Чаша
1) словом "Ч." в Синод. Пер. Библии передается ряд евр. Слов, обозначающих различные виды сосудов, о форме и размерах к-рых сведений почти не сохранилось. Чаще всего это были изделия из глины, но материалом могли служить также камень, дерево, кожа, благородные металлы, железо, бронза, стекло и фарфор, а под влиянием егип. Прикладного иск-ва при изготовлении Ч. Стали применяться драг. Камни и цветные минералы. В Ассирии встречались Ч. Самых причудливых форм (напр., в форме львиной головы). Позднее стало заметно греч. И рим. Влияние. Глиняные Ч. И кубки израильтяне изготавливали в форме горшка или цветка лилии (3Цар 7:26). Ч. Могли иметь подставки, ножки разной толщины, ручки и крышки (Езд 1:10). 2) Ч. В Синод. Пер. Назван также небольшой сосуд в форме глубокого блюда (евр.
Агган) для жидкости (Исх 24:6. Песн 7:3). 3) большое блюдо (евр. Мизрак), к-рое использовалось при богослужении в скинии и храме (Чис 4:14) в качестве сосуда для жертвенной пищи (Чис 7:13) и крови (Зах 9:15. 14:20). Подобные Ч. Делались из полированного золота, серебра и меди (Исх 27:3. Чис 7:84. 3Цар 7:45,50). Из таких Ч. Пили вино (Ам 6:6). 4) в Свящ. Писании говорится также и об использовании в Израиле Ч. Во времена НЗ. В основном это были кубки для вина, но и другие напитки также пили из Ч. (Мф 10:42). Существовали специальные Ч., в к-рых разбавляли вино для повседневного употребления (Ис 65:11. Притч 23:30). У высокородных людей были отдельные, богато украшенные Ч., из к-рых пили только они (Быт 40:11 и др.), у людей же бедных, согл.
2Цар 12:3, была всего одна Ч., из к-рой они пили сами и поили овец. Если богатые люди пили преимущественно вино, то бедным приходилось довольствоваться Ч. Воды (Мф 10:42). Наполнением Ч. И раздачей напитков гостям и домочадцам занимался глава семейства.Если к.-л. Сосудом не пользовались, то его вешали на стену (Ис 22:24). В Библии говорится, что Ч. Использовались для гаданий, но едва ли это имеет отношение к Израилю (Быт 44:5). Для гадания в наполненную водой Ч. Лили масло или, наоборот, воду в масло, бросали в чашу драг. Камни или капали воск и, следуя определ. Правилам, предсказывали будущее. Но чаще всего Ч. Упоминаются в связи с отправлением культовых обрядов (напр., Чис 7:84. 1Пар 28:17. Езд 1:10. 8:27), во время к-рых они служили для самых различных целей.
Напр., Ч. Использовалась как сосуд для жертвенной жидкости (Исх 25:29. 37:16. Чис 4:7. См. Также Пс 115:4). В Ч. Моисей налил кровь, чтобы затем окропить ею народ (Исх 24:6). В Исх 25:31 говорится о чашечках для масла, имевшихся на светильнике. Во время празднования Пасхи особая роль отводилась "чаше благословения", вероятно, третьей Ч. В ходе пасхальной вечери, к-рую глава семейства благословлял перед тем как передать ее по кругу. Ап. Павел называет эту Ч. "чашей благословения, которую благословляем" (1Кор 10:16). В ст. 21 она называется "чашей Господней", потому что Христос заповедал пить из нее в воспоминание о страданиях и смерти, к-рые Он претерпел ради нашего спасения (Лк 22:17-20. 1Кор 11:23-25). "Чаша Господня", являющаяся символом искупленного Христом человечества, противопоставлена "чаше бесовской", связанной, вероятнее всего, с языч.
Жертв. Пиршествами (1Кор 10:21). Следует упомянуть здесь и фарисеев с их стремлением к внешнему блеску "чаш и блюд". Обличая их, Христос говорил, что истинная праведность определяется не по своим внешним, формальным проявлениям (Мф 23:25 и след.). 5) часто слово "Ч." употребляется в Библии в метафорич. Значении. С Ч. Сравнивали судьбу человека (Пс 10:6. 15:5. 22:5). Как отец семейства наполняет Ч., так и Господь Бог определяет судьбу человека, даруя Свою милость праведным (Пс 10:6. 15:5. 22:5). Скорбящему его друг подает Ч. Утешения, но за грехи Иудеи, говорится в Библии, Бог откажет ей в такой Ч. (Иер 16:7 и след.). Ч. Спасения олицетворяет благодарность человека, избавленного Господом от великой нужды (Пс 115:4), а словосочетание "чаша ярости" служит выражением Божьего гнева и сурового наказания (Ис 51:17,22.
Иер 25:15-18. Откр 14:10. 16:19). Ч. Гнева должна быть выпита нечестивыми до последней капли (Пс 74:9 - "даже дрожжи ее будут выжимать и пить..."). Ч. Опьянения (исступления, изумления, ярости), ниспосланная Богом, является символом того, что народы или сам Израиль, погрязшие в грехах, не замечают приближающегося наказания Божьего (Ис 51:17,22. Зах 12:2. См. Также Пс 59:5. 74:9. Иер 25:15-18. Авв 2:16). Как пьяный, падая, не замечает, что "открылась его срамота", так же обнажаются грехи и позор того, кто пьет из Ч. Опьянения (Авв 2:16. См. Также Плач 4:21. Иез 23:31-33). Вавилон, город греха, из своей золотой Ч. Опьянял и делал безумными народы, увлекая их за собой к гибели (Иер 51:7. Откр 17:4. 18:6). Но Ч. Страдания и горя подносится не только нечестивому, чтобы он испытал наказание.
Бог подносит ее и к устам невинных (Иер 49:12. Мф 20:22. 26:39,42). Иисус говорит о Своей Ч., имея в виду предстоящие Ему страдания, и предрекает эту Ч. Также сыновьям Зеведеевым, просившим Спасителя посадить их в будущем Царстве справа и слева от Него (Мф 20:22). В Гефсимании Иисус молился, чтобы минула Его "чаша сия" (Ч. Страдания и смерти, Мф 26:39,42. Ин 18:11), если будет на то воля Отца..
Дополнительный поиск Чаша
На нашем сайте Вы найдете значение "Чаша" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чаша, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 4 символа