Культура

211

КУЛЬТУРА (лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм. Знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. Хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.

В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме. Они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития. Понятие К. Развивалось исторически. Оно вначале обозначало процессы освоения человеком природы (возделывание земли, продукты ремесел), а также воспитания и обучения. В качестве термина стало широко использоваться в европейской философии и исторической науке, начиная со второй половины 18 в.

К. Начинает рассматриваться как особый аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности и характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Возникает несколько линий в разработке проблематики К. В первой из них К. Рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители). Как историческое развитие человеческой духовности - эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества (немецкий классический идеализм - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Немецкий романтизм - Шиллер, Шлегель.

Немецкое просвещение - Лессинг, Гердер). Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии К., а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные К. Как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство - Риккерт, Кассирер, Вебер). К этой же линии примыкали Шпенглер, Данилевский, Сорокин, Тойнби. Вместе с тем, было расширено понимание К. Путем включения в нее всего богатства материальной К., этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем. В конце 19 и первой половине 20 в. При изучении проблематики К. Стали активно использоваться достижения антропологии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации (культурная антропология - Тэй-лор, Боас.

Социальная антропология - Малиновский, Радк-лифф - Браун. Структурная антропология и структурализм - Леви-Стросс, Фуко, Лакан. Неофрейдизм и др.). В результате возникли новые предпосылки решения проблемы общества и К. С одной стороны, К. И общество нетождественны, а с другой, К. Пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни. [Проблема решается, если К. Рассмотреть в качестве информационного аспекта жизни общества, как социально значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение и общение людей. Эта информация, выступающая как совокупный исторически развивающийся социальный опыт, частично может осознаваться людьми, но весьма часто она функционирует как социальное подсознательное. Ее передача от поколения к поколению возможна только благодаря ее закреплению в знаковой форме, в качестве содержания различных семиотических систем.

К. Существует как сложная организация таких систем. В их роли могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков, которые фиксируют программы деятельности, поведения и общения. Человек и его действия и поступки, когда они становятся образцами для других людей, естественный язык, различные виды искусственных языков (язык науки, язык искусства, конвенциональные системы сигналов и символов, обеспечивающие коммуникацию и т.п.). Предметы созданной человеком второй природы также могут функционировать в качестве особых знаков, которые закрепляют накопленный социальный опыт, выражая определенный способ поведения и деятельности людей в предметном мире. В этом смысле иногда говорят об орудиях труда, технике, предметах быта как о материальной К., противопоставляя им феномены духовной К.

(произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т.п.). Однако такое противопоставление относительно, поскольку любые феномены К. Являются семиотическими образованиями. Предметы материальной К. Выполняют в человеческой жизни двоякую роль. С одной стороны, они служат практическим целям, а с другой - выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации. Только во второй своей функции они выступают в качестве феноменов К. (Лотман). Программы деятельности, поведения и общения, представленные разнообразием культурных феноменов, имеют сложную иерархическую организацию. В них можно выделить три уровня. Первый - это реликтовые программы, осколки прошлых К., которые живут и в современном мире, оказывая на человека определенное воздействие.

Люди часто бессознательно действуют в соответствии с программами поведения, которые сложились еще в первобытную эпоху и которые утратили свою ценность в качестве регулятива, обеспечивающего успех практических действий. Сюда относятся многие суеверия, типа приметы у русских поморов о том, что половые связи перед выходом на рыбную ловлю, могут сделать ее неудачной (пережиток табу первобытной эпохи, реально регулировавших половые отношения первобытной общины в период групповой семьи, устраняя таким способом столкновения на почве ревности в общине, которые нарушали совместные производственные действия). Второй уровень - это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества.

И, наконец, третий уровень культурных феноменов образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Их генерирует К. За счет внутреннего оперирования знаковыми системами. Вырабатываемые в науке теоретические знания, вызывающие переворот в технике и технологии последующих эпох. Идеалы будущего социального устройства, которые еще не стали господствующей идеологией. Новые нравственные принципы, разрабатываемые в сфере философско-этических учений и часто опережающие свой век - все это образцы программ будущей деятельности, предпосылка изменений существующих форм социальной жизни. Чем динамичнее общество, тем большую ценность обретает этот уровень культурного творчества, адресованный к будущему. В современных обществах его динамика во многом обеспечивается деятельностью особого социального слоя людей - творческой интеллигенции, которая по своему социальному предназначению должна постоянно генерировать культурные инновации.

Многообразие культурных феноменов всех ее уровней, несмотря на их динамичность и относительную самостоятельность, организованы в целостную систему. Их системообразующим фактором выступают предельные основания каждой исторически определенной К. Они представлены мировоззренческими универсалиями (категориями К.), которые в своем взаимодействии и сцеплении задают целостный обобщенный образ человеческого мира. Мировоззренческие универсалии - это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной К. Оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Категориальные структуры, обеспечивающие руб-рификацию и систематизацию человеческого опыта, давно изучает философия.

Но она исследует их в специфическом виде, как предельно общие понятия. В реальной же жизни К. Они выступают не только как формы рационального мышления, но и как схематизмы, определяющие человеческое восприятие мира, его понимание и переживание.'Можно выделить два больших и связанных между собой блока универсалий К. К первым относятся категории, которые фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты (природные и социальные), в том числе и знаковые объекты мышления, могут стать предметами деятельности. Их атрибутивные характеристики фиксируются в категориях пространства, времени, движения, вещи, отношения, количества, качества, меры, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.д.

Но кроме них в историческом развитии К. Формируются и функционируют особые типы категорий, посредством которых выражены определения человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Они образуют второй блок универсалий К., к которому относятся категории. "человек", "общество", "сознание", "добро", "зло", "красота", "вера", "надежда", "долг", "совесть", "справедливость", "свобода", и т.п. Эти категории фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивида в систему социальных отношений и коммуникаций. Между указанными блоками универсалий К. Всегда имеется взаимная корреляция, которая выражает связи между субъект-объектными и субъект-субъектными отношениями человеческой жизнедеятельности.

Поэтому универсалии К. Возникают, развиваются и функционируют как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими. В системе универсалий К. Выражены наиболее общие представления об основных компонентах и сторонах человеческой жизнедеятельности, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов и т.п. Они выступают в качестве своего рода глубинных программ, которые предопределяют сцепление, воспроизводство и вариации всего многообразия конкретных форм и видов поведения и деятельности, характерных для определенного типа социальной организации. В мировоззренческих универсалиях К. Можно выделить своеобразный инвариант, некоторое абстрактно всеобщее содержание, свойственное различным типам К.

И образующее глубинные структуры человеческого сознания. Но этот слой содержания не существует в чистом виде сам по себе. Он всегда соединен со специфическими смыслами, присущих К. Исторически определенного типа общества, которые выражают особенности способов общения и деятельности людей, хранения и передачи социального опыта, принятую в данной К. Шкалу ценностей. Именно эти смыслы характеризуют национальные и этнические особенности каждой К., свойственные ей понимания пространства и времени, добра и зла, жизни и смерти, отношения к природе, труду, личности и т.д. Они определяют специфику не только далеких, но и родственных К. - например, отличие японской от китайской, американской от английской, белорусской от русской и украинской и т.д.

В свою очередь, исторически особенное в универсалиях К. Всегда конкретизируется в огромном многообразии групповых и инивидуальных мировосприятий и ми-ропереживаний. Для человека, сформированного соответствующей К., смыслы ее мировоззренческих универсалий чаще всего выступают как нечто само собой разумеющееся, как презумпции, в соответствии с которыми он строит свою жизнедеятельность и которые он часто не осознает в качестве ее глубинных оснований. Смыслы универсалий К., образующих в своих связях категориальную модель мира, обнаруживаются во всех областях К. Того или иного исторического типа в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, в философии, религии, художественном освоении мира, функционировании техники, в политической К.

И т.п. Резонанс различных сфер К. В период формирования новых идей, имеющих мировоззренческий смысл, отмечали философы, культурологи, историки при анализе в синхронном срезе различных этапов развития науки, искусства, политического и нравственного сознания и т.д. (Шпенглер, Кассирер, Тойн-би, Лосев, Бахтин). Можно, например, установить своеобразный резонанс между идеями теории относительности в науке и идеями лингвистического авангарда 70-80-х 19 в. (И. Винтелер и др.), формированием новой художественной концепции мира в импрессионизме и постимпрессионизме, новыми для литературы последней трети 19 в. Способами описания и осмысления человеческих ситуаций (например, в творчестве Достоевского), когда сознание автора, его духовный мир и его мировоззренческая концепция не стоят над духовными мирами его героев, как бы со стороны из абсолютной системы координат описывая их, а сосуществуют с этими мирами и вступают с ними в равноправный диалог.

Преобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение глубинных жизненных смыслов и ценностей, закрепленных в универсалиях К. Переустройство обществ всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориентации и выработкой новых ценностей. Никакие крупные социальные изменения невозможны вне изменений в К. В качестве социального индивида человек является творением К. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в К. Социального опыта. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода социальную наследственность.

Включаясь в деятельность, благодаря усвоению этих программ человек способен изобретать новые образцы, нормы, идеи, верования и т.п., которые могут соответствовать социальным потребностям. В этом случае они включаются в К. И начинают программировать деятельность других людей. Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в К. Появляются новые состояния и феномены, закрепляющие этот опыт. Любые изменения в К. Возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением К., вместе с тем, является и ее творцом. (см. Также. УНИВЕРСАЛИИ, КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ)..

Значения в других словарях
Культура

(от лат. Cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. Употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистич..

Культура

КУЛЬТУРА (от лат. Cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а так..

Культура

КУЛЬТУРА (от латинского cultura - возделывание, воспитание>, образование>, развитие>, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие> "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура май..

Культура

Схватить культуру. Кар. Обратиться к культурным ценностям. СРГК 3, 57.. ..

Культура

Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров. Симона Вейль Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Фридрих Ницше Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать. Андре Мальро В культуре основанием служит вершина. Григорий Ландау Культура для многих первая п..

Культура

(лат. Cultura, от colere - заботиться, обрабатывать). 1) обработка почвы, возделывание, уход за растениями. 2) образование, просвещение, развитие, совершенствование духовной и материальной жизни народа.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) обработка, возделыванье, выращивание. 2) образование, развитие, просвещение, умственное и нравственное совершенствование. Улучшение быта.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употреблен..

Культура

• высокая культура. ..

Культура

См. Образование.... ..

Культура

(иноск.) - умственное и нравственное образование (намек на культуру, уход, возделывание земли - для добывания богатств земных)Культивировать (иноск.) - заботиться о преуспеянии чего-либо. ИзучатьСр. Культура - не такая вещь, что ее можно заказать тульскому мастеру, чтоб он ее смастерил в двое суток. Ее надо хранить, передавать.Боборыкин. Ходок. 2, 22.Ср. У таких господ (участвующих в зрелище травли животных) культура только на языке и во внешности. Внутри - и не очень далеко - сидит зверь.Д.В. Г..

Культура

Ж. Франц. Обработка и уход, возделывание, возделка. | образование, умственое и нравственое. Говорят даже культивировать, вм. Обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. В земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.. ..

Культура

1. Ж.1) а) Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений.б) Совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа.2) а) Уровень развития каждой из областей - интеллектуальной, общественной и производственной - жизни.б) Конкретные результаты такого развития.3) Совокупность памятников литературы, искусства, архитектуры и т.п., относящихся к одному времени, определенной территории.4) Сфера человеческой деятельности, свя..

Культура

-ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. Древних греков. 2. То же, что культурность (см. Культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. Растения или животного (спец.). К. Льна. К. Шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. Органической ткани. 5. Высокий уровень чего..

Культура

Культуры, ж. (латин. Cultura) (книжн.). 1. Только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. 2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. Эпоху, у какого-н. Народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура. 3. Только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру. 4. Только ед. Разве..

Культура

Латинское – cultura (возделываю, обрабатываю землю).. ..

Культура

1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.. ..

Культура

(лат. Cultura возделывание, воспитание, почитание). ..

Культура

Человек был вынужден приспособиться к условиям окружающей среды, чтобы выжить. Это приобретенное знание жизни, изменяемое и передаваемое из поколения в поколение, называется "культурой". С точки зрения социологии, этот термин охватывает весь образ жизни общества, и в этом смысле каждый, кто участвует в жизни общества, считается "культурным". Культура складывается из предметов деятельности, которыми пользуется все человечество. Эти предметы могут быть двух основных видов. Материальные и нематериа..

Культура

(Culture. Kultur) - у Юнга термин, используемый в качестве синонима общества, т. Е. Некоей дифференцированной и достаточно осознающей себя группы, принадлежащей к коллективному.С психологической точки зрения Юнг предполагал, что понятие культуры дополняет представление о группе, которая выработала свою собственную идентичность и самосознание наряду с ощущением смысла и целевой непрерывности бытия.. ..

Культура

(Culture. Kultur) — у Юнга термин, используемый в качестве синонима общества, т. Е. Некоей дифференцированной и достаточно осознающей себя группы, принадлежащей к коллективному. С психологической точки зрения Юнг предполагал, что понятие культуры дополняет представление о группе, которая выработала свою собственную идентичность и самосознание наряду с ощущением смысла и целевой непрерывности бытия.. ..

Культура

(от лат. Cultura. ..

Культура

КУЛЬТУРА Перевод возделывание (обработка почвы, посев, уход, уборка) того или иного вида с.-х. Раст. Пшеницы, хлопка, льна, картофеля и т. Д. (см. Агротехника). Часто слово К. Отождествляется с понятием сельскохозяйственное (культурное) растение.. ..

Культура

В археологии любая деятельность человека, оставившая материальные следы. Под археологической К. Понимают группу относительно одновременных памятников со сходным инвентарем и занимающих одну территорию.. ..

Культура

- слово латинского происхождения, означающее. Возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание. Культура - это то, что создано людьми в дополнение к природе.. ..

Кузанский Николай

см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ.. ..

Кули

КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (1864-1929) - американский социолог и социальный философ. Основные труды. "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907), в 1918 - президент Американского социологического общества. Испытал влияние систем Конта и Спенсера, эволюционных идей Дарвина. Главным направлением научной деятельности..

Культурно-историческая Школа

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении - интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И. Тэн. Его последователями в Германии стали Г. Геттнер, В. Шерер, в Дании - Г. Бран-дес, в Италии - Де Санктис, в России - А.Н. Пыпин, Н.С. Ти-хонравов и др. В основу концепции культурно-исторического направления был положен философский позитивизм Конта, отчасти "биографический метод" в литературной критике Сент-Бева..

Культурного Отставания Концепция

КУЛЬТУРНОГО ОТСТАВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ - интерпретация культурно-исторического процесса в рамках философии техники. Сформулирована Отборном и Вебленом на базе общей методологической установки технологического детерминизма. Развитие техники выступает детерминантой социокультурного процесса (Веблен), причем сферы техники и культуры развиваются с различной скоростью (Огборн). В рамках концепции К.О. Выделяются так называемая "материальная культура", обладающая внутренним эволюционным потенциалом и фактич..

Культура

- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. В более узком смысле - совокупность форм духовной жизни общества ( наука, литература, искусство, философия, нравственность и т.п.), возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа производства материальных благ. В классовом антагонистическом обществе господствующей является культура господствующего класса. Культура носит классовый характер, развиваетс..

Культура

(лат. Cultura - возделывание, воспитание, почитание) - универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов. Объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие "К." употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения и его внепрагматической ценности. К. Изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очер..

Культура

(от лат. Cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. — сложное междисциплинарное общеметодологич. Понятие, характеристика к-рого, удовлетворяющая специалистов разл. Отраслей знания, чрезвычайно затруднительна. И по сей день не существует о..

Дополнительный поиск Культура Культура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Культура" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа