Производственное Обучение

96

Процесс и уч. Предмет в системе проф. Подготовки. Основу содержания предмета «П. О.» составляют гл. Элементы производств, процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. П.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. Принципами и методами воспитания личности, а также с психофизиол. Особенностями профессии, возрастными возможностями учащихся.П. О. Включает теоретич. Часть — знание основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отд. Произ-в. Умение применять эти знания в проф. Деятельности. Практич. Часть (цель — приобщение учащихся к производств, процессу). Вводный курс. Уч.-производств, работу в мастерских, лабораториях, на полигонах уч-щ, в уч. И производств, цехах предприятий. Производственную практику.П.

О. Как учебный процесс осуществляется мастерами производств, обучения. Важная задача проф. Подготовки — приблизить П. О. К реальному произ-ву. Решить эту задачу помогают совр. Тренажёры (комплексные, универсальные и т. П.), электронно-вычислит. Техника, спец. Мастерские, лаборатории, уч. Науч.-производств, комплексы, позволяющие в значит, степени имитировать производств, процесс.К общим закономерностям П. О. Относятся. Проф. Обусловленность, связанная с наличием множества профессий и проф. Групп. Взаимосвязь производств., уч. И воспитат. Процессов. Взаимодействие между человеком и техникой. Интеллектуализация проф. Деятельности квалифициров. Рабочих. Совмещение и рациональное чередование систем П. О. На отд. Этапах обучения. Политехн. И проф. Направленность производит, труда.

Совмещение профессий и овладение неск. Специальностями, единство социальных, проф. И индивидуальных качеств личности.П. О. Обладает также характерными особенностями. Его основу составляют общеобразоват., общетехн. И спец. Знания, проф. Умения и навыки производит, труда. Фундаментальные принципы процесса П. О. Интеграция и дифференциация общеобразоват. И проф. Знания, кооперация трудовой деятельности, политехнизм, комплексность видов работ, системность обучения и др.Осн. Направления П. О. Создания условий учащимся для овладения производств, процессами, социально-экон., науч.-техн. И проф. Знаниями, передовым опытом, воспитание конкурентоспособного рабочего, подготовленного к разнообразной деятельности. Критерий проф. Подготовленности будущего рабочего — квалификация, а гл.

Её показатели — проф. Мобильность, владение неск. Профессиями, способность к перемене труда.П. О. В уч. Мастерских осуществляется через моделирование видов проф. Деятельности, в условиях предприятий уч. Процесс включается в производственный. Осн. Форма П. О. В уч. Заведении — урок, а на предприятии — уч.-производств, работа и производств, практика. Промежуточная орг. Форма — лабора-торно-практич. Занятия, обеспечивающие взаимосвязь теоретич. И производств, обучения. В структуре занятий доминируют упражнения, включающие инструктажи мастера П. О. (вводный. Текущий, в осн. Индивидуальный. Заключительный).Разработаны многообразные типы систем П. О. Они едины для всех специальностей, но применяются с учётом специфики профессий.Предметная система П.

О. Возникла с развитием ремесл. Произ-ва и ремесл. Ученичества и ориентировалась на индивидуальную деятельность учащихся. Занимала ведущее место в ремесл. Уч-щах (с 17 в.), в процессе обучения учащиеся от изготовления простейших изделий переходили к более сложным. Недостатки системы. Слабая закрепляемость трудовых навыков. Неравномерность в изучении элементов трудового процесса (одни усваивались основательно, другие — поверхностно). Трудность отбора изделий для усложнённых операций.Операционная система П. О. Появилась в период развития мануфактурного произ-ва. В её основе — последо-ват. Усвоение учащимися сначала отд. Операций, а затем приёмов самостоят, работы по изготовлению простейших изделий. Эта система позволяла учащимся подготовиться к выполнению всех работ по профессии и значительно ускоряла процесс обучения.

Большую роль в совершенствовании системы сыграл Д. К. Советкин, осуществивший в 1868 науч. Анализ содержания труда рабочих станочных профессий. Им разработаны уч. Программы П. О., предусматривавшие последоват. Изучение конкретных приёмов и операций по обработке фрагмента детали, а не законченного изделия. Система Советкина с учётом местных условий была использована в проф.-тех. Образовании ряда стран Европы под названием «русской» и послужила стимулом для разработки др. Способов обучения. Недостаток системы — подход к процессу обучения как к простому соединению отд. Изолиров. Операций. В результате учащиеся забывали изученные приёмы при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда из-за значит, перерывов между изучением элементов трудового процесса и дальнейшим их применением, поэтому медленно формировались прочные и устойчивые умения.Операционно-поточная система П.

О. Связана с развитием поточной системы организации произ-ва и основана на разделении технол. Процесса на операции, при к-ром каждый ученик выполняет один вид работы, затем передаёт деталь по постоянному маршруту для последующей обработки. Позволяла овладеть приёмами труда в условиях многостаночной системы при высокомехани-зиров. Произ-ве.Операционн о-п редметная система П. О. Является усовершенствованным вариантом операц. Системы. Основана на изучении трудовых операций при изготовлении изделий возрастающей сложности. Предложена в 1887 директором Моск. Ремесл. Уч-ща С. А. Владимирским, обратившим внимание на возможность комбинирования приёмов и операций в порядке возрастания сложности их выполнения. Аналогичная система была разработана мастером техн.

Школы балтийского судостроит. Завода П. И. Устиновым. Недостаток систем. Закрепляемость лишь отд. Навыков, а не их системы, что затрудняет выполнение работы при незначит. Изменениях в технол. Процессе.Внедрение операц. Систем потребовало разработки спец. Методики обучения ручному труду. Одним из первых предложил методику преподавания ручного труда О. Соломон (Швеция) в учительской семинарии, впоследствии ставшей междунар. Центром для учителей по ознакомлению с организацией трудового обучения. Преподавание труда вошло в обязат. Предметы в уч. Заведениях Германии (с 1881),США (с 1887), России (с 1888), в нар и учительских школах Франции (в кон 19 в), в учительских колледжах Велико британии (с 1901, в высш нач уч-щах с 1902) В России методику обучения труду пропагандировал преподаватель Петерб учительского ин-та К Ю Цируль, под руководством к-рого было подготовлено метод пособие по преподаванию ручного труда Цируль совм с H В Касаткиным разработали программу II о, широко распространившуюся в рос школеСистема II о Центрального института труда, ЦИТ (Москва) В кон 20-х гг 20 в ЦИТ разработал систему II о, заключающуюся в разделении трудового процесса на трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений На основе анализа содержания труда разл профессий были определены формы и методы трудового обучения Каждому трудовому процессу соответствовала спец методика обучения (анализ двигат навыков, письменные инструкции и тренажеры) Преимущество системы — создание у учащихся прочных автоматизиров умений и навыков, недостатки — отрыв упражнений от реальных условий труда, механич выполнение работ по строго регламенти-ров инструкции, препятствующей творческому подходу, длит обучение одному виду деятельности и отсутствие новых познават элементов (см также ст А К Гостев)Операционно — комплексная система II о возникла в сер 30-х гг в отеч школах фабрично-заводского ученичества и предусматривала освоение учащимися оси операций с чередованием постоянно усложняющихся комплексных работ (выполнение 3—4 операций и соответственно одной комплексной работы, затем освоение более сложных приемов и последу ющих комплексов и т д) Преимущество системы — овладение учащимися всеми приемами труда в сочетаниях, встречающихся на произ-ве Недостатки системы — слабое развитие творческих начал в трудовой деятельности, формирование приемов, не встречающихся в упражнениях в чистом виде, недостаточная взаимосвязь отд операций и их комплексов и дрПриемно — комплексно-видовая система II о разработана К H Катхановым (сер 1970-х гг) и заключается в выделении важнейших элементов профессии — приемов труда, видов работ и в обеспечении прочного овладения ими в пределах каждого вида деятельности и последующего сочетания приемов в комплексы В отличие от опе-рац -комплексной системы, в этой системе осн элементом II о является не операция, а прием работы, что позволяет применять систему для подготовки большинства рабочих профессий Осн метод формирования умений и навыков — упражнение Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производств обучения до полного освоения и только после этого приступают к др виду работы На завершающей стадии обучения у учащихся вырабатываются автоматич навыки производств деятельности К особенностям системы относятся ее построение на основе тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения достигнутого уровня проф подготовки, раскрытие взаимосвязи всех элементов обучения Она наилучшим образом способствует переносу технол и трудового процессов на уч -производств деятельность учащихся Недостатки — трудности в отборе для каждого вида работы отд приемов, к-рые, в свою очередь, включают неск способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий рабочего, изменение приемов работы в зависимости от применяемой техники, технологии и организации труда, что вызывает нестабильность методики обученияПроблемно — аналитическая система II о разработана С Я Батышевым для II о в условиях автоматизации произ-ва и появления рабочих профессий, в к-рых преобладают интеллектуальные знания и навыки Преследует цели формирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностич, коммуникативных навыков Состоит в разделении содержания обучения на уч проблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функций по регулированию технол процессов и оборудования, овладению умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями произ-ва и характером участия в нем рабочего Каждая уч проблема является самостоят заданием II о включает последоват общее знакомство с технол процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ уч ситуаций Система предусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отд ситуаций, проблемы в целом, освоение всего технол процесса, когда учащиеся самостоятельно выполняют все задания В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из осн функций системы) и самостоят работа под руководством инструктора Учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, наблюдение, выделение признаков, дифференциация, систематизация и обобщение фактич материала и др), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует о их развитии и готовности заниматься более сложными проблемами Однако учащимся трудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать осн ситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые виды деятельности Система широко применяется при подготовке рабочих машиностроит профиляПроцессуальная система II о предложена А Е Шильниковой (нач 1970-х гг) на основе изучения характера и содержания труда рабочих хим пром-сти Ее сущность — овладение профессией широкого профиля (на основе классификации уч материала по процессуальному признаку) и способами управления и обслуживания типичных групп процессов (тепло- и массообмен-ных, химических и др) В практич обучении учащиеся получают общепроиз-водств навыки Система опирается на анализ структурных компонентов произ-ва и науч познание общих производств закономерностей, на качественные изменения труда рабочих высокомеханизи-ров и автоматизиров произ-ва В содержание II о входит освоение общих способов планирования трудовой деятельности, технол приемов и последовательности их выполнения, формирование умений и навыков анализа производств заданияПроцесс II о в цехах предприятий состоит из ознакомления с типичными группами технол процессов, производств специализации и самостоят работы II о осуществляется по периодам подготовительный (занятия в мастерских, на тренажерах и т п), основной (специализация учащихся) и заключительный (самостоят ведение технол процесса) Недостатки системы — возможность применения гл обр в условиях, требующих высокого уровня мате-риально-техн оснащения произ-ва, использование отд тренажеров, не позволяющих создать целостную систему проф уменийИнтегративно — модульная система разработана А II Беляевой (1980-е гг) на основе теории проф -пед интеграции, объединяющей осн сферы науки, образования и произ-ва Интеграция обеспечивает высокий уровень II о рабочих кадров, стимулирует рабочих к творческому производит трудуСодержание II о по группе профессий формируется на основе анализа видов произ-ва и трудовой деятельности квали-фициров рабочих разл профилей Уч планы и программы включают разделы общий, интегрированный для группы профессий (общеобразоват, общетехн и общепроф предметы) и дифференцированный (спец уч предметы и факультативы) Широкое распространение получила интеграция содержания II о для групп профессий одной отрасли нар х-ва или пром комплекса (машиностроит, топливно-энергетического и т п)Процесс Пав интегративно-модуль-ной системе состоит из обучения всей группе профессий по общей программе, а затем — отд профессиям (или 2—3) на основе модульной подготовки Под модулями понимаются комплексы операций, трудовых и технол процессов, свойственных профессиям, к-рые входят в группу Модульное обучение осуществляется гл обр в период систематизации навыков в определенной части технол процесса или при освоении нового оборудования, а также в целях более глубокого освоения конкретных умений.

Используются автоматизиров. Обучающие системы, моделирование производств, процесса на всех стадиях П. О. Интегративно-модульная система постепенно внедряется в уч. Процесс ПТУ, переходящих на подготовку рабочих по группам профессий. Осн. Трудности — отсутствие по нек-рым видам профессий интеграции, слабое комплексное обеспечение материально-техн. Базы, нехватка квалифициров. Пед. Кадров, недостаточная разработанность интегрированного содержания обучения. Лит. Дидактика производств, обучения, М., 1973. Организация и методика производств, обучения, М., 1978. Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в ср. Проф.-тех. Уч-щах, под ред. А. П. Беляевой, М., 1979. Б а т ы III с в С. Я., Науч. Организация уч.-воспитат. Процесса, M., 19803.

Его же, Производств, педагогика, M., 19843. Шапоринский С. А., Вопросы теории производств, обучения, М., 1981. Я куб а Ю. А., Взаимосвязь теории и практики в уч. Процессе ср. Проф.-тех. Училищ, М., 1985. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся ср. Проф.-тех. Уч-щ, М., 1986. Новиков А. М., Процесс и методы формирования трудовых умений, М., 1986. К а т х а и о в К. Н., Пед. Основы производит, труда, M., 19873. Скакун В. А., Преподавание курса «Организация и методика производств, обучения», М., 1990.А. П. Беляева..

Значения в других словарях
Производственное обучение

практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. 1) Составная часть профессионально-технического образования (См. Профессионально-техническое образование) (в учебных планах профессионально-технических учебных заведений на П. О. Отводится около 50% учебного времени) и среднего специального образования (См. Среднее специальное образование) (20—30% учебного времени). 2) Подготовка и повышение квалификации рабочих путём индивидуально-бригадного ..

Производственное Обучение

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - 1) составная часть профессионального образования.2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации - главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно-квалификационного разряда, класса и т. П.).3) В средних общеобразовательных школах часть трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников.. ..

Производственное Обучение

1) составная часть профессионального образования. 2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации - главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно-квалификационного разряда, класса и т. П.). 3) В средних общеобразовательных школах часть трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников.. ..

Производственное Обучение

- составная часть профессионально-технического образования. Суть — подготовка рабочих непосредственно на предприятиях. В средне образовательных школах — часть трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников.. ..

Прогрессивном

См. Прагматист-ская педагогика.. ..

Продлённый День

В школе, в Рос. Федерации форма обществ, воспитания учащихся, проводящих внеурочное время под руководством педагогов. Осн. Цель П. Д. Оказание помощи семье в воспитании детей, и прежде всего родителям, занятым на произ-ве. Предупреждение безнадзорности, запущенности педагогической, правонарушений детей и подростков. П. Д. Тесно связан с внеурочной работой школы. Впервые введён в 1919—20 в Петрограде. Наиб, широкое распространение получил в 60-х — нач. 90-х гг. Организуется в форме групп, классов..

Прокопович Феофан

См. Феофан Прокопович.. ..

Прокофьев Михаил Алексеевич

[р. 5(18). 11.1910, с. Воскресенское, ныне в Тёмкинском р-не Смоленской обл.], гос. Деятель, учёный-химик, педагог, организатор образования, ч.-к. РАН (ч.-к. АН СССР с 1966), акад. РАО (1993. Д. Ч. АПН РСФСР с 1965). Окончил МГУ (1935). До 1941 работал учителем ср. Школы, был зам. Директора Заочного ин-та повышения квалификации учителей при МГУ. В 1941—46 служил в Воен.-мор. Флоте. После демобилизации — на науч. И преподават. Работе в МГУ. Вёл исследования в области биоорганич. Химии. Организато..

Дополнительный поиск Производственное Обучение Производственное Обучение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Производственное Обучение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Производственное Обучение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 25 символа