Социология Искусства

101

Исследовательское направление, изучающее разнообразные формы взаимодействия искусства и общества, проблемы социального функционирования искусства. В качестве самостоятельной дисциплины С.и. Складывается в сер. 19 в. В этот период происходит выделение социальной проблематики искусства в отдельный раздел, ранее включавшийся в эстетические и искусствоведческие теории. В С.и. Сразу обозначились два относительно самостоятельных направления. Первое - это теоретическая С.и., второе - эмпирическая, или прикладная, С.и. В русле теоретической С.и. Работали И.А. Тэн, М. Гюйо, Г. Спенсер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин и др.В круг проблем теоретической С.и. Входит выявление разнообразных форм социальной обусловленности искусства, влияния ведущих социальных групп на тенденции художественного творчества и критерии художественности, система взаимоотношений искусства и власти.

В русле эмпирической С.и. Разворачиваются исследования аудитории искусства, стимулов приобщения публики к разным видам искусств, статистический, количественный анализы процессов художественного творчества и восприятия.Одной из фундаментальных проблем теоретической С.и. Является проблема отношений искусства и цивилизации. При этом традиционно цивилизация понимается как прагматическое, потребительское образование, умножающее практическое отношение к человеку как к функции, культура же рассматривается в качестве противоположного полюса. Духовно-культурное творчество не средство, оно имеет цель в самом себе, следовательно, культура по своей природе бескорыстна, созерцательна, незаинтересованна, в чем и противопоставляется цивилизации.Отдаление целей цивилизации от целей духовной культуры нашло прямое выражение в судьбах искусства.

На разработке антиномии "культура - цивилизация" построены исторические концепции многих мыслителей (Ф. Шиллера, О. Шпенглера, И.А. Бердяева, А. Швейцера и др.). Так, согласно Шпенглеру, отношения между цивилизацией и культурой служат пружиной всех коллизий и превращений мировой истории. "Начало конца" каждого эпохального цикла обозначено тектоническим сдвигом. На смену бескорыстному идеалу приходит корыстный комплекс, бескорыстные порывы духа замещаются потребительским сознанием. Т.о., каждая эпоха, изживающая веру в первоначальный формирующий дух, придавший смысл и ценность, описывает траекторию от культуры к цивилизации. Особый интерес представляет интерпретация отношений культуры и искусства, выдвинутая в социологической концепции А.

Тойнби и характеризуемая им как "продуктивная напряженность". С одной стороны, цивилизация с ее господством рациональных, потребительских, корыстных начал губительна для художественного творчества, но с др. - искусство не сдается без борьбы, художник ищет новые способы воздействия на аудиторию, он старается проторить новые пути к своему читателю, зрителю, слушателю, ищет особые способы художественной выразительности, которые нашли бы отклик у современников.Отношения искусства и общества С.и. Изучает и через призму действия социальных ин-тов. К последним относятся органы, разрабатывающие стратегию и осуществляющие политику в сфере художественной культуры, контролирующие и организующие распространение художественной продукции.

Сюда же относятся соответствующие общественные и государственные образования (всевозможные учреждения культуры и искусства, творческие союзы, издательства, редакции, музеи, библиотеки, филармонии, объединения критиков, конкурсные комитеты и жюри, система художественного образования и т.п.), вовлеченные в процесс художественной жизни.В каждом обществе функционируют социально адаптированные и социально неадаптированные формы художественного творчества, последние выступают как "чужое", не принимаемое социумом. Между принятым и неадаптированным возникает напряжение. Такого рода "зазор" между всей полнотой художественной жизни и теми ее формами, которые допускает социум, есть следствие сосуществующих в обществе разных социально-психологических и мировоззренческих ориентации.

Желание считаться с тем, что в данный момент общество не разделяет, есть признак зрелой цивилизации, обладающей набором способов самосовершенствования.Разные типы обществ задают определенную норму отношения к новым художественным веяниям в искусстве. В одних случаях эта норма не имеет императивного значения, в др. Она выливается в жесткую регламентацию художественных вкусов.Связи между общественным состоянием и направленностью художественного творчества пытались выявить издавна. В 1930-е гг. Патриарх амер. Социологии Л. Мэмфорд выдвинул такую формулу социально-художественных связей. "Когда общество здорово - художник усиливает его здоровье, когда общество больно - художник усиливает его болезнь". Однако ее недостаточность и упрощенность проистекают из взгляда на художника только как на транслятора того общественного состояния, которое он наблюдает.

"За скобками" остаются креативные возможности художника, его способность выходить за границы данного мира, видеть дальше и глубже современников.Многократная интенсификация художественной жизни в 20 в., развитие художественных форм средств массовой коммуникации, породили возрастающий интерес к проблематике С.и. Активно изучаются противоречие между безграничными, по сути, возможностями искусства и способами их социальной адаптации. Привлекают внимание формы ангажированного отношения к искусству со стороны политики.Адорно Т. Введение в социологию музыки. М., 1973. Завадский С.А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. М., 1986. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура. Проблемы изучения и управления. М., 1986. Батракова С.П.

Искусство и утопия. М., 1990. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М., 1990. Щпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Жидков B.C. Культурная политика и театр. М., 1995. Бердяев Н.А Смысл истории. М., 1998. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998. Мифы эпохи и художественное сознание. М., 2000.О.А. Кривцун.

Значения в других словарях
Социология искусства

смежная область социологии (См. Социология) и искусствознания (См. Искусствознание) (литературоведения (См. Литературоведение)), предмет которой — социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. И. — исследование определённых взаимозависимостей между состоянием общества в целом (или социальных институтов) и Искусством как специфической сферой общественно значимой деятельности. В узком смысле С. И. — отрасль социологии, изучающая с помощью совокупности методов конкретно-социологи..

Социология Животных

Исследование совместной жизни животных, ее форм и причин, способствующих этой совместной жизни (мотивов, стремлений, инстинктов). См. Зоопсихология.. ..

Социология Знания

Метатеоретическая область социологии, анализирующая с различных теоретико-методологических позиций проблематику. Социальной природы знания (С.З. В узком смысле). Мышления во всей качественной специфике его исторического становления (социология мыщ-ления). Концептуализации когнитивных систем в конкретных социокультурных контекстах и сферах познавательной деятельности общества (социологии познания). Парадигмаль-ные, теоретико-методологические и эпистемологические основания самой социологии и ее ме..

Социология Отношений

См. Учение об отношениях.. ..

Социология Права

Та область социологии, которая, с одной стороны, развивает прагматическую историю права, этнологическую и сравнительную правовую науку, а с другой – использует всеобщую программу эмпирической теории человеческого общества для исследования правовой организации.. ..

Дополнительный поиск Социология Искусства Социология Искусства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Социология Искусства" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Социология Искусства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 20 символа