Формализм
IФормали́зм (франц. Formalisme, от лат. Formalis – относящий к форме) предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений Ф. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным. Интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления Ф. Проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу (см. Бюрократия). В истории искусства Ф. Проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании её единственно ценным элементом искусства и, соответственно, в сведении художественного освоения мира к отвлечённому формотворчеству.
Ф. Возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме 19 в., однако с наибольшей последовательностью Ф. Раскрылся в буржуазном искусстве 20 в., в таких его течениях, как Кубизм, кубофутуризм, Дадаизм, леттризм, Абстрактное искусство, «Поп-арт» и «Оп-арт», «антитеатр» и «театр абсурда», оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания (см. Также Модернизм). Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования Ф. [неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера (Германия), Э.
Ганслика (Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)], в которых искусство трактуется как «игра формы», как способ созидания «чистых» эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием. Ф. Сказался и на методологии науки об искусстве (см. «Формальный метод» в литературоведении). Высоко оценивая значение формы в искусстве, марксистско-ленинская эстетика и литературно-художественная критика всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями Ф. – с эстетизмом, с теорией и практикой «чистого искусства», «искусства для искусства» (См. Искусство для искусства), показывая, что пренебрежение содержанием, формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, его способность участвовать в общественной борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художественной ценности.
Лит. В. И. Ленин о литературе и искусстве, 3 изд., М., 1967. Плеханов Г. В., Искусство и литература, М., 1948. Модернизм. Сб. Ст., М., 1973. Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971. Медведев П. Н., Формализм в западноевропейском искусствоведении, в его кн. В лаборатории писателя, Л., 1971. Ohff Н., Anti-Kunst, Düsseldorf, 1973. М. С. Каган. IIФормали́зм в математике, см. Математический формализм.
Дополнительный поиск Формализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Формализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Формализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа