Служение, служба, служить

120

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯВ ВЗ и НЗ встречается целый ряд слов, близких по значению, но раскрывающих различные аспекты С. 1) в ВЗ наиб. Часто встречаются евр. Глаголы шерет и авад. Оба слова могут употребляться как в разговорной речи, так и в религ. Терминологии. Шерет - это "почетная служба", на к-рую призывают или к-рую выбирают добровольно. Так, Потифар поставил надзирателем в своем доме Иосифа, к-рый ему лично прислуживал (Быт 39:4). Иисус Навин был служителем у Моисея (Исх 24:13. 33:11. Чис 11:28). Слово шерет употребляется в тех случаях, когда говорится о С. Священников (Исх 28:35,43. 3Цар 8:11. Иез 44:17). Левиты служат первосвященнику Аарону (Чис 3:6), священникам (Чис 18:2), при скинии и всему обществу (Чис 16:9). Елисей устроил для своей семьи праздничную трапезу и затем последовал за пр.

Илиею, чтобы служить ему (3Цар 19:21). Такое С. Считалось почетной привилегией. Слово авад означает "работать", "выполнять определенную работу", "нести рабскую службу". Оно употребляется как в отношении деяний Бога (Ис 28:21), так и к человеч. Труду (Исх 20:9 и парал.). Иаков служил Лавану за Рахиль два раза по семь лет (Быт 29:18 и след.). Из любви к своему хозяину раб мог отказаться от свободы и служить ему всю жизнь (Исх 21:5 и след.). Израил. Народ служил различным правителям во времена судей (Суд 9:28), языч. Божествам (4Цар 10:18), иноземным царям (Иер 25:11). Слово авад почти всегда означает службу по принуждению, делающую человека несвободным. Исполняя ее, человек не вправе распоряжаться собой. Такой служитель в большинстве случаев - раб.

Слово эвед - "раб", "служитель" - в Ис 53 означает страждущего Раба Божьего. Иногда, когда речь идет о поклонении языч. Богам, употребляется слово цамад (в Синод. Пер. - "прилепляться к" - Чис 25:3,5. Пс 105:28). Словосочетания "предстать перед к.-л." и "быть при к.-л." также могут означать С. (Быт 41:46. Втор 1:38 и т.д.). 2) в НЗ встречаются шесть понятий и родств. Им выражений, наполненных единым богословским содержанием, к-рые характеризуют жизнь христианина как "служение Богу". а) глагол дулеуейн встречается в тексте 25 раз, а схожий с ним по значению глагол дулун - восемь раз. Эти слова обозначают подневольный труд раба, подчиняющегося воле господина (Мф 6:24. Лк 15:29. Деян 20:19. Кол 3:24). Б) слово диаконейн первонач.

Означало "прислуживать за столом", "обеспечивать всем необходимым" (Лк 10:40. 12:37. Ин 12:2. Деян 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в НЗ слово диаконейн употребляется по отношению к спасит. Миссии Иисуса Христа (Мк 10:45 и парал.), к С. Апостолов (2Кор 3:3. Ср. 6:3), обретая тем самым свое главное значение. "христианское служение" (1Пет 4:10). Иисус Христос наполнил С. Новым смыслом. Глагол диаконейн (см. Мф 4:11) встречается в НЗ 37 раз, понятие "служение" - 34 раза (Лк 10:40. Деян 1:25. 6:4. 2Кор 4:1 и др.), слово "слуга" - 29 раз (Мф 20:26. 23:11. Ин 12:26. Флп 1:1 - в Синод. Пер. - "рабы", и т.д.). В) глагол латреуейн (см. Деян 24:14), как правило, употребляется в текстах, где говорится об отправлении культа.

Но в НЗ значение этого глагола шире. Оно позволяет охарактеризовать жизнь христиан как непрерывное С. Богу (в таком смысле этот глагол употреблен в Септуагинте. Втор 10:12). При этом подчеркивается, что Бог владеет не только той частью жизни человека, которая посвящена богослужению, но Ему принадлежит вся жизнь человека (Рим 12:1 и след.). Глагол латреуейн встречается в НЗ 21 раз, сущ. Латрейа (ср. Ин 16:2) - 5 раз. Г) близок по значению к слову латреуейн глагол лейтургейн, означающий в НЗ священнич. С. Этот глагол встречается только в Деян 13:2. Рим 15:27 и Евр 10:11. Производное сущ., переведенное как "служба" (см. Лк 1:23), встречается в НЗ шесть раз, слово "служитель", лейтургос, - пять раз. Оно означает призвание на С.

И облечение соотв. Полномочиями. В Рим 15:27 оно употребляется в обыденном значении - "повседневная работа". Д) слово гиерургейн, "совершать священнодействие", встречается только в Рим 15:16. Павел понимает свое С. Благовестия как священнич. Этот фрагмент позволяет увидеть, насколько близки по значению слова, обозначающие С. (Рим 15:16,25, 27 - гиерургейн, диаконейн и лейтургейн). Е) слово гюперетейн встречается только в Деян 13:36. 20:34. 24:23, в то время как производное от него сущ. Гюперетес, "слуга" (см. Мф 5:25), употреблено 20 раз. В древнегреч. Языке словом гюперетес первонач. Называли галерного раба, прикованного цепями к ножным упорам судна. Возм., гюперетес в НЗ служит специальным обозначением людей, знавших предание об Иисусе Христе и проповедовавших его новообращенным.

Именно в этой связи упоминаются гюперетай . Ту логу, "служители слова", в прологе Ев. От Луки. Как гюперетес Павла и Варнавы упоминается Марк (Деян 12:25. 13:5), к-рый первым в полном объеме записал рассказы о Христе (см. Евангелие, благовествование). С учетом того, что Марк повествовал о жизни Иисуса, становится понятно, почему его уход от апостолов столь сильно отразился на их С. II. РАБСКИЙ, ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБАСлова "служить", "раб", "слуга" и др. Отражают отношения раба и господина (Исх 21:2. Мф 20:26 и след. Лк 17:8), покоренных народов и иноземных завоевателей (Суд 3:8), порабощенных и поработителей (Быт 15:13. Исх 1:11). При этом раб мог пользоваться особым доверием своих хозяев (Быт 39:14).

Словом "служащие" названы придворные и вельможи, даже цар. Родственники (2Пар 22:8. Есф 1:10). (см. Раб, рабыня, раба). В НЗ рабское С. Символизирует рабскую зависимость от греха (Ин 8:34 и т.д.). В освобождении от этого С. Греху заключен смысл НЗ, спасения, достигаемого через Иисуса Христа (Иез 36:26 и след. Ин 8:36. Рим 6:6,19. 8:21). В НЗ упоминается служитель в синагоге, подающий и принимающий от чтеца свитки с текстом Писания (Лк 4:20). Служителями первосвященников (Ин 18:3. Деян 5:22) были левиты.III. БОЖЬЕ СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМЭто С. Лежит в основе всех Божьих деяний. Иисус "пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф 20:28). Бог послал Своего Сына на С. Людям и отправляет Своих посланников и ангелов на С.

Тем, кто живет на земле и "имеет наследовать спасение" (Евр 1:14).IV. СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА БОГУВ ВЗ для служения Богу (см. Богослужение) были избраны левиты (Втор 18:5). Прообразом искупит. Жертвы Христа явились жертвопри-ношения животных (Нав 22:27). Человек должен был выбрать между С. Богу и идолопоклонством (Нав 24:14 и след.,18,31). Израильтянам запрещалось поклоняться божествам, почитаемым другими народами (Исх 20:5. 23:24,33). Тот, кто не устремлял все свои помыслы к единому Богу, с неизбежностью становился служителем ничтожных, бренных идолов. Даже выход за пределы земли обетованной, из области Божьего владычества, в царство идолов рассматривается как С. "чужим богам" (1Цар 26:19). В НЗ С. Богу противопоставляется идолопоклонству.

Человеку необходимо освободиться от "мертвых дел", от "служения маммоне", т.е. От обожествления материальных, земных ценностей и человеч. Духа. Следует служить только "Богу живому и истинному" (1Фес 1:9. Евр 9:14). Лишь обратившись к живому Богу, постоянно взирая на Иисуса Христа, можно найти спасение от власти идолов (Флп 4:13). И, напротив, отрицая власть живого Бога (Пс 2:3. Лк 19:14), человек лишается своей личностной сути, утрачивает верную ориентацию в жизни, подчиняется кумирам. "Никто не может служить двум господам" (Мф 6:24), "да постыдятся все, служащие истуканам" (Пс 96:7). С. Богу - одна из форм общения с живым Богом. Служить Ему - значит не хлопотливо прислуживать (Лк 10:40), но внимать Ему и переживать Его присутствие.

Служить Богу - значит сослужить ангелам (Дан 7:10. Евр 1:14). Богослужение в общине заключается в наставлении, в молитве и прославлении Бога. По словам Павла, "разумное служение" совершается тогда, когда мы не только обращаем к Богу наши слова и мысли, но и "предоставляем наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим 12:1. См. Выше, I,2в, значение греч. Глагола латреуейн). Павел и Петр считали себя рабами и служителями Иисуса Христа (Рим 1:1. 1Кор 3:5. 4:1. Еф 3:7. Флп 1:1. Тит 1:1. 2Пет 1:1). "Служителями (рабами) Бога" названы пророки (Иез 38:17), священники (Иоил 1:9), царь Давид (Ис 37:35), а иногда - даже язычники (Иер 43:10).V. СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМС. Ближнему, как и любое С. Вообще, - это прежде всего С. Господу, богослужение (Еф 6:6 и след.

Кол 3:22 и след.). В С. Ближнему человек предстоит перед лицом Бога без оглядки на окружающих, не "стараясь угождать людям" (Гал 1:10). 1) в ВЗ словами "служитель", "раб", называют и того, кто находится в услужении (Исх 24:13), и того, кто проявляет по отношению к к.-л. Учтивость и покорность (Быт 42:11. 44:16). Кр. Того, этими же словами названы слуги (см. П. II). 2) в НЗ образец истинного С. Являет Собой Иисус Христос. "Я посреди вас, как служащий" (Лк 22:27). "Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10:45). С. Было облагорожено всей жизнью Христа, возвышено в глазах Бога. Человеку дано совершить лишь отдельные поступки, из к-рых состояла вся жизнь Иисуса.

Христос дал нам "пример", чтобы мы подражали Ему (Ин 13:15-17). Он обещает награду за любое С. Ближнему, как если бы мы служили Ему Самому (Мф 25:40,45). Т.о., желание сделать добро Иисусу можно воплотить в помощь ближнему. В Царстве Божьем велик тот, кто служит. "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Мф 20:26 и след.), "начальствующий, как служащий" (Лк 22:26). Мерилом духовной зрелости служит самоотверженное С. Ближнему, а не блестящая проповедь, одаренность или образованность. Цену этому С. Знает лишь Бог, ни у кого, кроме Него, оно не находит признания (Рим 8:36. 2Кор 6:3-10). Люди должны служить друг другу любовью (Гал 5:13) и полученными дарами (1Пет 4:10)..

Значения в других словарях
Слово Божие

I. СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕПервонач. Значение евр. Слова давар ("вещь" и "слово") - "оборотная сторона", "подоплека", т.е. Смысл какой-л. Вещи, ее суть, то, что определяет ее внутр. Характер. Слово давар означает не "слово" в грамматич. Смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполн. Смыслом.II. СЛОВО БОЖЬЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) "Слово Божие" как слово Бога. Если ВЗ говорит о "слове Божием" (только 6 раз) или о "слове Яхве", то это не описание некоего, ..

Слоновая кость

1) бивни слонов уже в древности были важной статьей доходов. С.К. В Западную Азию доставляли караванами из Индии, а Соломон начал ввозить ее на финик. Кораблях (1Цар 10:22. 2Пар 9:21). Он же распорядился изготовить себе престол из С.К. И "обложить" его золотом (3Цар 10:18). Согл. 1Цар 22:39, Ахав построил "дом из С.К.". Раскопки показывают, что интерьер дома был богато украшен инкрустациями из этого материала. Примеру царя последовали богатые жители Самарии (Ам 3:15. 6:4). В Пс 44:9 также говори..

Служитель

Служитель (греч. Диаконос) - это тот, кто прислуживает к.-л. (за столом). В НЗ это слово употребляется в разных значениях. I. ОБЩЕПРИНЯТОЕ ЗНАЧЕНИЕТимофей назван С. Иисуса Христа (1Тим 4:6), Епафрас - С. Христа (Кол 1:7), а Тихик - С. И сотрудником в Господе (Кол 4:7). Ап. Павел называет Божьими слугами также языч. Власти и их представителей (Рим 13:4,6), имея в виду не их внутр. Позицию, а то, что земная власть установлена Богом.II. ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕВ НЗ говорится о С. (греч. Диакониа) слова ..

Слух, молва

Слух, молва, известие (Быт 45:16. 1Цар 2:24), в т.ч. И ложное (2Цар 13:30). "Худая молва" - это дурная слава (Чис 13:33) и клевета (Втор 22:14).. ..

Дополнительный поиск Служение, служба, служить Служение, служба, служить

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Служение, служба, служить" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Служение, служба, служить, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 25 символа