Джордж Байрон - Каин

404

Мистерию, действие которой развертывается в «местности близ рая», открывает сценавознесения молитвы Иегове. В молении участвует все немногочисленное «человечество»:изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель,дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей. Противнерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню,инстинктивно восстает Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимоестремление во всем «дойти до самой сути». Он вполне искренен, признаваясь:«Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне». Егоне удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагиевеления.

«У них на все вопросы / Один ответ. „Его святая воля, / А он есть благ“.Всесилен, так и благ?»Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам.Размышляющий Каин остается один. Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое«величественней ангелов», которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. ЭтоЛюцифер.В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высейи обреченного на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всегоотчетливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона — художника и мыслителя. Вотличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистериине проявляет ни малейшей предвзятости. В его видении Сатаны нет и тени каноническойстереотипности.

Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько дает прямые ответы на вопросы,которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысльоб императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключак бессмертию духа. Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе какнизком, корыстном искусителе. И Каин не в силах не поверить ему, когда тотнедвусмысленно заявляет. «Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю».Терзаемыйпроклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всегосущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения. Тот предлагает емусовершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тотвернется домой.Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находитвыражение во втором акте мистерии, развертывающемся в «бездне пространства».

ПодобноДанте и Вергилию в «Божественной комедии», только в специфической романтическойритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, ониминуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки,а заветный Эдем — меньше булавочной головки. Каину открывается беспредельностьпространства и бесконечность времени. Люцифер невозмутимо комментирует. «Есть многое, чтоникогда не будет / Иметь конца… / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и переменытолько праху / Приносят смерть».На неисчислимом множестве планет, пролетающих передих взорами, узнает ошеломленный Каин, есть и свои эдемы, и даже люди «иль существа, чтовыше их». Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти.«Как величавы тени, что витают / Вокруг меня!» — восклицает Каин, и Сатана открываетему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разуманамного их превышавшие.

Иегова покончил с ними «смешением стихий, преобразивших / Лицоземли». Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия.Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедамии катастрофами, которые ещё грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода. Каинопечален. Он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущееподвержено гибели. И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти. Тот отвечает, что сынАдама пока ещё не в силах постичь её. Надо лишь уразуметь, что смерть — врата. «Каин.Но разве смерть их не откроет. /Люцифер. Смерть — / Преддверие. /Каин. Так, значит,смерть приводит / К чему-нибудь разумному. Теперь / Я менее боюсь её».Каин сознает, чтоего «проводник» по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве,не уступает мощью всесильному Иегове.

Но разве сам Люцифер — не орудье Божие?Итут Сатана взрывается. Нет и ещё раз нет. «Он победитель мой, но не владыка… /…Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!»И на прощание дает ему совет. «Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания — вашразум. / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекори чувству и рассудку. / Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтобвнешнего не видеть. / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовномуначалу!»Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела,отведенного Иеговой людям, — таков прощальный урок, преподанный героюСатаной.Вернувшись к близким, Каин застает их за работой.

Они готовят алтарик жертвоприношению. Но жертвоприношение — знак смирения перед уделом, заранееуготованным и несправедливым. Против него-то и восстает вся страстная, неукротимаянатура Каина. «Я сказал, / Что лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещатьих детям!»От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребенка. Мягко,но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.И тут впервыенапоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себеперсонаж мистерии — Бог. Он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводомАвелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды — жертву земледельца Каина. Авельневозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю.

«Каин. Так егоотрада — / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ,умиравших под твоим / Ножом благочестивым. Прочь с дороги!»Авель стоит на своем,твердя. «Бог мне дороже жизни». В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает егов висок головней, схваченной с жертвенника.Авель умирает. На стоны медленноосознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян. Ева проклинаетего. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть этиместа.С Каином остается только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчетныхдней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господеньи налагает на его чело неизгладимую печать.Они собираются в нелегкий путь.Их место — в безрадостной пустыне, «к востоку от рая».

Раздавленный своимпреступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе каруза грех. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе. «Каин.О, Авель, Авель. /Ада. Мир ему. /Каин. А мне?»Эти слова завершают пьесу Байрона,трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримогобогоборчества..

Значения в других словарях
Джордж Байрон - Гяур

Открывают поэму строфы о прекрасной природе, раздираемой бурями насилия и произвола Греции,страны героического прошлого, склонившейся под пятой оккупантов. «Вот так и эти острова. / Здесь —Греция. Она мертва. / Но и во гробе хороша. / Одно страшит. Где в ней душа?» Пугая мирное населениецветущих долин, на горизонте возникает мрачная фигура демонического всадника — чужого и дляпорабощенных, и для поработителей, вечно несущего на себе бремя рокового проклятия («Пусть грянетшторм, свиреп и хмур, — ..

Джордж Байрон - Дон Жуан

«Эпическая поэма» — по отзыву автора, а по сути — роман в стихах, «Дон Жуан» — важнейшее исамое масштабное произведение позднего этапа творчества Байрона, предмет постоянных размышленийпоэта и ожесточенной полемики критики.Подобно «Евгению Онегину», шедевр позднего Байрона обрывается на полуслове. Судя по переписке иотзывам современников, работавший над «Дон Жуаном» на протяжении последних семи лет своей жизни,поэт сумел осуществить не более двух третей своего обширного замысла (задумывался эпос..

Джордж Байрон - Корсар

Исполненный живописных контрастов колорит «Гяура» отличает и следующее произведение Байрона«восточного» цикла — более обширную по объему поэму «Корсар», написанную героическимидвустишиями. В кратком прозаическом вступлении к поэме, посвященной собрату автора по перу иединомышленнику Томасу Муру, автор предостерегает против характерного, на его взгляд, порокасовременной критики — преследовавшей его со времен «Чайльд Гарольда» неправомернойидентификации главных героев — будь то Гяур или кто-либо д..

Джордж Байрон - Манфред

Ставшая дебютом Байрона-драматурга философская трагедия «Манфред», пожалуй, наиболееглубокое и значимое (наряду с мистерией «Каин», 1821) из произведений поэтав диалогическом жанре, не без оснований считается апофеозом байроновского пессимизма.Болезненно переживаемый писателем разлад с британским обществом, в конечном счетепобудивший его к добровольному изгнанию, неотвратимо углублявшийся кризис в личныхотношениях, в котором он сам порою склонен был усматривать нечто фатальнопредопределенное, — ..

Дополнительный поиск Джордж Байрон - Каин Джордж Байрон - Каин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джордж Байрон - Каин" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джордж Байрон - Каин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 20 символа