Арианство

89

Течение в христианстве в 4-6 вв., назв. По имени александрийского священника Ария ('Areios. Ум. 336). А. Зародилось в Александрии (впервые осн. Положения были сформулированы Арием в 318) в обстановке острой социальной борьбы. Отвергло догмат, провозглашенный 1-м Вселенским собором христ. Церкви в Никее, о том, что бог-сын (Христос) единосущен богу-отцу. А. Выражало более древнее представление об Иисусе Христе, как о существе не вечном, сотворенном, низшем в сравнении с богом-отцом. По существу под влиянием неоплатонизма оно возрождало филоновско-оригеновские представления о логосе, как посреднике между богом и людьми. Никейский догмат не сразу получил всеобщее признание. Сам верховный покровитель христианства имп. Константин (ум.

337) вскоре сблизился с арианами. Сын и преемник Константина, имп. Констанций (337-361) вместе со своим придворным духовенством требовал, чтобы церковь объявила бога-сына не "единосущным" богу-отцу, но лишь "подобосущным". Однако церк. Деятели во главе с патриархом александрийским Афанасием и рим. Папой Либерием выступили против притязаний императорской власти по-своему толковать религ. Догматы. То, что историки церкви называют борьбой ортодокс. Христианства с "арианской ересью", отражало политич. Борьбу различных социальных сил в Рим. Империи 4-5 вв. А. Стало знаменем сепаратистских стремлений, враждебных единству христ. Церкви. В конце концов ортодокс. Христианство одержало победу, т. К. Более решительно разорвав с традицией, оно последовательнее освобождало христианство от греко-римских, иудейских и др.

Представлений. А. Было осуждено как ересь (окончательно на соборе 381).Учение о "единосущии" получило дальнейшее развитие на католич. З., где оно было дополнено догматом о происхождении св. Духа не только от бога-отца, но и от бога-сына (filioque). Католики неоднократно упрекали вост. Церковь в чрезмерной зависимости от светской власти и в сохранении пережитков А. Герм. Племена (готы, бургунды, вандалы), принявшие христианство из Константинополя, долгое время придержи- вались А.Лит. Афанасий, архиепископ Александрийский, Творения, ч. 1-2, М., 1851-52. Самуилов В., История арианства на Латинском Западе, СПб, 1890. Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4, П., 1918. Duchesne L., Histoire ancienne de l'eglise, 4 éd., t.

3, P., 1911. Gwatkin H. M., Studies of arianism, 2 ed., Camb., 1900.Н. H. Розенталь. Москва..

Значения в других словарях
Арианство

течение в христианстве в 4—6 вв. Возникло в Поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя — александрийского священника Ария (греч. Áreios, ум. В 336). Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому бог-сын единосущен богу-отцу (ярыми защитниками этого догмата выступали архиепископ александрийский Александр и его преемник Афанасий). По учению Ария, сын божий Логос (Христос) — творение бога, следовательно, не единосущен ему, т. Е. В ср..

Арианство

АРИАНСТВО - течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель - священник Арий (ум. В 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа). По учению Ария, Христос как творение Бога-отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковными соборами 325, 381.. ..

Арианство

Одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога. Арианство возникло в начале 4 в. И в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов..

Арианство

Течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель - священник Арий (ум. В 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа). По учению Ария, Христос как творение Бога-отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковными соборами 325, 381.. ..

Арианство

Течение в христианстве IV-VI вв. Основатель священник Арий из Александрии (умер в 336 г.). Осуждено как ересь церковными соборами в IV в.. ..

Ари Мудрый Торгильсон

(Ari Fródhi Thorgilsson) (ок. 1067-1148) - исландский историк. Его "Книга об исландцах" ("Islendingabók") - наиболее ранний из сохранившихся памятников по истории Исландии с кон. 9 в. До 1120. Содержит сведения о заселении Исландии, ее политич. Устройстве, в частности об организации альтинга и ранних законах, а также о христианизации о-ва и первых исл. Епископах. По словам А. М. Т., им была также составлена хронология норв. Королей (не сохранилась). А. М. Т. Написана, по-видимому, частично, древ..

Ариана

('Ariann) - введенное Эратосфеном в антич. Лит-ру обозначение вост. Части Иранского плато. В А. Включали области Гедросию, Карманию, Арахосию, Дрангиану, Паропамисады, Арейю и Парфию. Греч. А. Восходит к иран. "Арьянам" (Aryanam), к-рое не было спец. Названием к.-л. Области, а означало. Страна или царство ариев.. ..

Ариарат

('Ariaratns, Ariarathes) - правители Каппадокии. Сатрапы А. I и А. II (4 в. До н. Э.), цари - А. III (255-220 до н. Э.), А. IV (220 - ок. 163), А. V (163 - ок. 130), А. VI (ок. 126 - 111), А. VII (111 - ок. 100), A. VIII (96 - 95), А. IX (88-86), А. X (42-41 до н. Э.). Основатель каппадокийской династии А. III находился в союзе с Селевкидами. Его сын и преемник А. IV поддерживал дружеские отношения с Антиохом III, а позднее (после 188) - с Римом. Вместе с Эвменом II участвовал в войне против Фар..

Арии

Термин, имевший различное употребление в науч. Лит-ре. Уже с сер. 19 в. Понятие "А." (или "арийцы") применялось для определения народов, принадлежавших к индоевроп. Языковой общности. Это употребление термина "А." было развито в расистской лит-ре (в частности, в фаш. Германии), придавшей ему тенденциозное и антинауч. Значение. Единственно оправданным и принятым в наст. Время в науке является применение термина "А." по отношению к племенам и народам, говорившим на индоиран. Языках (восточной ветв..

Арианство

Учение в христианстве, основоположником которого был александрийский пресвитер Арий (нач. IV в.). Арий утверждал, что Сын Божий (Иисус Христос) не единосущ, а подобносущ Богу-Отцу, так как Сын сотворен Отцом и, следовательно, не является предвечным, как Бог-Отец. Это означало отрицание одного из главных догматов церкви о единосущии Бога-Отца и Бога-Сына. Несмотря на скорое осуждение как ереси (Никейский вселенский собор 325 г.), а. В IV в. Стало наиболее массовым еретич. Движением в Рим. Империи..

Арианство

Раннехристианская ересь, возникшая в начале IV века и названная по имени основателя - александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую традицию субординационизма. Согласно Арию, второе лицо Троицы - Христос - хотя и совершеннейшее творение божье, но все-таки тварь, и как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он Сын божий не по существу, а по благодати. Арий был осужден I Никейским вселенским собором и умер в изгнании. Арианство распалось на несколько направлени..

Дополнительный поиск Арианство Арианство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Арианство" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 9 символа