Микитенко
МИКИТЕНКО Иван Кондратьевич (1897-) - современный украинский пролетарский прозаик и драматург. Член КП(б)У, активнейший борец за пролетарскую литературу. Был одним из организаторов и деятелей ВУСПП, ВОАПП, МОРПЛ, членом ВУЦИК. Член президиума Оргкомитета союза писателей. Р. В местечке Ровном (на Зиновьевщине) в середняцкой крестьянской семье, окончил военно-фельдшерскую школу и Харьковский мединститут. В империалистическую войну был на фронте, после Февральской революции активно работал в революционных полковых комитетах. Начал писать в 1920 революционные пьесы-агитки и стихи.В своих ранних произведениях (1923-1924, 1925) - пьесках, инсценировках, частушках, фельетонах, очерках и стихах - М. Клеймит все старое, отжившее, классово враждебное, он полон глубокой веры в победу революции.
На раннем этапе своего творчества М. Ограничивается сельской тематикой, особенно большое внимание уделяя вопросам классовой борьбы на селе. Показ этой борьбы дан в большой поэме «Огні», где в лице Олени выявлен образ женщины, активной участницы революции. В пьесах «На родючій землі», «Іду» (написанных в 1925) выступают две борющиеся силы - коллектив, коммуна, и мир старый в лице кулаков Булки, Ступи и ряда подкулачников. Идейная направленность этих пьес - борьба за середняка, за культурные силы (в лице интеллигента - агронома Родиона). Невзирая на все козни классового врага - кулака, новое все же побеждает. Любимые герои ранних пьес-агиток и стихов М. - сельские бедняки, являющиеся опорой пролетариата в его борьбе за социализм.
К ним он апеллировал в своих страстных призывах к борьбе за коллективную жизнь. Следует отметить, что ранние произведения Микитенко содержат элементы крайнего схематизма, но своей актуальностью, классовой целеустремленностью они все же сыграли положительную политически-воспитательную роль.К прозе М. Перешел в 1924. В первом сборнике своих рассказов «На сонячних гонах» (1926) Микитенко продолжает развивать сельскую тематику. В рассказах «Будні», «Нуник», «На сонячних гонах», «3 горячих днів» писатель выявляет своеобразные формы классовой борьбы на селе. Он не только ставит, но и разрешает в классовом разрезе социальные проблемы, связанные с преодолением крестьянской косности и ограниченности. С 1927 Микитенко переходит к разнообразной городской и отчасти рабочей тематике («Брати»).
Второй сборник его рассказов и новелл «Вуркогани» (1928), отличающийся четко выраженной социально-классовой устремленностью, показал, что писатель становится на путь пролетарского творчества. М. Выступает в качестве не пассивного наблюдателя, но активного пролетарского идеолога. В своем рассказе «Брати» М. Стремится показать, как крестьянин Никанор, близко знакомящийся с заводской жизнью, с рабочим коллективом на заводе, постепенно изживает свои консервативные взгляды на город, начинает верить в руководящую роль рабочего класса. И в ряде других рассказов, где писатель показывает элементы новой психологии на селе («Витяг з протоколу»), в повести о беспризорных («Вуркогани»), в произведениях, вскрывающих противоречия между двумя лагерями провинциальной интеллигенции («Антонів огонь», «Гангрена» и др.), выдвинуты проблемы, связанные с ведущей пролетарской идеологией.
Нельзя однако пройти мимо целого ряда недостатков в творчестве М. Если в «Братах», этюде «Над морем» еще заметны элементы сентиментализма («Антонів огонь»), то в новелле «Homo sum» Микитенко явно сбивается на путь чрезмерного психологизма.Ценными образцами пролетарского творчества (в прозе) реконструктивного периода является у М. «13 весна» - очерк о развернутой деятельности первой ячейки сплошной коллективизации на Украине (Баштанки на Николаевщине) и «Голуби мира» (литрепортаж).Значительна роль М. В украинской пролетарской драматургии. Его пьесы «Диктатура», «Кадри», «Справа чести» нанесли удар буржуазной и мелкобуржуазной драматургии. Они привлекли к себе внимание рабочего зрителя не только на Украине, они вошли в репертуар театров и других советских республик.
В пьесе «Диктатура» (1929) М. Показывает ожесточенную классовую борьбу пролетарской диктатуры за хлеб. Он рисует бешеное сопротивление кулачества всем мероприятиям советской власти на селе. Основное достоинство пьесы в том, что конкретные факты борьбы за хлеб социально обобщаются и вырастают в проблему роли рабочего класса как гегемона в классовой борьбе, в строительстве социализма. Выделяя роль бедноты в деревне, Микитенко не сумел создать выдержанный тип бедняка. Пьеса «Кадри» показывает творческий рост М. Актуальность темы, высокая художественность, активное большевистское отношение автора к поставленной проблеме обеспечили ей небывалый успех. М. Первый в украинской художественной литературе поставил проблему подготовки кадров, проблему борьбы за эти кадры.
Герои пьесы - пролетарское студенчество восстановительного периода. Есть в пьесе и промахи. Дав в «Кадрах» картины классовой борьбы рабочей и бедняцкой молодежи села в вузе, выявив диференциацию научных сил, М. Не избежал схематичности. Вуз показан как бы оторванным от пролетарской общественности. Для пьесы «Справа чести» - на тему о борьбе за уголь в Донбассе - характерны. Показ интернациональной солидарности мирового пролетариата в борьбе за СССР, разработка проблемы овладения техникой в связи со сложным диалектическим процессом перевоспитания человека. Слабо очерчены помзавшахты Штандаренко и правый оппортунист Мохов. Одно из самых последних произведений Микитенко - пьеса «Девушки нашей страны». Пьеса дает ряд эпизодов из жизни и борьбы комсомольской бригады ударников.
Основная идея пьесы - торжество коллективного начала над узкоиндивидуалистическим. К недостаткам ее следует отнести чрезмерную эпизодичность событий, схематизм в обрисовке персонажей. Особенность пьесы - ее революционно-романтическая направленность.В творчестве Микитенко реализм сплетается с романтизмом, проявляющимся нередко в трактовке сюжета и принимающим иногда сентиментальную окраску. Писатель, тесно связанный с социальной действительностью, чутко реагирующий на обострение классовой борьбы, в основном придерживается реалистической манеры изображения персонажей и выявления художественных образов. Он культивирует краткий сжатый диалог, усиливающий динамичность произведения, - диалог, непосредственно вырастающий из социальной ситуации и способствующий дальнейшему ее развитию.
Язык персонажей М. Выразителен, социально диференцирован, отражает языковые особенности, характерные для различных изображаемых писателем социальных слоев.В целом творческий путь М. - путь борьбы за пролетарское искусство.Библиография. I. Твори, т. I, ДВОУ, 1932. На русский яз. Переведены. Уркаганы, Сб. Рассказов, перев. Э. Г. Григорьева, Харьков, 1929. То же, М. - Л., 1931. Голуби мира, Поездка за границу, перев. П. Зенкевича, Гиз, М. - Л., 1930. То же, изд. «Советская литература», М., 1933. Девушки нашей страны, Пьеса, перев. П. Зенкевича, изд. Культкабинета Госдрамы. Л., 1932. То же, ГИХЛ, М. - Л., 1933.II. Коряк В., Украiнська література, Конспект ДВУ, Харків, 1928. Щупак С., Критика и проза, ДВОУ, 1930. Ткаченко Г., Кадри, «Життя й революция». Бригада критики.
Гаповий М., Ткаченко І., Чернець Л., Юрченко І., «Справа чести», «Критика», 1932, № 1-2. Щупак С., На рельсах пролетарского творчества, Вступ. Ст. К русскому перев. «Уркаганов».III. Лейтес А., Яшек М., Десять років украiнськой літератури, Харків, 1931.
Дополнительный поиск Микитенко
На нашем сайте Вы найдете значение "Микитенко" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Микитенко, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 9 символа