Плач, оплакивать

107

Плач, оплакивать (стенания, вопль, жалоба, сетование). Стенания, П. И жалобы служат выражением физич. Или душевных страданий (Иов 9:27. 30:31), безысходного горя и печали (Исх 6:5), а также скорби от содеянных грехов (Иоил 2:12). Вопль верующих обращен к Богу (Пс 63:2. 101:1), Который способен превратить сетование в ликование (Пс 29:12). Однако Бог может запретить пророку сетовать на бедствия, постигшие непокорный народ, равно как и заступаться за него (Иер 7:16). I. Почти у всех вост. Народов существовали более или менее устоявшиеся формы ПЛАЧА ПО УМЕРШЕМУ, общественного траура, к-рый мог продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. Иосиф семь дней оплакивал Иакова, а до него в течение 70 дней это делали египтяне (Быт 50:3,10 и след.).

По 30 дней израильтяне скорбели по Аарону и Моисею (Чис 20:29. Втор 34:8). Как правило, в тех случаях, когда умирал близкий человек, его родственники нанимали плакальщиков, чаще плакальщиц (Еккл 12:5. Иер 9:17 и след. Мк 5:38. Ср. Мф 9:23. Лк 8:52), чтобы те оплакали умершего. На этот период люди надевали траурные одежды, снимали обувь и украшения, катались в пепле (см. Пепел), посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины. Однако у израильтян определ. Языч. Формы этих знаков траура были запрещены (Лев 19:27 и след. Втор 14:1. См. Плешивый (лысый). Вместе со скорбящими плакальщики преломляли в печали хлеб и подавали им чашу утешения (Иер 16:6 и след. Иез 24:16 и след. 27:30-32).

Собственно оплакивание покойника выражалось разными средствами. От громких воплей, горестных причитаний, восклицаний типа. "Увы, брат. Увы, государь!" (3Цар 13:30. Иер 22:18. 34:5), до законченных по форме поэтич. Произведений, подобных тем, к-рые мы находим у Давида (4Цар 1:17-27. 3:33 и след.). Этот П. Был написан стихотворным размером, называемым "хромающим стихом" (кина). Упоминается в Библии и несохранившаяся "плачевная песнь" Иеремии о царе Иосии, при этом говорится о существовании собрания подобных "плачевных песней" (2Пар 35:25). Особенно скорбным бывал П. По единств. Сыну или первенцу (Иер 6:26. Зах 12:10). Считалось большим несчастьем, если умерший оставался неоплаканным, т.е. Не был похоронен по всем правилам (Иер 16:4.

25:33). Из притчи Иисуса можно заключить, что дети в Палестине играли в похороны и в оплакивание покойного (Мф 11:17). Пророки использовали стихотворную форму П. По умершему в своих проповедях для предсказания грядущего суда над теми, кто в тот момент был еще жив (Иез 19. 26:17 и след. 27:2 и след. 32:2-16. Ам 5:1,16 и след. Ср. В НЗ Откр 18:9-19). Пр. Исаия развивает эту традицию. В Ис 53 в форму П. Облечено новое содержание. Предвещается уже не смерть, а жизнь, происходящая из смерти. Ранее Бог установил границы выражения скорби. Божьему народу были запрещены нек-рые знаки траура. Священники могли нарушить культовую чистоту только в случае смерти самых близких родственников (Лев 21:1-6). Первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикосновение к умершему (ст.

10 и след.). То же относилось и к посвященным Богу (Чис 6:6-8. См. Назорей). Когда у пр. Иезекииля умерла жена, всякое внешнее проявление скорби было ему запрещено (Иез 24:16 и след.). Иисус изгнал плакальщиц из дома Иаира (Лк 8:54). Когда на пути к кресту иерусалимские женщины стали оплакивать Иисуса, Он сказал им, чтобы они лучше плакали о себе и своих детях (Лк 23:27 и след. Ср. Иер 9:17 и след.). Стефана после его смерти оплакали "мужи благоговейные", об участии же церкви в этом ничего не говорится (Деян 8:2). Об оплакивании умерших говорил и Павел (1Фес 4:13-18). Надежда на воскресение победила погребальный П. Именно этим определялось в первые столетия существования Церкви отношение христиан к смерти. Один из церк. Писателей II столетия говорил.

Если кто-то праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое (Аристид "Апология"). Когда позднее к христианам вновь стали проникать связанные с трауром языч. Обычаи, то запрет на услуги плакальщиков уже сопровождается угрозой отлучения от Церкви, поскольку П. По умершему и траур несовместимы с надеждой на воскресение и ставят под сомнение веру христиан (Иоанн Златоуст, конец IV в. По Р.Х.). II. ЖАЛОБА в правоведении - это обвинение одним лицом другого перед судом (см. Право, правосудие). Жалобы членов церкви друг на друга, их споры между собой должны улаживаться внутри церкви (1Кор 6:1-8). (см. Суд см. Судить.) Сатана, противник верующих (1Пет 5:8), является их обвинителем перед Богом (Иов 1:9 и след.

2:4 и след. Зах 3:1. Откр 12:10). См. Дьявол..

Значения в других словарях
Плач Египтян

Плач Египтян, место, где израильтяне скорбели по Иакову, см. Горен-Гаатад (Быт 50:11).. ..

Плач Иеремии, книга

Плач Иеремии, книга см. Книга Плач Иеремии.. ..

Плевать

Плевать на человека означает выражать глубочайшее презрение к нему (Чис 12:14. Мф 26:67. 27:30). По поводу Втор 25:9 см. Брак.. ..

Плевелы

Плевелы (полова) см. Земледелие (IV).. ..

Дополнительный поиск Плач, оплакивать Плач, оплакивать

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Плач, оплакивать" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плач, оплакивать, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 16 символа