Др.-евр. И араб., что позволило ему изучать в оригинале Ветхий Завет и Коран. Будучи живым воплощением духовных крайностей и противоречий Ренессанса, увлекался Каббалой и "натуральной магией" - и в то же время выступал с критикой астрологии, отвергая "предопределение звезд" и противопоставляя ему свободу человеческой воли..

Пиетизм

(от лат. Pietas — благочестие), направление в протестантизме, тесно связанное с Просвещением и рационализмом. Возник как реакция на формализм и догматич. Окостенение протестантского (лютеранского) богословия. П. Стремился к обновлению религ. Чувства, подчёркивая значение практич. Переустройства жизни, личного нравств. Самоусовершенствования. П. Получил распространение в среде нем. Бюргерства после Тридцатилетней войны 1618—48.Пиетисты значит, внимание уделяли вопросам воспитания, полагая, что бо..

Дополнительный поиск Пиетизм Пиетизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пиетизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пиетизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа