Культура

306

(лат. Cultura - возделывание, воспитание, почитание) - универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов. Объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие "К." употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения и его внепрагматической ценности. К. Изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей.Как понятие К. Часто выступает в оппозиции природе, субъективной воле, бессознательной активности, стихийной самоорганизации.

Часто К. Синонимична цивилизации, но иногда противопоставляется ей как "живой организм" - "механизму". Специфика К. В ее роли опосредования мира бесчеловечной объективности природы и мира спонтанной человеческой субъективности, в результате чего возникает третий мир объективированных, вписанных в природу человеческих импульсов и очеловеченной природы. Если природная граница К. Достаточно очевидна (природа без человека), то зафиксировать границу, разделяющую человеческую активность (будь то внутренняя духовность или творческая деятельность) от ее кристаллизованных форм, отделимых от субъекта и воспроизводимых им, значительно труднее. Но это необходимо для того, чтобы различить детерминацию К. И самоопределение свободной субъективности.Область применения понятия К.

Не ограничена тем или иным типом предметности. С т.зр. К. Может быть рассмотрен любой объект или процесс, в котором нас интересует не только его прикладная значимость, но и скрытый в нем способ интерпретации и ценностной окраски мира, предполагающий неутилитарный выбор.Мир К. Решает две формально противоположные задачи. Поддержание статики общества, благодаря сохранению и воспроизведению традиции, и обеспечение его динамики благодаря творческим инновациям. Для этого К. Создает в себе сложные многоуровневые системы, позволяющие снимать противоречия индивидуума и общества, старого и нового, своего и чужого, нормативного и ситуативного. В этом отношении К. Можно определить как информационную сверхсистему, которая обеспечивает обратную связь со средой при сохранении фонда исторической памяти.Как закономерное целое, К.

Обладает специфическими механизмами своего порождения, оформления в знаковой системе, трансляции, интерпретации, коммуникации, конкуренции, самосохранения, формирования устойчивых типов и их воспроизведения в собственной и инокультурной среде. Особую роль в К. Играет система образования, поскольку культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения. При этом К. Не только поощряет и закрепляет необходимые для нее качества, но и выступает как репрессивная сила, осуществляющая при помощи системы запретов различение "своего" и "чужого".Несмотря на стремление к максимальной устойчивости и длительности (к гомеостазу), К., как показывает история, всегда оказывается временным решением своих задач, и поэтому механизмы смены культурных эпох принадлежат к базисным закономерностям К.

Если статус К. Меняется не в результате внешних обстоятельств (напр., экологическая или политическая катастрофа, подчинение др. К.), то основным способом обновления оказывается культурная реформа, использующая механизмы преемственности. Поскольку развитая К. Не бывает монолитом, в ее рамках всегда существует система оппозиционных вариантов, играющих роль культурных "противовесов". Это позволяет переходить к новым моделям, опираясь на разные формы культурной оппозиции (на альтернативные, "теневые", подпольные и т.п. Контрагенты доминирующей К.). Так, напр., К. Раннего Возрождения, внешне не порывая со Средневековьем, интерпретирует себя как "подлинное", обратившееся к Божьему миру христианство, опираясь на оппозиционные (хотя вполне органичные) элементы средневекового христианства.

На номинализм, мистику, натурфилософию. Если реформы К. По тем или иным причинам тормозятся, возможен культурный конфликт, иногда перерастающий в культурную революцию. Так, неудача церковных реформ в Европе 15-16 вв. Привела ко всесторонней культурной революции, породившей протестантскую К.Важной особенностью К. Является то, что ее объективные структуры всегда в конечном счете замыкаются на личностное приятие (или неприятие), толкование, воспроизведение и изменение. Вхождение в К. (инкультурация) может "автоматически" обеспечиваться механизмами К., но может также быть проблемой, требующей моральных и творческих усилий (что бывает, как правило, при столкновении разнородных К. Или при конфликте поколений, мировоззрений и т.п.).

Т.о., соотнесение себя с К. Есть одно из фундаментальных свойств личности. Столь же важна К. Для самоопределения социума на всех уровнях его существования - от общины до цивилизации. Как историческая форма, К. Всегда существует в виде конкретного локального симбиоза технологий, поведенческих ритуалов и обычаев, социальных норм, моральных и религиозных ценностей, мировоззренческих построений и целеполаганий. Цельность этой системе придают как сумма объективированных продуктов К., так и ее "язык", т.е. Относительно понятная в рамках данной К. Знаковая метасистема.Выделение К. Как особого аспекта бытия позволяет учесть и исследовать то, что иначе минует и обыденную, и научную рефлексию. Так, одна и та же религиозная догматика порождает, преломляясь в разных культурах, существенные конфессиональные различия (напр., католицизм и православие).

Формальное принятие принципов "рыночной экономики", генетически связанных с англосаксонской культурой, в специфической культурной среде (Россия, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка) дает самые разные результаты. Одна и та же конституция дает разный политический эффект в К. С развитыми традициями активного гражданского общества и в К. С патерналистским восприятием гос-ва, и т.п. В этих случаях внутренняя логика идей и процессов взаимодействует с логикой культурной обусловленности, чем создается новое измерение реальности, нуждающееся в специальном, культурологическом анализе. Поэтому не одно и то же, напр., "политика" и "политическая культура", "труд" и "трудовая культура" и т.д.К., в отличие от отдельных, "региональных" направлений человеческой деятельности, не создается целенаправленными актами, но является объективным результатом их суммы или - с др.

Стороны - исходным условием их осуществления. Культуральный подход предполагает поэтому не только анализ локальных достижений того или иного типа знания, умения, поведения, но и сравнительный, компаративистский анализ явлений со сходной культурной "внутренней формой". Это создает не преодоленные пока наукой методологические трудности (как, напр., корректно идентифицировать "импрессионизм" в живописи и "импрессионизм" в музыке при том, что интуитивно ясно их сходство?), но все же является необходимой задачей наук о К., поскольку позволяет выявлять общие процессы, "большие" стили, системы ценностей. То, что называется духом эпохи.Из существования К. Как общечеловеческого способа освоения природы не следует, что сами собой понятны ее нормы, ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы.

Любая состоявшаяся К. Непонятна "извне" и требует расшифровки, если эта К. В прошлом, или благожелательного диалога, если это - современная К. (Последнее особенно важно в свете современного процесса глобализации К.) Также не является безусловной та или иная качественная градация культур. К. Налична как многообразие вариантов, и попытка определить их "ценность" (какой бы критерий мы ни выбрали) так же сомнительна, как определение сравнительной ценности биологических видов. В то же время оценочный анализ возможен там, где можно содержательно сформулировать "цель" данной К. Или определенной стадии ее развития. (Хотя история показывает, что "незрелые" или "наивные" формы К. Со временем могут оцениваться как привлекательная альтернатива или же раскрывать свои непонятые дотоле глубины.)Классификация культур предполагает выделение их 1) временной, исторической последовательности (это имеет смысл в тех случаях, когда прослеживается преемственность культур.

Напр. Античность - Средневековье - Новое время). 2) региональной обособленности, связанной, как правило, с географическими, этническими, политическими и языковыми разграничениями. 3) идеального содержания, т.е. Отделимого от этнического субстрата и передаваемого традицией комплекса норм, ценностей, идей, технологий, стилей (в чем состоит один из узких смыслов слова "К."). 4) иерархии качественных уровней (что зависит от вводимых критериев "совершенства"). 5) блоков сосуществующих культур (основания сосуществования могут быть самыми разными. Территориальная близость, религиозное единство, экономическая целесообразность, политический союз, имперская оболочка и т.д.). Классификация культур, по какому бы принципу она ни проводилась, позволяет выявлять фундаментальные механизмы их самоосуществления и взаимодействия, а также находить способы герменевтического объяснения их наследия.Романов В.Н.

Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. Антология исследований культуры. СПб., 1997. Пелипенко А.А., Яковенко Г.Г. Культура как система. М., 1998. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.А.Л. Доброхотов.

Значения в других словарях
Культура

(от лат. Cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. Употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистич..

Культура

КУЛЬТУРА (от лат. Cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а так..

Культура

КУЛЬТУРА (от латинского cultura - возделывание, воспитание>, образование>, развитие>, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие> "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура май..

Культура

Схватить культуру. Кар. Обратиться к культурным ценностям. СРГК 3, 57.. ..

Культура

Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров. Симона Вейль Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Фридрих Ницше Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать. Андре Мальро В культуре основанием служит вершина. Григорий Ландау Культура для многих первая п..

Культура

(лат. Cultura, от colere - заботиться, обрабатывать). 1) обработка почвы, возделывание, уход за растениями. 2) образование, просвещение, развитие, совершенствование духовной и материальной жизни народа.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) обработка, возделыванье, выращивание. 2) образование, развитие, просвещение, умственное и нравственное совершенствование. Улучшение быта.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употреблен..

Культура

• высокая культура. ..

Культура

См. Образование.... ..

Культура

(иноск.) - умственное и нравственное образование (намек на культуру, уход, возделывание земли - для добывания богатств земных)Культивировать (иноск.) - заботиться о преуспеянии чего-либо. ИзучатьСр. Культура - не такая вещь, что ее можно заказать тульскому мастеру, чтоб он ее смастерил в двое суток. Ее надо хранить, передавать.Боборыкин. Ходок. 2, 22.Ср. У таких господ (участвующих в зрелище травли животных) культура только на языке и во внешности. Внутри - и не очень далеко - сидит зверь.Д.В. Г..

Культура

Ж. Франц. Обработка и уход, возделывание, возделка. | образование, умственое и нравственое. Говорят даже культивировать, вм. Обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. В земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.. ..

Культура

1. Ж.1) а) Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений.б) Совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа.2) а) Уровень развития каждой из областей - интеллектуальной, общественной и производственной - жизни.б) Конкретные результаты такого развития.3) Совокупность памятников литературы, искусства, архитектуры и т.п., относящихся к одному времени, определенной территории.4) Сфера человеческой деятельности, свя..

Культура

-ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. Древних греков. 2. То же, что культурность (см. Культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. Растения или животного (спец.). К. Льна. К. Шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. Органической ткани. 5. Высокий уровень чего..

Культура

Культуры, ж. (латин. Cultura) (книжн.). 1. Только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. 2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. Эпоху, у какого-н. Народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура. 3. Только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру. 4. Только ед. Разве..

Культура

Латинское – cultura (возделываю, обрабатываю землю).. ..

Культура

1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.. ..

Культура

(лат. Cultura возделывание, воспитание, почитание). ..

Культура

Человек был вынужден приспособиться к условиям окружающей среды, чтобы выжить. Это приобретенное знание жизни, изменяемое и передаваемое из поколения в поколение, называется "культурой". С точки зрения социологии, этот термин охватывает весь образ жизни общества, и в этом смысле каждый, кто участвует в жизни общества, считается "культурным". Культура складывается из предметов деятельности, которыми пользуется все человечество. Эти предметы могут быть двух основных видов. Материальные и нематериа..

Культура

(Culture. Kultur) - у Юнга термин, используемый в качестве синонима общества, т. Е. Некоей дифференцированной и достаточно осознающей себя группы, принадлежащей к коллективному.С психологической точки зрения Юнг предполагал, что понятие культуры дополняет представление о группе, которая выработала свою собственную идентичность и самосознание наряду с ощущением смысла и целевой непрерывности бытия.. ..

Культура

(Culture. Kultur) — у Юнга термин, используемый в качестве синонима общества, т. Е. Некоей дифференцированной и достаточно осознающей себя группы, принадлежащей к коллективному. С психологической точки зрения Юнг предполагал, что понятие культуры дополняет представление о группе, которая выработала свою собственную идентичность и самосознание наряду с ощущением смысла и целевой непрерывности бытия.. ..

Культура

(от лат. Cultura. ..

Культура

КУЛЬТУРА Перевод возделывание (обработка почвы, посев, уход, уборка) того или иного вида с.-х. Раст. Пшеницы, хлопка, льна, картофеля и т. Д. (см. Агротехника). Часто слово К. Отождествляется с понятием сельскохозяйственное (культурное) растение.. ..

Культура

В археологии любая деятельность человека, оставившая материальные следы. Под археологической К. Понимают группу относительно одновременных памятников со сходным инвентарем и занимающих одну территорию.. ..

Культура

- слово латинского происхождения, означающее. Возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание. Культура - это то, что создано людьми в дополнение к природе.. ..

Культура

КУЛЬТУРА (лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм. Знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ..

Культура

- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. В более узком смысле - совокупность форм духовной жизни общества ( наука, литература, искусство, философия, нравственность и т.п.), возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа производства материальных благ. В классовом антагонистическом обществе господствующей является культура господствующего класса. Культура носит классовый характер, развиваетс..

Кули (Сooley) Чарлз Хортон

(1864-1929) - американский социолог и социальный философ. Основные труды. "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907), в 1918 - президент Американского социологического общества. Испытал влияние систем Конта и Спенсера, эволюционных идей Дарвина. Главным направлением научной деятельности К. Являлось теоретизирован..

Кули (Сooley) Чарльз Хортон

(] 864-1929) - амер. Социолог, один из основоположников направления символического и нтер а кц и о н и з м а и теории малых групп. Основным трудом К. Является кн. "Человеческая природа и социальный порядок" (1902). Отвергая натурализм предшественников, К. Не отбрасывает общемировоззренческие представления о единстве природной и социальной эволюции. Природу человека К. Понимает как единство определенного набора "бесформенных импульсов и способностей", передаваемых с помощью механизмов наследствен..

Культура И Природа

Одна из основных оппозиций философии, культурологии, социологии культуры. Оппозиция "К. - П." является предпосылкой подразделения всех наук на науки о культуре (К.) и науки о природе (П.), она лежит в основе определения предмета культурологии и предмета социологии К. Самым общим образом К. Может быть охарактеризована как все то, что создано руками и умом человека в процессе его исторической жизнедеятельности, соответственно, П. - это все существующее и не созданное человеком. К. Представляет соб..

Культура Политическая

Система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.В политической науке этот термин появился достаточно поздно, в 1950-е гг., благодаря работам амер. Политологов Г. Алмонда и С. Вербы. К.п. Выполняет в обществе целый ряд важных функций. Когнитивную (политические знания), эмоциональную (политические чувства), оценочную (политические..

Культура

(от лат. Cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. — сложное междисциплинарное общеметодологич. Понятие, характеристика к-рого, удовлетворяющая специалистов разл. Отраслей знания, чрезвычайно затруднительна. И по сей день не существует о..

Дополнительный поиск Культура Культура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Культура" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа