Упанишады

259

Произведения, составляющие завершающий цикл канонич. Свода Вед, сложившийся в осн. В VII-VI вв. До н. Э. Объединяется с араньяками названием Веданта. Слово "упанишад" означает "сокровенное учение" (букв, подсаживание (ученика к учителю)), доступное лишь избранным. Выделяют 6 древнейших прозаич. У. "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Каушитаки" и "Кена" (наполовину стихотворная). Позднее сложились стихотворные "Катхака", "Иша", "Шветашватара", "Мундака" и "Маха-Нараяна", еще позднее - прозаич. "Прашна", "Майтраяния" и "Мандукья". Название У. Носит еще около 200 произведений, но они создавались много позже (на всем протяжении ср. Веков) в подражание древним У. Формально У. Продолжают традицию Вед, но содержание их не ограничивается ритуальными, мифологич.

И космогонич. Темами предшествующей лит-ры. Не отрицая традиционные ритуальные толкования брахман и развивая их, они проповедуют новые идеи и учения, основывающиеся на положении о предпочтении "внешнему" ритуалу "внутреннего", отвечающего "должному почитанию" (упасана) божества. Внимание сосредоточивается на символике обряда, и У. Посвящены уже не столько толкованию правил ритуальных действий, сколько отвлеченным от него и более глубоким проблемам мироздания и человеч. Бытия. С У. Начинается развитие философской и научной мысли древней Индии. Центральными в учениях У. Становятся разрабатываемые в них понятия Брахмана и Атмана. Первое эволюционирует от ранних текстов Вед, где оно означает "свящ. Слово", до отвлеченного понятия "божественной сущности мироздания", первопричины бытия, в У.

Приобретая значение, близкое философскому понятию Абсолюта. В "Брихадараньяке" Брахман определяется как высшая реальность, неописуемая в позитивных выражениях, единственное действительное, существующее за внешними явлениями мира, в к-рых оно выражается. С ним сопоставляется в У. Атман ("душа", в санскрите также возвратное местоимение, означающее "себя", собственное существо в противопоставлении внешнему миру). Это - сокровенная сущность человека, к-рая остается, если отвлечься от всего внешнего, включая органы чувств. Она бессмертна и остается, когда после смерти тела чувства и мысль и органы их исчезают, растворяясь в стихиях. В основе учения У. - идея тождества Брахмана с Атманом. В "Чхандогье" она выражена сжато в изречении мудреца Уддалаки Аруни.

"ты еси то " (тат твам аси), т. Е. Все, что тебя окружает, едино с тобою. С этим положением тесно связано в У. Учение о карме, к-рое составляет впоследствии самую характерную черту инд. Религий. Карма (букв, деяние) - то, что остается от человека после смерти и физического исчезновения.В У. Развивается восходящее к "Ригведе" представление о двух путях после смерти. Знание истины (постижение тождества Брахмана и Атмана) ведет после смерти "путем богов" (дэваяна) в мир вечного блаженства (мир Брахмана, Брахмалока), откуда нет возврата. Ограничивающиеся предписанной обрядностью идут "путем предков" (питрияна) и после ряда превращений возвращаются в круговорот бытия (мир сансары), чтобы прожить новую жизнь, вновь умереть и вновь родиться, если остается необретенной высшая истина.

Новое рождение на более высокой или более низкой ступени в иерархии мирского существования (в нее кроме людей включаются и небожители и животные) зависит от кармы - итога добрых и дурных деяний в предшествующей жизни. Новые учения У. Еще связаны в своем становлении с древними мифологич. Представлениями. К ним восходит получающее развитие в У. Магическое учение о дыхании-ветре (прана) как единственном божественном начале, дающем жизнь и движение природе. В дальнейшем это животворное начало рассматривается как один из аспектов Атмана. С Атманом отождествляется также переосмысляемое в У. Понятие пуруши, к-рый рассматривается как некая всепроникающая субстанция, одушевляющий живые существа принцип (также отождествляется с праной).

Важное место занимает в У. Неразрывно связанное с ритуальной символикой учение Праваханы Джайвали о "пяти огнях" (панча-агни-видья), сакрализующее рождение человека и объединяющее его с природными процессами. Учение Уддалаки о карме в "Чхандогье" основывается на космогонич. Теории, утверждающей начало вещей в "Сущем" (cam), к-рому противопоставляется "He-сущее" (асат), возвращение к "Сущему" и заключает в себе тайну посмертной судьбы человека. В У. Исследователи отмечают и отражение наивно-материалистич. Или гилозоистических представлений о мироздании, восходящих к древнейшей эпохе. В "Чхандогье" приводится материалистич. Толкование понятия Атмана. В "Шветашватаре" упоминается космогонич. Теория, согласно к-рой мир возник в силу "собственной природы" (свабхава), в чем усматривают зарождение концепции "естественного закона".

С др. Стороны, утверждение тождества Атмана Брахману породило опасность отрыва познающей мысли от реальности окружающего мира. Атман как чистое сознание провозглашается в У. Единственной реальностью и единственным объектом познания. Брахман, с ним отождествляемый, признается между тем непознаваемым в конечном итоге. В "Брихадараньяке" Яджнавалкья отрицает возможность позитивного познания Атмана, поскольку она предполагает "двойственность", к-рая исключается признанием единственной реальности познающего духа. Мудрец обращается к мистич. Формам познания и ищет освобождение от власти вселенского неведения (авидья) в сновидениях. Здесь усматривают предпосылки к развитию позднее учения о йоге. Учения У. Окончательно подрывают архаический политеизм ранних Вед и дают основание для развития идеи единого бога, к-рый понимается как персонифицированный аспект Брахмана.

В "Шветашватаре" Брахман отождествляется с богом Рудрой (Ишварой, см. ШИВА), к-рый признается творцом мира, всеведущим и всемогущим, охраняющим целостность вселенной. В нек-рых текстах У. Высшая объективная реальность, выступающая как зародыш всего существующего (Хиранъягарбха) и творческое начало (Ишвара, букв. Владыка) мыслится одновр. Как безличный принцип и как божественная личность. После изжившей себя обрядовой схоластики брахман У. Знаменуют определенный подъем в развитии духовной культуры в новую историческую эпоху, когда доминирование жреческой идеологии преодолевается более свободным поиском мысли, проникающей в тайны мироздания. Тексты У. Отмечены яркой образностью языка, подчиненной проповедническому пафосу внушения новых идей и провозглашения высшей ценности знания.

Средствами выражения этих идей служат многочисл. Метафоры и сравнения, переходящие в отождествления, звуковая символика. Широко используются параллелизмы и повторы. Догматич. Тексты объединяются повествовательным обрамлением. Живости и выразительности изложения этих учений часто способствует характерная диалогическая форма, к-рая впоследствии утверждается в индийской религ.-философской лит-ре. Беседа состоит обычно из вопросов и ответов. Один, ведающий истину, проповедует, другой внимает и поучается, вопрошая. Употребителен прием риторич. Вопросов. Нек-рые проблемы предлагаются в форме загадок (загадочность и неоднозначность нек-рых текстов, допускающих разл. Толкования на "сакральном" и "мирском" уровнях, также характерна для У.).

Участниками философских диалогов в У. Выступают представители разных сословий. Иногда - безродные бедняки и даже женщины, также боги или иные мифич. Существа. В именах нек-рых участников предполагают имена историч. Личностей, древних мыслителей и философов. Но определение индивидуального авторства отдельных текстов У. Теперь невозможно. На учения У. Опираются сложившиеся позднее классические философские школы древней Индии (даршаны). На прямую преемственность от них претендует учение школы веданты или уттара-мимансы, крупнейшему философу к-рой Шанкарачаръе (IX в.) принадлежит наиб, авторитетный комментарий к циклу У. Их влияние обнаруживается в ранней буддийской лит-ре, позднее - во мн. Направлениях средневековой инд.

Философии. Оно распространяется и за пределы Индии. Идеи У. Находят отражение в учениях иранских суфиев, у ранних христианских богословов, с XIX в. - в западной философии нового времени (у А. Шопенгауэра, Р. У. Эмерсона и др.).В. Эрман .

Значения в других словарях
Упанишады

индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы (см. Веды). Термин «У.» [санскр., буквально – сидение (ученика) подле (учителя)] понимается в Индии как «сокровенное знание», доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7–3 вв. До н. Э.). Значительную философскую и художественную ценность имеют т. Н. Главные У., непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре У. – философские проблемы ведической религии, ..

Упанишады

УПАНИШАДЫ (санскритское - сокровенное знание) - заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"). Основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. Ч. Веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. До н. Э. - 14-15 вв. Н. Э. Разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады - учение о тождестве брахмана и атмана.. ..

Упанишады

УПАНИШАДЫ (санскритское - сокровенное знание>), заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"). Основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет> вед) религиозно-философских систем Индии, в том числе веданты. Время> создания 7 - 3 вв. До нашей эры - 14 - 15 вв. Нашей эры.. ..

Упанишады

(санскр. Upanishad = тайное учение) — древнейшие философские и теософские трактаты индусов, восходящие к более поздней ведийской эпохе, но во всяком случае возникшие еще задолго до начала христианской эры (самые древние — в VII — VI вв. До Р. Хр.). Индусы причисляют их к так называемому Шрути, т. Е. Словесным памятникам, сообщенным человечеству путем непосредственного божественного откровения. У. Составляют третье подразделение ведийской литературы (первое — веды, т. Е. Самые стихотворные их сбо..

Упанишады

(санскр., правда). Часть Вед, философски устанавливающая их содержание.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[санскр. - "доверительная беседа"] - священные книги индусов, касающиеся философских тем - заключительная часть Вед. Содержат высказывания, притчи, диалоги, в которых принимают участие брахманы, короли и боги.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Упанишады

УПАНИША́ДЫ -шад и -дов. Мн. [санскр.] Общее название различных религиозно-философских сочинений Древней Индии, написанных в форме диалога учителя с учениками.. ..

Упанишады

- сокровенное знание - религиозно-философские комментарии в Ведам, составлялись с VII—III вв. До н. Э., делятся на ранние и поздние. Основное назначение — обоснование брахманизма и ряда идеи, легших в основу буддизма (учение об ахимсе, т. Е. Непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В У. Выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение. Учение о слиянии атмана (индивидуальной души) и брахмана (божественной души) составило догмат мокша — освобождение от цеп..

Упанишады

(санскр. Упанишад, букв. - сидение около (наставника), в дальнейшем - сокровенное знание, тайное учение) - др.-инд. Трактаты преим. Этико-филос. Характера, складывавшиеся, по-видимому, с 8-6 вв. До н. Э. Вплоть до 14-15 вв. Н. Э. Как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У. При всей неоднородности воззрений У. Для них характерно монистич. Осмысление мира (идея о тождестве высшего объективного начала - Брахмана, и высшего индивидуального начала - Атмана). Воздействие У. Прослеживается в рел..

Упанишады

УПАНИШАДЫ (санскр. Upa-ni-sad - сидеть около, т.е. У ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины. Отсюда - сокровенное знание, тайное учение) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, У. Происходят от корня sad - "уничтожение". Отсюда У. - "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману". У. Иногда на..

Упанишады

(от санскр. Upa - рядом и sad - сидеть с учителем) - серия др.-инд. Трактатов религиозно-философского характера, примыкавших к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла. Корпус У. Составляют более 100 текстов, древнейшие из которых созданы, по-видимому, около 6-3 вв. До н.э. У. Появлялись и позже, вплоть до 14-15 вв. В У. Рассматриваются онтологические, метафизические и этические проблемы, исследуется природа человеческой души, Бога, смерти, бессмертия, а также дается символическая инте..

Умасвати

Или УМАСВАМИ, как его именуют дигамбары, - основоположник джайнской систематич. Философии на санскрите. Ему приписывается ок. 500 работ, центр, место среди к-рых занимает "Таттвартхадхигама-сутра". Существует две дигамбарские версии жизнеописания У. Согласно обеим он считается учеником знаменитого Кундакунды, но по одной версии он стал преемником Кундакунды в 44 г., а по другой - жил с 135 по 219 г. Версия шветамбаров, представляющаяся более достоверной, отрицает связь У. И дигамбара Кундакунды,..

Упанаяна

Посвящение в ученичество, инициация, один из осн. Обрядов жизненного цикла (санскара). Название - от глагола "упа-ни" (приводить), ибо отец приводил мальчика в дом учителя - гуру. У. Рассматривалась как "второе рождение" и была доступна лишь для семей, принадлежавших к одной из трех высших варн, т. Е. К "дваждырожденным", или ариям. Отдельные детали церемонии указывают на символич. Смерть, далекое путешествие и возрождение, на причастность ведийскому культу и особый характер тех отношений, к-рые..

Урваши

Прекраснейшая из апсар (первонач., очевидно, олицетворение зари). В "Ригведе" один из гимнов-диалогов строится на сюжете любви земного царя Пурураваса к небожительнице У. Впоследствии он неоднократно используется в индийской лит-ре (лежит в основе знаменитой драмы Калидасы). В Ведах миф связывается с ритуалом добывания свящ. Огня, воплощением к-рого считается сын Пурураваса и У. Аюс.В. Эрман . ..

Урдхвалока

Верхний мир (см. КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ).Выше Срединного мира одно над другим располагаются небеса, населенные божествами племени Вайманика. Нижнее из небес, Саудхарма, начинается всего на волос выше горы Меру. Небеса делятся на три осн. Группы. Кальпа включает 12 нижних небес, следующие 9 небес именуются Грайвейака ("шейные"), что связано с популярным джайнским изображением структуры мироздания в виде стоящей женщины. Небеса Гравейака находятся на уровне ее шеи. 5 высших Небес именуются Ануттара -..

Дополнительный поиск Упанишады Упанишады

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Упанишады" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Упанишады, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 9 символа