Пастель

76

        (франц. Pastel, от итал. Pastello, уменьшительное от pasta - тесто), 1) живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стёртых в порошок пигментов с добавлением камедей (гуммиарабик, трагакант), молока, иногда мела, гипса и т. Д. 2) Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой бумаге, картоне, грунтов, холсте, замше, пергаменте. Красочный слой иногда закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый пульверизатором). Большое значение штриха сближает пастель с графикой. Художественный эффект пастели основан на особой силе, чистоте и мягкости красок, сохраняющих, как правило, первоначально свежесть. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений.        Происхождение пастели гипотетически относят ко второй половине XV в., когда возник интерес к многоцветному рисунку (Ж.

Фуке во Франции и др.). Термин "pastello" впервые появился в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо (конец XVI в.). Мастера пастели XVI-XVII вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии, Д. И П. Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) не переступали традиций чистого рисунка. С конца XVII в. В пастели усиливаются живописные тенденции (Ж. Вивьен во Франции). Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекали к пастели таких мастеров XVIII в., как Р. Каррьера в Италии, М. К. Де Латур, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Перроно во Франции, А. Р. Менгс в Германии, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. В XIX в. В технике пастели работали Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега (открывший в пастели выразительную силу линий и богатство фактуры) во Франции, М.

Либерман в Германии, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России, М. К. Чюрлeнис в Литве. В XX в. К пастели обращались П. Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США, Х. Ван де Велде в Нидерландах и др. Значительные произведения в этой технике создали советские мастера С. В. Малютин, Е. А. Кацман, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и др.Литература. Д. И. Киплик, Техника живописи, (6 изд.), М.-Л., 1950. Roddon G., Pastel drawing techniques, L.-N. Y., 1979. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Пассаж

        (франц. Passage, буквально - проход, переход), тип торгового (реже делового) здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застеклённым покрытием. Пассажи строились преимущественно в Европе во второй половине XIX в. (Пасааж-галерея Виктора Эммануила II в Милане, 1865-77, архитектор Дж. Менгони).. ..

Пассер Арент

        (Passer) (ум. 1637), скульптор и архитектор. Выходец из Нидерландов. Работал в Таллине (1589-1637) и Хаапсалу (1626-28). В своих произведениях, сочетающих исполненные в высоком рельефе фигуры с пышным полихромным орнаментом (надгробие Понтуса де ля Гарди в Домской церкви в Таллине, мрамор, 1589-95. Фасад здания братства Черноголовых в Таллине, 1597, и др.), опирался на традиции нидерландского маньеризма. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издат..

Пастернак Леонид Осипович

        (1862-1945), русский живописец и график. Учился в частной студии в Москве (1881-82) и в мюнхенской АХ (1882-85 и 1887). Преподавал в Москве в собственной рисовальной школе (1889-94) и в МУЖВЗ-ГСХМ-Вхутемасе (1894-1921). Член-учредитель Союза русских художников (1903). В своём творчестве ("Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне", "Заседание совета художников-преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества" - оба пастель, 1902, ГРМ. Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого "Воскр..

Пастозность

        (от итал. Pastoso - тестообразный), качество красочного слоя в технике живописи, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски. Пастозность придаёт поверхности рельефность, иногда значительную, часто сохраняющую форму, приданную ей кистью или мастихином. В наиболее выпуклых местах даёт блики. Применение пастозности позволяет усилить эмоциональную выразительность произведения, особенно убедительно передать материальную насыщенность предметного мира, раскрыть..

Дополнительный поиск Пастель Пастель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пастель" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пастель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа