Матриархат
(от лат. Mater - мать и греч. Arxn - начало, власть. В точном значении "власть матери") - термин, широко употребляющийся для обозначения материнско-родового общества, первой универсальной стадии в истории человеч. Общества, наступающей непосредственно за эпохой первобытного человеческого стада. Археологич. М. Охватывает огромный период истории, примерно от верхнего палеолита до развитого неолита. В своем развитии М. Проходит ряд этапов. На первом, охватывающем верхний палеолит и ранний неолит, люди занимаются охотой, рыболовством, собирательством, в ряде мест переходящем в простейшее земледелие. Общество носит характер дуально-родовой организации (см. Дуальная организация), объединяющей брачными отношениями два экзогамных (см.
Экзогамия) матрилинейных (см. Матрилинейность) рода, сегментация к-рых приводит в дальнейшем к фратриальной (см. Фратрия) организации, разрастанию и консолидации племени. Брак носит форму группового брака (постепенно переходящего в парный брак) и характеризуется, по-видимому, раздельным (дислокальным) проживанием супругов. Материнско-родовая коммуна - осн. Хоз. Коллектив, в к-ром производств. Отношения полностью совпадают с отношениями кровного родства по линии матери и носят характер первобытно-коммунистических, основанных на коллективном произ-ве и потреблении, на полном равенстве полов.Второй этап М. Характеризуется развитием мотыжного земледелия, разведением домашних животных, продуктивным рыболовством и морской охотой.
Парный брак становится господствующим, дислокальное проживание супругов сменяется поселением мужа в родовой коммуне жены (см. Матрилокальность). Включение мужа как чужака в хоз-во родовой коммуны ведет к постепенному отделению отношений кровного родства по линии матери от производств. Отношений. Родовая коммуна превращается постепенно в матрилинейную и матрилокальную семейную общину, долго сохраняющую, однако, принципы древнего коллективизма и равенства. Материнский род объединяет женское ядро семейных общин с их потомками по женской линии. Мужчины же начинают занимать промежуточное положение, их права и обязанности связывают их с двумя родами - жены и матери, это положение обеспечивает им в дальнейшем возможность накопления отдельной, внеродовой собственности, сначала личной, а затем частной.
Рост производит. Сил в земледелии, в животноводстве, рыболовстве и охоте, развитие межплеменного обмена ведут к парцелляризации произ-ва и появлению частного присвоения, подрывающих основы коллективизма и равенства. Появление и рост частных богатств, сосредоточение их в руках мужчин как отдельной внеродовой собственности повело к укреплению индивидуальной семьи и превращению ее в семью моногамную, что привело к смене М. Патриархатом - этапом распада родового общества. Это было, по словам Энгельса, "...всемирно-историческим поражением женского пола" (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 60). Однако античная история знает примеры, когда становление частной собственности имело своим следствием возникновение женовластия, гинекократии, как специфич.
Формы перехода от родового общества к классовому.В развитии М. Проявилась общая неравномерность ист. Развития. К эпохе Великих географич. Открытий 15-16 вв. Большинство отсталых народов мира находилось на разл. Стадиях М. У одних он не достиг своего расцвета, и европ. Колонизация вызвала быстрый распад М. И замену его разл. Формами патриархально-семейных отношений (австралийцы, огнеземельцы, сенои, бушмены и др.). У других М. Достиг развитых форм и переход к патриархату был чрезвычайно замедлен, а разложение родового общества происходило в форме позднематриархальных отношений (ирокезы, минанкабау, ашанти и др.). Институты М. И их пережитки сохраняются нередко до 20 в. Изучение такого рода институтов и пережитков позволило Дж.
Ф. Мак-Леннану, И. Бахофену и независимо от них Л. Г. Моргану сформулировать учение о М. Как первой универсальной стадии в истории человеческого общества. Это учение получило свою дальнейшую разработку в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Сов. Исследователи развивают осн. Положения этого учения. С конца 19 в. Проблема М. Является предметом острой идеологич. Борьбы между марксизмом и бурж. Пониманием истории, сводясь к вопросу о том, начало ли человечество свой ист. Путь с частной собственности и моногамной семьи или первобытный коммунизм был начальным и самым длит. Периодом в прошлой истории общества и по единому ли пути шло развитие человечества. Бурж. Наука пытается опровергнуть универсальность М. Либо с позиций разл. Вариантов патриархальной теории, утверждающей извечность частной собственности и моногамной семьи, или с позиций многолинейной эволюции, отрицающей единство ист.
Процесса и приписывающей народам разл. Пути развития - одним матриархальный, другим патриархальный (В. Шмидт, Г. Кунов, Р. Лоуи, Дж. П. Мёрдок, В. Малиновский и др.). Однако все новые и новые этнографич. И историч. Факты подтверждают и уточняют осн. Положения развиваемого марксистами учения о М.Лит. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1963. Морган Л. Г., Древнее общество, пер. С англ., Л., 1934. Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948. Его же, Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957. Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962. Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948. Mc-Lennan J. F., Studies in ancient history, L. 1886. Bachofen J. J., Das Mutterrecht, Stuttg., 1861, Schneider D.
M. And Gough K., Matrilineal kinship, Berkeley, 1961.Ю. П. Аверкиева. Москва..
Дополнительный поиск Матриархат
На нашем сайте Вы найдете значение "Матриархат" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Матриархат, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 10 символа