Переход через пустыню

109

I. Область, через к-рую пролегал путь израильтян в Ханаан во время их исхода из Египта, включает Синайский полуо-в между Суэцким заливом и заливом Акаба, а также тер., лежащие сев. - до Средиземного моря и юж. Границы Палестины. На западе она ограничена Суэцким перешейком, на востоке - равниной Арава. Широкая песчаная прибрежная полоса тянется с севера на юг через Суэцкий перешеек, а затем, сужаясь, - вдоль побережья Красного моря. Эти песчаные пространства образуют пустыню Сур, или Ефам (Исх 15:22. Чис 33:8). К ним примыкает обширное, поднимающееся к югу, известняковое плоскогорье (600-750 м), окаймл. Горами, достигающими выс. До 1200 м (Джебель-эт-Тих). Во время зимних дождей вода с гор устремляется в Средиземное море по руслу Вади-эль-Ариша, "потока Египетского" (Чис 34:5).

Часть пустыни, располож. Вост. Потока Вади-эль-Ариш, - это пустыня Фаран (Чис 10:12), плоскогорье, переходящее на востоке в горную пустыню Син (Чис 20:1), к-рая, очевидно, составляла одну из частей пустыни Фаран. Юж. Джебель-эт-Тих, за невысокими горами, состоящими в основном из песчаника, выступ полуо-ва занимают горы, состоящие из гранитных пород. На Синае (см. Синай) (Исх 19:2) они образуют горную цепь Рас-эс-Сафсафех и достигают выс. Более 2200 м. Пустыня Син (Исх 16:1) предположит. Расп. У подножия Джебель-эт-Тих, в области сложенных из песчаных пород гор, сев.-зап. Синая (Деббет-эр-Рамлех). Вся эта область бедна водой. Здесь встречаются лишь редкие оазисы или источники, такие как Елим (предположит. Совр. Вади-Гхарандель.

Чис 33:9), источники у горы Синай (Втор 9:21) и у Кадеса. Но в руслах пересохших ручьев нередко можно обнаружить воду, если раскопать почву. Здесь, в отличие от возвышенностей, где нет никакой растительности, встречаются трава и ку-старники, к-рые после зимних дождей пышно разрастаются. По нек-рым признакам в библ. Времена растительность здесь была обильнее. В области пустыни Негев, в к-рой прошла большая часть странствования израильтян, археологи обнаружили ряд остатков поселений, относящихся к среднему бронзовому веку. Многие ученые полагают, что скудная земля пустыни не могла на продолжит. Время обеспечить достаточным количеством еды целый кочевой народ.II. ВРЕМЯ СТРАНСТВОВАНИЯ ИЗРАИЛЬТЯН И ПУТЬ ИХ СЛЕДОВАНИЯ.

Переход израильтян через пустыню начался с выхода из егип. Города Раамсеса в 15-й день 1-го месяца в год см. Исхода (15.I.1) и закончился ровно через 40 лет в Ханаане (15.I.41). В распоряжении ученых имеется последовательный рассказ об этих годах, записанный в книгах Исход, Числа и Книге Иисуса Навина. Так, в Чис 33 приведен перечень стоянок (предположит. Там названы важнейшие места пребывания ковчега завета). Кр. Того, в книге Второзаконие имеются ретроспективные упоминания и ссылки на различные события. Даже если сведения оказываются выборочными, то сохранившиеся названия местностей (см. Отдельные статьи) и даты позволяют исследователям составить общее представление о маршруте, по к-рому следовали израильтяне, проходя через пустыню.

Понятно, что при этом передвижения в начальные и конечные годы с их точно установл. Целями - Синай, Кадес и Иордан - можно проследить точнее, чем странствования в промежуточный период, когда старое поколение вымирало, а новое подрастало. Это позволяет поделить путь через пустыню на три этапа. В первом, в свою очередь, выделяется пребывание израильтян у горы Синай. 1) ОТ ЕГИПТА ДО ЮЖНОЙ ГРАНИЦЫ ХАНААНА. а) от Раамсеса до Синая. 15.I.1 израильтяне вышли из Раамсеса (Авариса), располож. В вост. Части дельты Нила (Исх 12:2,6,29,37. Чис 33:3. Втор 16:1), и направились на юг, к Сокхофу (Исх 12:37. Чис 33:5), вероятно, это совр. Телль-эль-Машута в Вади Тумилат. Местом след. Стоянки был Ефам на краю пустыни (ст. 6. Исх 13:20), в непосредств.

Близости от границы. Оттуда они повернули назад в Пи-Гахироф (егип. Пи-Кехерет), между Мигдолом и Чермным морем (см. Чермное море) (местонахождение Пи-Гахирофа и Мигдола не установлено) и расположились станом на берегу моря (Исх 14:2. Чис 33:7), т.е. На берегах озер на Суэцком перешейке, вероятно, юго-зап. Горьких озер. Здесь вмешат-во Господа открыло им переход через воды, и они пришли в пустыню Сур, или Ефам, по к-рой затем три дня шли в юж. Направлении (ст. 8. Исх 14:22. 15:22). След. Стоянками названы Мерра и Елим (ст. 23,27. Чис 33:8 и след.), располож. Уже на Синайском полуо-ве. Затем беглецы еще раз вышли к Чермному морю (ст. 10), в частн., к Суэцкому заливу, после чего двинулись в глубь страны и через месяц после исхода, 15.II.1, достигли пустыни Син (Исх 16:1.

Чис 33:11), где впервые Бог дал им манну небесную. Ученые полагают, что местом след. Стоянки в Дофке (ст. 12) был центр егип. Рудников (Серабит-эль-Хадим). Через Алуш (ст. 13) и Рефидим (ст. 14. Исх 17:1), возм., это совр. Вади-Рафаджид, народ на третий месяц пришел в пустыню Синай к горе Синай, или Хорив (Исх 19:1 и след. Втор 1:6). Здесь израильтяне оставались почти год. За это время произошло установление скинии (1.I.2), празднование Пасхи (14.I.2) и исчисление народа (1.II.2). Б) от Синая до Кадес-Варни. Выйдя из Синая 20.II.2 (Чис 10:11 и след.), израильтяне двинулись в направлении Кадес-Варни, что в пустыне Фаран (Чис 12:16. 13:26. Втор 1:19). Расстояние от Хорива до Кадеса, если идти через гору Сеир, составляло 11 дней пути, фактически же время перехода должно быть более продолжит., поскольку события на лагерных стоянках в Тавере (Чис 11:1-3), в Киброт-Гаттаве (ст.

31-34. 33:16) и Асирофе (Чис 11:35. 33:17) требовали более длит. Срока. Время созревания первого винограда, к-рое падает на те 40 дней, когда израил. Разведчики определяли, каковы условия жизни в Ханаане, приходится на конец 4-го месяца (Чис 13:20,25). После того как израильтяне проявили непослушание и потерпели поражение от хананеев (Чис 14:2,25. Втор 1:26 и след.,44), они еще нек-рое время оставались в Кадесе (ст. 46). В Чис 33:18, в том месте текста, где можно было бы ожидать первого упоминания о Кадесе, названа Рифма. Возм., здесь говорится о месте нахождения ковчега завета в Вади-Абу-Ретемат, располож. Зап. Кадеса, в то время как народ остановился станом в Кадесе. 2) 38 ЛЕТ СТРАНСТВОВАНИЯ В ПУСТЫНЕ. О дальнейшем, самом длинном отрезке пути израильтян по пустыне сообщают лишь немногие свидет-ва.

Израильтяне, отправившись из Кадеса к Чермному морю (Чис 14:25), долгое время огибали гору Сеир (Втор 2:1). В перечислении мест стоянок в Чис 33:19-35 упомянуты лишь названия местностей, к.-л. Другие сведения отсутствуют. Можно предположить, что пребывание на каждой из указ. Стоянок было длительным, причем, возм., ковчег завета и часть народа при нем находились в одном месте, в то время как израильские колена со своими стадами рассредоточивались по ближним и дальним пастбищам. 3) ОТ КАДЕСА ДО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ИОРДАН. С приходом в Кадес в первый месяц 40-го года (Чис 20:1. 33:36) начинается последний отрезок странствования израильтян по пустыне. Следуя за послами, направленными к эдомскому царю (Чис 20:14-21), израильтяне продвинулись к горе Ор на границе с Эдомом (ст.

22 и след. 33:37), где 1.V.40 умер Аарон (Чис 20:27 и след. 33:38). После сражения с хананейским царем Арада (Чис 21:1-3. 33:40) народ Израиля направился на юг, в Араву (Чис 21:4. Ср. Втор 2:8), а затем через Салмон, Пунон и Овоф (Чис 33:41-43. 21:10) - в Ийм-Аварим, лежащий вост. Моава (Чис 21:11. 33:44,45). Выйдя оттуда, евреи через 38 лет после своего первого пребывания в Кадесе пересекли долину см. Заред (Чис 21:12. Втор 2:13 и след.), а затем Арнон между Моавом и Аммоном (Чис 21:13. Втор 2:18 и след. 24). Через Дивон-Гад, Беэр (Чис 21:16,18), Матанну (ст. 18), Кедемоф (Втор 2:26), Нагалиил, Вамоф (Чис 21:19) и горы Аваримские у Нево (Чис 33:47) израильтяне достигли Иордана в районе Иерихона. В пустыне у города Иаацы они одержали победу над аморрейским царем Сигоном (Чис 21:23.

Втор 2:32), а при городе Едреи в Васане - над царем Огом (Чис 21:33. Втор 3:1). Но так далеко на север, по-видимому, выдвигалось только войско. Стан израильтян на равнинах Моава располагался в долине недалеко от Беф-Пеора - от Беф-Иешимофа до Аве-Ситтима (Чис 22:1. 25:1. 33:48 и след. Втор 3:29). Здесь было проведено второе исчисление народа (Чис 26). После того как преемником Моисея был назначен Иисус Навин (Чис 27:18-23), а земли на вост. Берегу Иордана были разделены (Чис 32), Моисей произнес свою прощальную речь. Это событие датировано 1.XI.40 (Втор 1:3,4). После смерти Моисея народ под предводит-вом Иисуса Навина, перейдя 10.I.41 через Иордан (Нав 4:19), 14.I.41 праздновал Пасху в Галгале (Нав 5:10). На след. День израильтяне стали питаться хлебом Ханаана, и манна небесная перестала падать с неба (ст.

11). На этом переход через пустыню был завершен. III. Во время перехода через пустыню израильтяне впервые в своей истории стали сплоч. И самостоятельным народом, причем это произошло в земле, к-рая по своим природным условиям не могла прокормить огромную массу людей. Библия вновь и вновь сообщает о вмешат-ве Господа, Который снабжал Свой народ водой и пищей (манной, перепелами). Период пребывания народа в пустыне был временем воспитания и духовного созревания, когда израильтяне должны были привыкнуть к жизни в полной зависимости от Бога, в послушании Ему, приучиться выполнять Его установления. Только после этого они получили во владение землю Хананскую, где в изобилии имелись все блага для удовлетворения жизн.

Потребностей (Втор 8). Большинство израильтян, однако, с трудом научились подлинному общению с Богом и недолго придерживались этой практики - во время странствования по пустыне они проявляли неблагодарность, непослушание и часто отпадали от Бога (Неем 9:9-26). Несмотря на это, время странствования по пустыне было временем такого тесного и глубокого общения Господа с Его народом, которого впоследствии никогда больше не было (Иер 2:2 и след. Ос 2:16 и след.)..

Значения в других словарях
Перепись населения

Перепись населения см. Оценка, оценивать.. ..

Переправа

Переправа см. Брод, переправа.. ..

Персида

Персида (предположит. "персиянка"), христианка из Рима, к-рую Павел приветствует в одном из своих посланий (Рим 16:12).. ..

Перст

Перст см. Меры длины, площади, объема и веса (I,1).. ..

Дополнительный поиск Переход через пустыню Переход через пустыню

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Переход через пустыню" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Переход через пустыню, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 21 символа