Корабль, кораблестроение
I. В отличие от финикийцев (см. Финикия) и от египтян, израильтяне не были мореходами. Иордан мало пригоден для судоходства, поэтому о речном флоте также вряд ли можно говорить. У исследователей нет сведений о том, как выглядели речные паромы (2Цар 19:18, в Синод. Пер. - "судно"). Правда, еще в ветхозаветные времена израильтяне плавали по Геннисаретскому озеру, хотя в Библии об этом ничего не говорится. Из НЗ известно о рыбачьих лодках (Лк 5:2. Ин 6:22 и след.), на к-рых были паруса и весла (ст. 19. Мк 6:48), якорь и руль. Под возглавием в Мк 4:38, вероятно, подразумевается подушка, на к-рой сидел рулевой. Серьезную опасность представляли внезапные сильные штормы на море (ст. 37. Ср. Мф 14:30). На мозаичной карте из Мадабы изображены рим.
К. На Соленом (Мертвом) море (см. Соленое море) и паромы на Иордане.II.Сами не будучи мореплавателями, израильтяне всегда поддерживали связи с народами, занимавшимися мореходством. Нил и Евфрат с древнейших времен использовались для судоходства, как и см. Средиземное море, на котором доминировали финикийцы, доставлявшие Соломону для строит-ва храма кедры и кипарисы из Ливана, сплавляя их плотами в Яфу (Яффу) (3Цар 5:9. 2Пар 2:16). Позднее они же доставляли строит. Лес для второго храма (Езд 3:7). Царь Соломон приказал построить флот (на сев. Залива Акаба (см. Елаф см. Ецион-Гавер см. Чермное море), к-рый мог бы совершать плавания в страну золота - см. Офир. Это предприятие было связано со строитвом храма (3Цар 9:26-28). Опытных мореходов для этих плаваний Соломону прислал дружески относившийся к нему царь Хирам из Тира.
Для одного такого плавания флоту Соломона требовалось три года (что означает, вероятно, один полный год и несколько месяцев из двух лет, примыкающих к нему). Эти К. Доставляли в Израиль золото, серебро, слоновую кость, обезьян, павлинов (3Цар 10:22. 2Пар 9:21). На рисунках, изображающих егип. Торг. К., к-рые при царице Хатшепсут (1504-1483 гг. До Р.Х.) совершали плавания в Пунт, видно, что в числе грузов находились и обезьяны. При попытке царя Иосафата повторить плавание в Офир его флот, по воле Бога, потерпел крушение (2Пар 20:36 и след.). См. Акко см. Кесария см. Яффа.III. Судоходство и, в частн., К. Нередко упоминаются в псалмах и притчах (Пс 47:8. 103:26. 106:23-32. Притч 23:34. 30:19. 31:14). Под легкими и быстрыми судами (ладьями) (Иов 9:26.
Ис 18:2) подразумеваются легкие нильские лодки из стеблей папируса. В Ис 33:21,23 упоминаются ассир. Воен. К., в Дан 11:40 также идет речь о воен. К. В Иез 27 встречается описание тирского торг. К. Из кипарисового дерева. К. Имел мачту из ствола кедра, скамьи из букового дерева, отдел. Слоновой костью, дубовые весла и узорчатые паруса (римляне также украшали паруса). К этому можно добавить навесы из ткани голубого и пурпурового цветов, защищавшие от солнца. К. Ходили в Испанию (см. Фарсис. Иона 1:3), оттуда они привозили серебро, железо, олово и свинец (Иер 10:9. Иез 27:12), а также, вдоль атлантического побережья, добирались до Британских о-вов.IV. Александрийский К., на к-ром Павел плыл от Мир Ликийских до Мальты, имел на борту груз зерна и 276 человек (Деян 27:37,38).
У Лукиана есть описание подобного К., перевозившего зерно из Александрии. При дл. 55 м и шир. 14 м такой К., по оценкам ученых, весил около 1250 т. К., на к-ром плыл Павел, был деревянным (корпус был построен из досок). Помимо прямого паруса на большой мачте, это судно имело еще и передний (малый) парус, а след., еще одну, меньшую по размерам, мачту в передней части. Управление К. Осуществлялось двумя рулями (руль упоминается и в Иак 3:4). Такое судно было оснащено, как минимум, четырьмя якорями (Деян 27:29 и след.). К К. Была привязана лодка, к-рую во время шторма поднимали на палубу. Направление и скорость движения зависели от ветра. В неизвед. Водах для измерения глубины применялся лот. В штормовых условиях К. Обвязывали, чтобы увеличить его прочность.
Для этого использовались канаты или цепи. Их протягивали под корпусом судна и закрепляли. Как правило, носовая часть К. Имела отличит. Знак. На К., с к-рым Павел отплывал с Мальты, это были Диоскуры - греч. Боги-близнецы Кастор и Полидевк (Деян 28:11).V. В древности люди плавали по Средиземному морю главным образом так, чтобы берег оставался в зоне видимости (см. Маршрут в Деян 20:13-15. 21:1-3). При этом мореходы использовали прибрежные течения, к-рые давали возможность двигаться вперед даже против ветра (Деян 27:4 и след. Здесь К. Помогало течение - воды текли с востока на запад вдоль юж. Побережья Малой Азии). Лавировать против ветра на К. Тех времен было невозможно. Время морских путешествий было ограничено летними месяцами, с началом осенних штормов и до весны К.
Оставались в гаванях (Деян 27:9-12. 28:11). Как дата, после к-рой в море можно было оставаться только вынужденно, в Деян 27:9 упоминается пост, т.е. День искупления (Йом-Кипур), отмечаемый 10 числа месяца тишри (сентябрь-октябрь).VI. Кормчий (Иез 27:27 и след. Иона 1:6 - в Синод. Пер. - "начальник корабля". Откр 18:17) руководил командой К. В Деян 27:11 делается различие между кормчим и начальником К. (судовладельцем). Корабельщики (3Цар 9:27. Иез 27:9,27,29. Иона 1:5. Деян 27:27,30. Откр 18:17), или гребцы (Иез 27:29), составляли команду К. В Иез 27:8 особо упомянуты гребцы-рабы. В Иона 1:3 говорится о плате за провоз, взимавшейся с пассажиров..
Дополнительный поиск Корабль, кораблестроение
На нашем сайте Вы найдете значение "Корабль, кораблестроение" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Корабль, кораблестроение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 24 символа