Прощение, простить

98

I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 1) в евр. Языке существует множество слов и понятий, выражающих идею П. Там, где в Синод, пер. Употребляются слова "простить" и "прощение", основное значение соотв. Евр. Слов нередко бывает другим, напр. "устранить", "убрать" (Пс 24:18), "извинить" (4Цар 24:4. Неем 9:17) и "извинение" (Пс 129:4. Дан 9:9), "укрыть", "покрыть" или "стереть" (Пс 77:38. Ис 22:14. Иез 16:63), а в нек-рых случаях "примирить" (см. Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление) (1,1). "Переступить", "пройти мимо", "пропустить мимо" - таково значение евр. Слова, употребл. В Мих 7:18. 2 Цар 24:10. Иов 7:21. Понятие П. Передается в Синод, пер. И др. Словами. "отпускать" (Пс 31:1), "не вменять" (Пс 31:2), "не поминать" (Ис 43:25), "изгладить' 43:25.

44:22), "омыть'. "очистить" (Пс 50:4);2) НЗ передает понятие "прощение", "прощать" греч. Глаголом афиэми и сущ. Афесис и харидзомай. При этом последнее слово в данном значении встречается только у Павла, а первое - в других новозаветных посланиях. В остальных случаях глагол афиэми означает "отсылать", "отпускать" (Мф 13:36), "оставлять", "покидать" (Мк 13:34. Рим 1:27. Откр 2:4), а также "допускать" (Мф 3:15), "развязывать"(Ин 11:44), испускать" (Мф 27:50). Кр. Того, это слово является юридич. Термином, означающим "освободить кого-либо от правовых обязательств" (ср. Мф 18:27,32. 1 Кор 7:11 и след.). Исходя из этого слово афи-эми еще в Септуагинте, а затем и в НЗ употреблялось для обозначения понятия "прощать" (Мф 6:12.

Мк 2:7,10. 1 Ин 2:12). Очень редко употреблявшееся, помимо Библии, слово афесис встречается в Лк 4:18 (в Синод, пер. - "освобождение" и "свобода"). Мк 1:4. Мф 26:28 (в Синод, пер. - "оставление"). Харидзомаи означает прежде всего "услужить кому-либо", "подарить что-то" (Лк 7:21;Деян 27:24. Рим 8:32), а также "выдать (человека)" (Деян 25:11,16). То, что Павел постоянно употребляет это слово в значении "прощать" - как в отношении Бога, так и в отношении людей (Еф 4:32. Кол 3:13),-очевидно, связано с тем, что глагол харидзомай имеет общий корень с сущ. Жарке, "милость". Т.о., уже само это слово призвано указывать на то, что П. Совершается исключит, по милости Бога (см. Милость, благодать). II. СУЩНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ. 1) П. У израильтян означало продление срока уплаты долга (см.

Субботний год). К полному П. Долгов беднякам призывал Неемия во время восстановления стен Иерусалима (Неем 5:9-12). Вопрос о П. Возникает, когда человек, совершив проступок в отношении другого человека или нарушив Божью заповедь, страдает от последствий своих неверных действий и стремится к освобождению от этой вины. "Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне" (Пс 37:5). Это бремя может быть столь тяжким, что человек уже не может поверить, что получит П. Ибо см. Вина человека необратима. Во-первых, никакой греховный, сопряж. С виной поступок нельзя обратить вспять, он навсегда входит в нашу жизнь, сопровождая человека и в вечности (ср. Откр 14:13), вплоть до последнего Суда (ср. Мф 16:27.

Рим 2:6 и след. 1 Пет 1:17. Откр 20:12). Из-за своих грехов человек оказывается Божьим противником. "Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх 20:5,6). Бог милосерден, но Его милосердием не смягчается и не отменяется Его неприятие греха. Об это неприятие разбились оба царства израильтян. Израильское (4Цар 17:7-23) и Иудейское (4Цар 24:20), ибо Господь не желал более прощать их грехи (ст. 3,4);2) именно потому, что вина греха столь тяжела и ее нельзя ни отменить, ни устранить ничем, кроме П., оно не должно и не может быть одностор. Действием. П. Возможно только как отношение между двумя личностями.

Тот, перед кем человек провинился, прощает, т.е. Объявляет через свободное и милостивое волеизъявление, что он со своей стороны не считает более соверш. Проступок бременем, отягощающим взаимоотношения. Благодаря этому шагу тот, кто находился в плену своей вины, освобождается от нее - не в такой степени, чтобы она была обращена вспять и все ее последствия были устранены, но все же настолько, чтобы отношения между этими двумя личностями могли начаться заново и чтобы вторая сторона, получив П. Своей вины, обрела возможность новой жизни, особенно в том случае, если прощающей стороной является Бог. Эту возможность, к-рую ему предоставляет Бог, человек должен использовать в полной мере (Пс 129:4. Ср. Пс 50). Такова цель долготерпения (Неем 9:17.

Ис 55:6,7) и суда Божьего (2Пар 7:13-14. Иер 36:3). В конечном счете Бог простит весь Свой народ (Ис 33:24. Иер 31:34. 50:20. Ср. Иез 16:63);3) в ВЗ Бог в значит, степени связал Свое П. С совершаемым через священника см. Очищением (III,2) (Лев 5:10,16,18), как сказано в Евр 9:22. "Без пролития крови не бывает прощения". Из этого следует, что П., к-рое Бог дарует из милосердия и любви, нисколько не умаляет Его святости и праведности;4) вся глубина и тайна П., являющегося безвозмездным даром Божьим, открывается в НЗ. Бог не может не замечать греха, а должен реально лишить его силы и устранить. Жизнью и смертью Сына Божьего Иисуса Христа совершается окончат. См. Очищение (III,4), основа всякого, в т.ч. И ветхозаветного прощения (см.

Жертва, IV). Он - наш ходатай перед Отцом (1 Ин 2:1), ходатайствующий за нас пред Богом (Евр 7:25. Рим 8:34). Если Иоанн Креститель возвещал близость наступления Царства Божьего (Мф 3:2) и проповедовал крещение покаяния для П. Грехов (ст. 11. Мк 1:4), то с Иисусом это Царство реально явилось к людям (Мф 12:28). Поскольку Иисус пришел, чтобы "отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10:45), 0н облечен властью прощать грехи (Мк 2:5,10. Лк 7:48), однако Его противники, фарисеи, еще полностью находившиеся в плену ветхозаветных установлений, не признавали Его полномочий на это П. (Мк 2:6,7). Кровь Иисуса - кровь "нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф 26:28). Во Христе "мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф 1:7.

1 Ин 2:12). Поэтому Он свободно общается с мытарями и грешниками (Мф 9:9-13. Ср. 21:28-32) и приглашает всех их к Отцу (ср. Лк 14:23,24). Он просит у Своего Отца о П. Даже для тех, кто распинал Его (Лк 23:34), и со Своего креста дарует прощение иудеям (Деян 13:38) и язычникам (Деян 10:43;2б:17,18),неся им спасение (ср. Пс 32:1,2), мир и радость (Деян 8:39);5) принес. Иисусом П. Грехов теперь через благовествование Его посланников, к-рые до этого сами получили П. (ср. Ин 21:15-17. 1 Тим 1:12-16), должно передаваться далее (Лк 24:47), и не просто как весть, но и как реальная сила. "Кому простите грехи, тому простятся. На ком оставите, на том останутся" (Ин 20:23. Ср. Иак 5:14-16 и см. Ключ, затворять, II,4). Но эта власть никоим образом не означает полной свободы учеников прощать или не прощать кому-то грехи, она может быть использована только под непосред.

Руководством Св. Духа.III. НЕОБРАТИМОСТЬ ПРОЩЕНИЯ:1) Бог напоминает каждому человеку об обязанности прощать своих должников (Мф 6:12,14. Мк 11:25. Лк 6:37. 11:4. Еф 4:32. Кол 3:13), а также строго предостерегает от непримиримости. "А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф 6:15). Даже если брат ваш семь раз в день согрешает против вас и просит простить его, ему нельзя отказать в этом (Лк 17:3,4). Выражение "семь раз" в данном случае говорит лишь о том, что прощать можно неоднокр., и ни в коей мере не обозначает количеств, предел для П. (Мф 18:21,22). Притча о лукавом рабе показывает, как отсутствие снисхождения к просьбе другого препятствует П. Собств. Грехов (ст. 32-35).

Это еще раз (см. Выше, II,1) убеждает нас в том, что вина представляет собой нечто необратимое и что ее последствия остаются и после получения П. Раб не принял даров, ему новых отношений с господином, т.к. Сам был немилосерден, и потому его вина была восстановлена в полном размере, он вновь оказался в плену у нее. 2) дар П. Обязывает человека быть послушным Господу, вот почему были тщетны неискренние и своекорыстные просьбы о П., с к-рыми обращались к Богу фараон (Исх 10:16-20) и Саул (1Цар 15:24-26). Не может быть прощено и хуление Св. Духа (Мк 3:28-30. См. Хула, злословие, злоречие, III,4). Послание к Евреям предупреждает о невозможности обновления покаянием людей, отпадших от Господа (Евр 6:4-6. 10:26,27. 12:15-17).

Насколько строго Бог придерживается этих принципов, показывает слово, сказанное Господом Своему народу при заключении завета. "Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его. Не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего. Ибо имя Мое в Нем" (Исх 23:20,21). Народ Израиля сам навлек на себя суд своим непослушанием - в пустыне, в земле обетованной - вплоть до пленения - и, наконец, своим отказом принять Христа. Поэтому Павел предостерегает на примере истории своего народа. "Итак видишь благость и строгость Божью. Строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей. Иначе и ты будешь отсечен" (Рим 11:22).

А это означает, что верующие должны ежедневно и вовеки жить только милосердным прощением Божьим..

Значения в других словарях
Прохор

(греч. "предводитель хоровода", "руководитель хора"), один из семи служителей церкви в Иерусалиме (см. Служитель) (Деян 6:5).. ..

Прощание

См. Приветствие, приветствовать.. ..

Пряжка, застежка

См. Украшение.. ..

Прялка

(евр. Кишор. Притч 31:19),см. Веретено см. Ремесло (II).. ..

Дополнительный поиск Прощение, простить Прощение, простить

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прощение, простить" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прощение, простить, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 18 символа