Джордж Байрон - Каин
Мистерию, действие которой развертывается в «местности близ рая», открывает сценавознесения молитвы Иегове. В молении участвует все немногочисленное «человечество»:изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель,дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей. Противнерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню,инстинктивно восстает Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимоестремление во всем «дойти до самой сути». Он вполне искренен, признаваясь:«Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне». Егоне удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагиевеления.
«У них на все вопросы / Один ответ. „Его святая воля, / А он есть благ“.Всесилен, так и благ?»Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам.Размышляющий Каин остается один. Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое«величественней ангелов», которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. ЭтоЛюцифер.В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высейи обреченного на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всегоотчетливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона — художника и мыслителя. Вотличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистериине проявляет ни малейшей предвзятости. В его видении Сатаны нет и тени каноническойстереотипности.
Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько дает прямые ответы на вопросы,которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысльоб императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключак бессмертию духа. Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе какнизком, корыстном искусителе. И Каин не в силах не поверить ему, когда тотнедвусмысленно заявляет. «Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю».Терзаемыйпроклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всегосущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения. Тот предлагает емусовершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тотвернется домой.Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находитвыражение во втором акте мистерии, развертывающемся в «бездне пространства».
ПодобноДанте и Вергилию в «Божественной комедии», только в специфической романтическойритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, ониминуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки,а заветный Эдем — меньше булавочной головки. Каину открывается беспредельностьпространства и бесконечность времени. Люцифер невозмутимо комментирует. «Есть многое, чтоникогда не будет / Иметь конца… / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и переменытолько праху / Приносят смерть».На неисчислимом множестве планет, пролетающих передих взорами, узнает ошеломленный Каин, есть и свои эдемы, и даже люди «иль существа, чтовыше их». Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти.«Как величавы тени, что витают / Вокруг меня!» — восклицает Каин, и Сатана открываетему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разуманамного их превышавшие.
Иегова покончил с ними «смешением стихий, преобразивших / Лицоземли». Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия.Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедамии катастрофами, которые ещё грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода. Каинопечален. Он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущееподвержено гибели. И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти. Тот отвечает, что сынАдама пока ещё не в силах постичь её. Надо лишь уразуметь, что смерть — врата. «Каин.Но разве смерть их не откроет. /Люцифер. Смерть — / Преддверие. /Каин. Так, значит,смерть приводит / К чему-нибудь разумному. Теперь / Я менее боюсь её».Каин сознает, чтоего «проводник» по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве,не уступает мощью всесильному Иегове.
Но разве сам Люцифер — не орудье Божие?Итут Сатана взрывается. Нет и ещё раз нет. «Он победитель мой, но не владыка… /…Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!»И на прощание дает ему совет. «Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания — вашразум. / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекори чувству и рассудку. / Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтобвнешнего не видеть. / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовномуначалу!»Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела,отведенного Иеговой людям, — таков прощальный урок, преподанный героюСатаной.Вернувшись к близким, Каин застает их за работой.
Они готовят алтарик жертвоприношению. Но жертвоприношение — знак смирения перед уделом, заранееуготованным и несправедливым. Против него-то и восстает вся страстная, неукротимаянатура Каина. «Я сказал, / Что лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещатьих детям!»От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребенка. Мягко,но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.И тут впервыенапоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себеперсонаж мистерии — Бог. Он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводомАвелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды — жертву земледельца Каина. Авельневозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю.
«Каин. Так егоотрада — / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ,умиравших под твоим / Ножом благочестивым. Прочь с дороги!»Авель стоит на своем,твердя. «Бог мне дороже жизни». В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает егов висок головней, схваченной с жертвенника.Авель умирает. На стоны медленноосознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян. Ева проклинаетего. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть этиместа.С Каином остается только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчетныхдней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господеньи налагает на его чело неизгладимую печать.Они собираются в нелегкий путь.Их место — в безрадостной пустыне, «к востоку от рая».
Раздавленный своимпреступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе каруза грех. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе. «Каин.О, Авель, Авель. /Ада. Мир ему. /Каин. А мне?»Эти слова завершают пьесу Байрона,трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримогобогоборчества..
Дополнительный поиск Джордж Байрон - Каин
На нашем сайте Вы найдете значение "Джордж Байрон - Каин" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джордж Байрон - Каин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 20 символа