Хлеб

128

Наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью.Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и практически лишен негативных значений. В Белорусском Полесье, говоря что-нибудь нехорошее или неприличное, прибавляли. «Шануючы яснаго сонейка, матки-земли и дару Божаго (хлеба)». Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу.

Хлеб на столе символизировал богатство дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу. Но и Бог, в свою очередь, кладет хлеб на стол перед людьми. По общеславянскому выражению, хлеб — «дар Божий», а по русскому, «стол — ладонь Божья».Архаический характер имеет представление о том, что Бог наделяет хлебом человека, причем вместе с «долей» — куском хлеба — человек получает и свою «долю», вместе с «частью» хлеба — и свое «счастье». В свадебных песнях Бог сам наделяет долей присутствующих, а изготовление каравая изображается как торжественное событие, в котором наряду с каравайницами принимают также участие Богородица и Иисус Христос.

На белорусской свадьбе родители молодого, как бы принимая на себя функции Бога, давали жениху хлеб с солью, говоря. «Дарую тебе счасцем и долею, хлебом и солею, волами и каровами, усим добрым, што маю, и табе тое даю».Буханка хлеба и каждый его кусок (особенно первый) или крошка воплощали собой долю человека. Считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим — заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека — тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь — «он тебя есть будет» или станет гоняться за тобой на «том» свете.

Если во время еды крошки валятся изо рта, это предвещает скорую смерть едока. Когда упадет хлебная крошка, нужно поднять ее, поцеловать и съесть или бросить в огонь. В Белоруссии обращались при этом к хлебу со словами. «Выбачай (извини), Божинька!»Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба — специфически женскими занятиями. Сами бытовые действия регламентировались множеством правил и запретов. Используемые при этом предметы (дежа, печь, хлебная лопата) относятся к наиболее значимым в крестьянском быту. Не разрешалось, чтобы хлеб пекла «нечистая» женщина — во время месячных, после полового акта, после родов. Нельзя печь хлеб в Великие праздники, в воскресенье, иногда и в другие дни недели.

Хлеб сажают в печь в молчании. Пока он в печи, не разговаривают громко, не бранятся и вообще не шумят, не метут пол, в противном случае хлеб «раздражается», «пугается», начинает капризничать» и поэтому не удается. Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома. На протяжении всего процесса приготовления хлеба неоднократно крестятся сами и крестят муку, тесто в деже, буханку перед выпечкой и после нее.Хлеб широко использовали в качестве оберега. Клали его в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унес с собой плодородия, выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи вместе с другими предметами, используемыми для приготовления хлеба (дежой и хлебной лопатой), чтобы защитить посевы, обходили с хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара, и т.

Д.Хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства. Несли его при переходе в новый дом и катили по полу от порога, гадая о будущей жизни. В Житомирской обл. На месте, где предполагали поставить хату, ставили крест, а около него — стол с хлебом. Разрезали хлеб на четыре части, первую клали на крест, чтобы святые ели и просили счастья для тех, кто будет здесь жить, вторую клали под стол для домовиков, чтобы съели и не вредили хозяйству, третью ели сами и просили Бога, чтобы всегда и во всем был достаток — и в поле родило, и в хлеве «щастило», четвертую давали скотине, чтобы она была сыта и здорова. Таким образом, ритуальное кормление было призвано ниспослать людям и домашним животным покровительство высших сил.Хлеб широко использовался в качестве обрядового дара.

Брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях, оставляли как жертву в поле, в лесу, в других местах. Хлеб, наряду с медом и сыром, входил в состав древнерусских жертвоприношений рожаницам.Хлебом кормили не только живых, но и мертвых. Клали его в гроб, сыпали крошки на могилу для птиц, воплощающих души покойных, оставляли на перекладине креста, предназначали мертвым пар от горячего хлеба или первый из выпеченных хлебов, помеченный крестиком. В Полтавской губ. Такой хлеб разламывали надвое и клали на покути или на покутном окне для предков.

«Первый хлиб — помынкы, вин душам спасения, пара з его доходыть до мертвых на той свит». «пара як пиде з хлиба, то помершим». Преломление хлеба встречалось главным образом в обрядах, связанных с культом мертвых. Вторичные объяснения жеста связали его с воспоминаниями о Тайной вечере. Согласно пословице, «Христос ломал и нам давал». Хлеб, забытый в печи, наделялся особыми свойствами. Его давали человеку, который тосковал по умершему или по любимой особе, чтобы он забыл их, использовали как лечебное средство.В русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали их руки на хлеб при заключении договоренности о свадьбе. Обряд «венчанья бурлаков» на Екатеринославщине сводился в основном к тому, что молодые целовали хлеб и обещали «Богом и хлебом» жить дружно.А.

Л. ТопорковИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Хлеб

пищевой продукт, получаемый выпечкой разрыхлённого посредством дрожжей или закваски теста (См. Тесто), приготовленного из муки, воды и соли с добавлением (или без добавления) сахара, жира, молока и т. П. (см. Хлебопекарное производство). Для приготовления Х. Употребляют пшеничную и ржаную муку, реже — кукурузную, ячменную и др. Словом «Х.» часто называют с.-х. Культуры (пшеницу, рожь, ячмень и др.), а также само зерно этих культур и изготовляемую из него муку (см. Зерновые культуры). Потреблени..

Хлеб

ХЛЕБ - пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли, иногда сахара, жиров, солода, патоки, молока, пряностей (анис, тмин и пр.). Содержит до 56% углеводов (в основном крахмал), 5-8% белков, минеральные вещества, аминокислоты, витамины (главным образом группы В). Энергетическая ценность 100 г хлеба до 1,4 МДж (347 ккал).. ..

Хитрук

ХИТРУК Фёдор Савельевич (род. 1917), кинорежиссёр-аниматор, художник, народный артист СССР (1987). С 1937 на студии "Союз-мультфильм". Постановки. Популярные рисованные фильмы "Топтыжка" (1964), "Каникулы Бонифация" (1965), "Винни Пух" (серия мультфильмов 1969-72), "Лев и бык" (1983), оригинальные, острые и лаконичные по форме фильмы "История одного преступления" (1962), "Фильм, фильм, фильм..." (1968), "Остров" (1973), "Дарю тебе звезду" (1979) и др. Государственные премии СССР (1976, 1982).Ист..

Хитяева

ХИТЯЕВА Людмила Ивановна (род. 1930), киноактриса, народная артистка РСФСР (1983). Работала в Горьковском (ныне Нижегородский) драматическом театре. Снималась в кино в ролях сильных, уверенных в себе женщин. Фильмы "Екатерина Воронина", "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Евдокия", "Стряпуха", "Русское поле", "Василий Буслаев" и др.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Хлеб Небесный

Православно-монархический и духовно-нравственный журнал русской эмиграции. Выходил со 2-й пол. 1920-х до 1944 в Харбине (Китай) при Казанском Богородицком мужском монастыре по благословению архиеп. Харбинского и Маньчжурского Мефодия.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Хлеб-соль

Сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах. Обобщенное наименование пищи. Приветствие, обращенное к участникам трапезы.Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа. Хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и довери..

Хлеб

Под именем X. Известны разного вида пищевые продукты, приготовленные из зерновой муки некоторых злаков и служащие важнейшей составной частью народного продовольствия. Главнейшие хлебные злаки. Пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овес, сорго и дурра [Кроме злаков роль хлебных растений принадлежит и некоторым другим. Напр., маниоке (кассаве), нескольким видам пальм, хлебному дереву (Artocarpus), арророуту и проч.]. У древних египтян, евреев, греков и римлян в большом распространении был X..

Хлеб

Белый хлеб. Разг. О лёгкой и приятной части какого-л. Дела, деятельности. НРЛ-82. Мокиенко 2003, 136.. ..

Хлеб

См. Заработок, пища. ..

Хлеб

1. Посевы зерновых. Ржи, пшеницы и др. (обычно во мн. Числе). Бескрайний, богатый, буйный, высокий, густой, добрый, духовитый, жалкий, желтый, зеленый, зернистый, золотистый, золотой, зыбкий, колосистый, колосовитый, колосовой, молодой, наливной, налитой, намолотистый, небывалый, низкий, обильный, обломный, отличный, перестоявшийся, поздний, полновесный, пустоколосый, ранний, рослый, скудный, созревший, сочный, спелый, тощий, тучноколосый, тучный, хороший, цветущий, чистый. Возмужалый, заповедно..

Хлеб

Пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли, иногда сахара, жиров, солода, патоки, молока, пряностей (анис, тмин и пр.). Содержит до 56% углеводов (в основном крахмал), 5-8% белков, минеральные вещества, аминокислоты, витамины (главным образом группы В). Энергетическая ценность 100 г хлеба до 1,4 МДж (347 ккал).. ..

Хлеб

М. Колосовые растенья с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства. Хлеб на ниве, в поле, хлеб на корню, хмеба мн. Озимые хлеба хорошо стоят, яровые плохи. Хмеб не снят еще, не сжат. Кочевники хлеба не сеют. Хлеба красуются, цветут. Хлеб - Божий дар. С этой земли снято два хлеба, два года сряду, озимый и яровой. | Растенье это в снопах, копнах, кладях, снятое уже с поля, или чистое зерно его, вымолоченное. У нас отжались, а еще хлеба не убрали, не ..

Хлеб

М.1) Продукт, выпекаемый из муки.2) Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.).3) Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий.4) Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы. Злаки.5) а) Пропитание, пища.б) перен. Содержание, иждивение.6) а) перен. Средства к существованию. Заработок.б) Самое нужное, самое существенное для жизни.7) перен. Основной пищевой продукт какой-л. Страны, местности.. ..

Хлеб

ХЛЕБ -а. Мн. Хле́бы и хлеба́. М.. ..

Хлеб

-а, мн. Хлебы, -ов и хлеба, -ов, м. I. Ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки (во 2 энач.). Печёный х. Ржаной или чёрный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен. О пропитании, пище вообще). 2. (мн. Хлебы). Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий х. Ставить хлебы в печь. 3. Ед. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку (во 2 знач.). Сеять х. Сдана хлеба государству. Х. — всему голова (поел.). 4. (мн. Хлеба). Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка..

Хлеб

Хлеба, мн. Хлебы, хлебов, и хлеба, хлебов, м. 1. Только ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде. Ржаной или черный хлеб. Белый или пшеничный хлеб. Печеный хлеб. Ситный, хлеб. Пеклеванный хлеб. Есть хлеб с маслом. Килограмм хлеба. Куски хлеба. 2. (мн. Хлебы). Такой продукт в виде изделия какой-н. Определенной формы. Круглый хлеб. Формовые хлебы. Ставить хлебы в печь. Вынимать хлебы из печи. 3. Только ед. Зерно, из к-рого приготовляется этот продукт. Полны Некрасов. Разные хле..

Хлеб

Возможно, было заимствовано из германских языков. В готском находим hlaifs ("хлеб"), в древнеанглийском hloaf ("хлеб"), в древненемецком hleib ("хлеб").. ..

Хлеб

Обычно толкуется как древнее заимств. Из герм. Яз. (ср. Др.-в.-нем. Hleib), но может быть и исконным как для германцев, так и для славян. Хлебом первоначально называли, очевидно, о чем говорит греч. Klibanos «глиняная посуда для выпечки хлеба», только формовой хлеб.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Хлеб

Древнерусское – хлебъ (в корне слова – «ять»).. ..

Хлеб

Род. П. -а, мн. Хлеба́, укр. Хлiб, блр. Хлеб, др.-русск. Хлѣбъ, ст.-слав. Хлѣбъ ἄρτος (Остром., Еuсh. Sin., Супр.), болг. Хляб (Младенов 669), сербохорв. Хле̏б, хље̏б, словен. Hlẹ́b, род. П. Hlẹ́ba, чеш. Chléb, слвц. Chlieb, польск. Chleb, в.-луж. Khlěb, н.-луж. Chlěb, klěb. Судя по интонации, следует говорить о заимствовании из герм., ср. Гот. Hlaifs "хлеб", др.-исл. Hlėifr – то же, что более вероятно, чем родство с последними. См. Мейе, МSL 11, 179. Стендер-Петерсен 300. Мi. ЕW 87. Лиде..

Хлеб

— евр. Лехем. Хлеб пекли, обыкновенно, из пшеничной муки. Ячмень употреблялся бедняками, а также во время голодных годов. Мололи вручную, сколько нужно было на день, замешивали тесто и пекли хлебы в печах (Лев. 2:4. 7:9. 26. 26). Квашня упоминается в Исх. 8. 3. 12:34. При выходе из Египта израильтяне возложили на плечи свои квашни и обвязали их одеждами. Когда Авраам увидел, что три шедших мимо мужа решили остановиться у него, то он поспешил в шатер и сказал Саре. «Поскорее замеси три саты лучше..

Хлеб

I. ХЛЕБ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯХ. С давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19. 14:18. 21:14 и др.). В 2Цар 9:7 под "Х." подразумевается еда в целом, так же как и в молитве "Отче наш". "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Мф 6:11. Ср. Также Лев 26:5. Пс 36:25. 103:15. Ис 30:20. 58:7). Единственно известный вначале ячменный Х. (Суд 7:13. 4Цар 4:42) позднее становится пищей исключит. Бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее рас..

Хлеб

     Главное место на русском столе, особенно на народном, всегда занимал и по сей день занимает хлеб, по потреблению которого на душу населения наша страна всегда занимала первое место в мире. Со щами или другим жидким блюдом рабочий или крестьянин обычно съедал от полкилограмма до килограмма черного, ржаного, хлеба, что в XIX веке часто и составляло весь обед трудового народа. Белый хлеб, пшеничный, фактически не был распространен в России до начала XX века. Причем если у белого хлеба были рег..

Дополнительный поиск Хлеб Хлеб

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хлеб" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хлеб, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 4 символа