Оружие и орудия труда

114

I. ОРУЖИЕПо способу применения различают О. Для самозащиты (оборонительное) и О. Для поражения противника (наступательное). 1) а) Среди оборонит. О. Прежде всего следует назвать ЩИТ. В ранней древности его почти всегда делали из дерева и обтягивали плетеной кожей, причем кожу смазывали оливковым маслом, для придания эластичности (2Цар 1:21). Различались большие щиты (перенятые у сирийцев) для защиты всего тела (евр. Цинна) и небольшие круглые (евр. Маген), защищавшие голову и грудь. Большие щиты были, как правило, прямоугольными или - обычно у египтян - с закругл. Краями. В железный век в центре щита стали крепить металлич. Выпуклую накладку. Металлич. Щиты были очень тяжелыми, поэтому их применяли редко (3Цар 14:26 и след.).

В отдельных случаях упоминаются позолоч. Щиты для мужей, занимающих высокое положение (2Цар 8:7. 3Цар 10:16 и след.). Готовясь к бою, щит прикрепляли ремнями к левой руке, в походе его носили за плечами. См. Щит;б) защитой воину служила и БРОНЯ (евр. Сирйон. 2Пар 26:14 - в Синод. Пер. - "латы"). Первонач. Это была кожаная одежда, впоследствии на нее стали крепить металлич. Полоски или "чешую". В 1Цар 17:5 сказано, что вес брони Голиафа составлял 5 тыс. Сиклей (см. Меры длины, площади, объема и веса, II). В 3Цар 22:34 говорится, что Ахав был ранен стрелой, прошедшей между броней и предметом снаряжения, обознач. Евр. Словом дэвэх (в Синод. Пер. - "сквозь швы лат"). Возм., это было нечто вроде наплечников или плечевых ремней, но не латы в обычном значении этого слова.

Возм., стрела попала Ахаву в подмышечную впадину, когда он поднял руку. При описании такого рода металлич. Одеяния, защищавшего грудь и плечи, употребляется и слово, означающее "оружие" или "всеоружие" и подразумевающее полное облачение воина (ср. Иов 20:24. 39:21. Лк 11:22. Еф 6:11). Медные НАКОЛЕННИКИ упоминаются только в 1Цар 17:6, когда речь идет о Голиафе. Такие наколенники пришли из Греции, где они использовались как усовершенств. Кожаные гамаши, что видно из упомянутой ссылки. Очевидно, их использовали и филистимляне, но израильтяне к ним не прибегали. Эти металлич. Пластины пришнуровывались к ноге или держались на ней за счет их собств. Упругости;в) в Вавилонии и Ассирии, а через них в Сирии и Израиле, для защиты головы воина использовался ШЛЕМ, правда, не как постоянная принадлежность, а лишь в отдельных случаях (напр., у Саула 1Цар 17:38).

Впоследствии, видимо, это защитное одеяние получило большее распространение (ср. 2Пар 26:14). Но чаще шлем упоминается в ВЗ как экипировка воинов других народов (1Цар 17:5 - у Голиафа. Иер 46:4. Иез 23:24. 27:10). Первонач. Это был кожаный головной убор, впоследствии дополненный металлич. Вставками. Наряду с этим встречались цельнометаллич. Шлемы различной формы. Шлемы не были широко распространены, т.к. Мечи являлись не рубящим, а колющим О., и от их удара шлем не спасал. 2) среди ручного наступат. О. Следует отметить прежде всего меч и копье. а) КИНЖАЛ очень близок по форме к мечу, и оба эти предмета обозначаются одним евр. Словом хэрэв. Кинжал отличался от меча клинком - более коротким и узким, обоюдоострым или треугольной формы, имеющим желобки для стока крови.

Рукоятку кинжала, выполн. Из дерева или слоновой кости, сначала насаживали на конец клинка и закрепляли с помощью клепки, позднее конец клинка насквозь проталкивали через дерев. Или костяную рукоятку, а вышедшую часть загибали (петельная рукоятка). Археологами найдены искусно выполненные кинжалы, относящиеся к позднему периоду Царств. Рукоятку кинжала с двух сторон охватывали пластинки из дерева или слоновой кости. Оружие Аода (Суд 3:21 и след.) и Иоава (2Цар 20:8), очевидно, представляло собой кинжал, к-рый носили в кожаных ножнах у пояса, реже - на плечевом ремне;б) МЕЧ, колющее О. (см. 1Цар 31:4. Притч 12:18), как уже говорилось, похож на кинжал, в т.ч. И по способу крепления рукоятки, к-рая у филистимских мечей могла быть еще и обмотана лентой.

Клинок меча вначале был плоским, но уже в железном веке, как правило, имел ребро посередине и был обоюдоострым (Суд 3:16). Позднее, в ассир. Период, наряду с прямыми клинками появились и саблеподобные мечи со слегка изогнутым клинком. В Египте и Вавилонии изготавливали серповидные, или кривые, мечи, к-рые, правда, едва ли можно было применять в бою. Меч хранился в ножнах (1Цар 17:51. 2Цар 20:8), из к-рых его извлекали перед сражением (ср. Пс 36:14. 54:22. Мф 26:51). Меч носили на левом боку на поясе или на плечевом ремне. В) КОПЬЯ были двух видов. Метательные дротики (евр. Ханит или кидон) (Нав 8:18. 2Цар 1:6. Суд 5:8), дл. К-рых равнялась прим. 1,25 м, и копья, к-рыми наносили удары, не выпуская их из рук (евр. Ромах), их дл.

Ок. 1,8 м. В переводах не всегда видна разница между этими двумя видами копий. Копье имело дерев. Древко (1Цар 17:7. 2Цар 21:19, из кипарисового дерева). Древко расщеплялось или просверливалось с верхнего конца, туда вставлялся металлич. Наконечник в форме ланцета или треугольника, после чего для его закрепления древко обматывалось. Позднее наконечник стали снабжать петлей, имевшей отверстия и крепившейся к древку с помощью гвоздей. Кр. Того, существовали и наконечники для копий в форме втулки, к-рая насаживалась на древко. Наконечники в разное время делали из камня, бронзы или железа. Большое копье, используемое как колющее оружие, воин держал в руке (1Цар 17:7. 1Пар 12:9,25). На нижнем конце древка иногда находился железный хвостовик, позволяющий втыкать копье в землю.

Копье для метания, судя по рисункам, часто обматывали лентой по спирали, лента при метании разматывалась, придавая полету снаряда стабильность благодаря возникающему при этом вращению. В Мф 26:47, где говорится о кольях, речь, вероятно, идет о заостр. Палках и дубинках (см. Пасха, VI,2). Г) в качестве боевого О. Применялась и ПРАЩА (см. Праща), с помощью к-рой метали камни, а позднее - свинцовые шары. Другим видом стрелкового О. Был ЛУК, из к-рого стреляли СТРЕЛАМИ. Еще одним видом боевого оружия являлась БУЛАВА, в ранние периоды - дерев. Дубина с привяз. К одному из ее концов камнем, позднее - с утолщением из бронзы или свинца, и, наконец, полностью изготовл. Из железа, причем ее древко иногда обматывалось лентой или снабжалось кожаной петлей, чтобы О.

Удобнее было держать. С течением времени из О. Булава постепенно трасформировалась в см. Скипетр - символ власти. 3) обычное легкое вооружение воина состояло из пращи, лука и малого щита. Тяжеловооруж. Воины носили меч, колющее копье и большой щит. 4) большие БОЕВЫЕ МАШИНЫ - это прежде всего осадные орудия (см. Крепость, укрепление, III). Среди них следует назвать изобрет. Ассирийцами в начале IX в. ТАРАН, стенобитное орудие в виде бревна с металлич. Наконечником, вначале плоским, а позднее заостр., к-рым пробивали стены укреплений. Таран представлял собой передвижную станину, с боков обшитую кожаным плетением или кожей, верхняя надстройка служила боевой площадкой, на которой размещались воины и с к-рой можно было взобраться на крепостные стены.

Известны были и ШТУРМОВЫЕ ЛЕСТНИЦЫ, по к-рым воины взбирались на стены укреплений. В эллинистич. Период к стенам подкатывали по заранее сооруж. Насыпям передвижные многоэтажные ОСАДНЫЕ БАШНИ, верхний этаж к-рых был занят стрелками и КАТАПУЛЬТАМИ, так что оттуда можно было метать в осаждаемый город стрелы, а позднее и каменные ядра (ср. 2Пар 26:15). Самая высокая из таких башен достигала выс. 50 м и имела 20 этажей, она использовалась при осаде Тира Александром Македонским в 332 г. До Р.Х. Верхний этаж нередко был снабжен перекидным мостом, чтобы с башни можно было достичь стены. Эти сооружения могли передвигаться на валиках. Для защиты воинов, сооружавших насыпь, использовали передвижные ЗАЩИТНЫЕ НАВЕСЫ, т.наз. "черепахи".

В качестве важнейшей воен. "машины" следует назвать БОЕВУЮ КОЛЕСНИЦУ, к-рая с XV по VIII вв. До Р.Х. Господствовала на полях сражений по всей Передней Азии. (см. Колесница, повозка, II). 5) многие виды О. Упоминаются в Библии в метафорич. Значении. Так, говорится о вооружении Бога и Его народа, а также об О. Христиан. В Ис 59:17 и Еф 6:17 сказано о "шлеме спасения", в 1Фес 5:8 - о "шлеме надежды спасения". Говорится также и о щите как символе оберегающей силы Господа (Пс 17:3,31. 32:20). Щит может олицетворять истину (Пс 90:4). В Еф 6:16 вера упомянута как О. Христианина, к-рым он должен пользоваться. Меч является символом кары, даже истребит. Кары (Иер 25:29. Иез 21:14 и след. Зах 13:7). К мечу может быть приравнено и слово Божье, поскольку Бог Своим словом может разделять и судить (Евр 4:12).

Отсюда становится понятно, почему Господь говорит, что Он пришел принести не мир, но меч (Мф 10:34), и почему в Откр 2:16. 19:15 говорится о мече, исходящем из уст Сына Божьего. В Библии содержится обетование того, что, когда по воле Бога произойдет обновление мира, всякое насилие уступит место мирному труду и тогда оружие станет ненужным (Ис 2:4. Мих 4:3. Ср. Иоил 4:10). В Еф 6:11-17 Павел описывает жизнь и борьбу христиан, используя в качестве метафор предметы боевого облачения и вооружения рим. Легионера. См. Одевать, облекать (III).II. ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ И ОРУДИЯ ТРУДА1) из многочисл. Утвари, к-рой израильтяне пользовались в быту, прежде всего следует назвать глиняные СОСУДЫ. См. Кувшин, кружку (см. Кружка), миску, см. Горшок, бутыль, чашу (см.

Чаша), ложку. К этому следует добавить см. Светильники и мельницы для помола зерна (см. Мельница, молоть). 2) приспособления для ОХОТЫ и РЫБОЛОВСТВА см. Западня, силки см. Силки см. Сеть см. Рыба (III,4). 3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ (частично уже описанный в статье см. Земледелие, IV) - это ПЛУГ, МОЛОТИЛКА или МОЛОТИЛО, а также ЛОПАТЫ, к-рыми пользовались при провеивании обмолоч. Зерна. КОСА, известная в Египте, у израильтян почти не встречалась. Зерновые жали СЕРПОМ, к-рый до позднего бронзового века представлял собой изогнутый кусок дерева с укрепл. На нем заточ. Кусочками кремня. Позднее серп стали изготавливать из железа, его лезвие достигало в дл. Прим. 30 см (см. Иоил 4:13. Мк 4:29. Откр 14:14 и след.). ВИНОГРАДАРСКАЯ СЕРПЕТКА похожа на серп, но короче его, ее использовали для обрезания виноградных лоз (см.

Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино). 4) для заклания животных и разделки туш (Быт 22:6. Лев 8:20. 9:13)использовали НОЖ (евр. Маахэлэт), к-рый вначале делали из камня (см. Исх 4:25), а позднее - из металла. Нож для жертвоприношений в храме Соломона был позолоч. (см. 3Цар 7:50). При еде не пользовались ни ножами, ни вилками. Мясо заранее нарезали на куски, куски хлеба отламывали. Острыми ножами брились (Иез 5:1. См. Волосы), а также, согл. Иер 36:23, ими затачивали стебли тростника, к-рые использовали для письма. В Пс 51:4 коварный язык сравнивается с острым ножом;5) ВИЛЫ (евр. Мазлег) имели несколько разновидностей - вилы с двумя зубцами для ворошения сена, дерев. С несколькими зубцами для веяния зерна. В культовых целях использовались трезубые вилки, на них накалывали куски мяса во время варки при жертвоприношениях (Исх 27:3.

1Цар 2:13 и след. 1Пар 28:17). Вилки либо насаживались на рукоятку, либо изготавливались цельнометаллич. Длина зубцов у найденных экземпляров составляет прим. 20 см. 6) евр. Названия различных колющих и рубящих орудий не закреплялись за каким-то одним определ. Видом инструментов, и это не позволяет точно установить, о каком орудии идет речь. ТОПОР (Суд 9:48. Мф 3:10) - основное орудие труда для работы с деревом и камнем. Частично - но не у израильтян - топор применялся и как боевое О. (Иер 46:22). Для конструкции топора характерно расположение режущих краев лопасти парал. Рукоятке. Лезвие топора, как правило, дл. Ок. 15 см, может быть прямым или изогнутым. Лопасть, первонач. Каменную, а затем металлич., сначала вставляли в расщепл.

Конец дерев. Рукоятки и закрепляли лентой. Позднее верхнюю часть лопасти стали выковывать в виде двух хомутиков, которые закреплялись вокруг топорища. И наконец, появились топоры, у к-рых лопасть через спец. Отверстие вертикально насаживалась на топорище. Обоюдоострые топоры с лезвиями по обеим сторонам лопасти были редки. Боевые топоры для увеличения массы часто имели вокруг отверстия для насадки утяжел. Обух, иногда в форме пальцев. Во Втор 19:5. Суд 9:48. Ис 10:15. Иер 10:3. 46:22. Мф 3:10 топор (секира) - это орудие труда, служащее для обработки дерева, а в 1Цар 13:20 он упомянут в связи с обработкой земли. Родств. Топору орудие - ТОПОР-КИРКА, имеющий лезвия по обе стороны от отверстия для насадки, причем плоскость одного лезвия расположена парал.

Топорищу, а другого - перпендикулярно к нему, к тому же последнее несколько изогнуто. Этим орудием обрабатывали камень, разбивали каменные или кирпичные стены. Топоры-кирки делали из железа и бронзы, но чаще из железа. Вместо парал. Лезвия они иногда имели острый шип. В Синод. Пер. Такой топор назван бердышом (Пс 73:6). В евр. Языке для обозначения разных видов топора сущ. Слова. Кардом, гарзэн, маацад, кашшил. У родств. Топору МОТЫГИ лопасть располагалась поперечно рукоятке и крепилась к ней либо с помощью хомутиков, либо насаживалась на нее через отверстие для насадки. В рабочем состоянии лопасть мотыги отстоит от рукоятки под прямым углом. Мотыга используется для обработки почвы на пашне или на виноградниках (Ис 7:25, в Синод.

Пер. - "бороздник"). ЗАСТУП (1Цар 13:20 и след.) - это разновидность мо-тыги. Оба эти орудия иногда напоминали ЛОПАТУ (употребление к-рой упоминается только в описаниях богослужений, Исх 27:3 и др., в Синод. Пер. - "лопатка"). 7) см. Молот использовали ремесленники в работе с деревом и металлом. Встречались молотки, сдел. Из камня, металлов - бронзы или железа, - а также из дерева (колотушка у столяров). ЗУБИЛО делали из бронзы, позднее - из железа, оно могло быть с рукояткой или без нее и служило для обработки стыков на изделиях или проделывания отверстий в дереве, реже - для обработки камня. ПИЛА первонач. Cостояла из куска кремня с зубцами, причем ее полотно было относит. Коротким. Позднее пилы стали изготавливать из металла (см.

Ремесло, III). Известны были и ЩИПЦЫ (см. Ремесло, V). В строит-ве, как у плотников, так и у каменщиков находил применение ОТВЕС, металлич. Груз на шнуре. Были известны и ГВОЗДИ (см. Гвоздь) (Зах 10:4). Гвозди делали из бронзы и железа (см. 1Пар 22:3) и в отдельных редких случаях - из золота (2Пар 3:9). Найденные экземпляры гвоздей имеют дл. 6-20 см. Вбитый в стену гвоздь - это символ непоколебимой твердости (Ис 22:23-25). 8) для сверления отверстий в дереве применяли БУРАВ, который приводили во вращение с помощью шнура, ведомого вокруг металлич. Штифта. В работе с кожей для прокалывания отверстий применялось ШИЛО, изготовл. Из бронзы, железа, а в более ранние периоды - из кости (ср. Исх 21:6. Втор 15:17). Оно было похоже на ИГЛУ.

Иглы также делали из кости, бронзы и железа. Они были двух форм. а) одежная игла (булавка), к-рую позднее сменила фибула (застежка) (см. Украшение, II,10). Ее верхняя часть нередко была украшена драг. Камнем или полиров. Золотом. Б) швейная игла, как правило, изготовл. Из бронзы, дл. 9-16 см, на ее кованом конце просверливали ушко (Мф 19:24)..

Значения в других словарях
Оружейный дом

Оружейный дом, помещение, где хранилось оружие и воин. Доспехи (4Цар 20:13. Ис 39:2).. ..

Оруженосец

Воин, к-рого царь или военачальник выбирал в качестве личного сопровождающего. О. Был особо довер. Лицом своего господина, он отвечал за его оружие и облачение и во время боя должен был оставаться рядом с ним (Суд 9:54. 1Цар 14:6-14. 16:21. 31:4-6. 2Цар 23:37).. ..

Орфа

Орфа (евр. Орпа, "пышноволосая" или "строптивая" (?)), моавитянка, жена Хилеона и золовка Руфи. О. Осталась в Моаве, когда Руфь отправилась вместе со своей свекровью Ноеминью в Вифлеем (Руфь 1:4,14).. ..

Осада

Осада см. Крепость, укрепление.. ..

Дополнительный поиск Оружие и орудия труда Оружие и орудия труда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оружие и орудия труда" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оружие и орудия труда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 21 символа