Булгаков

183

Сергей Николаевич, прот. (1871-1944), рус. Правосл. Богослов. Род. В Орловской губ., в семье священника. В юности пережил духовный кризис и утрату веры, в связи с чем покинул Орловскую ДС (1888). Окончил юридич. Фак-т Моск. Ун-та и посвятил себя политэкономии. После поездки в Германию в жизни Б. Происходит новый перелом - духовный возврат "к вере отцов". Свой путь к церк. Христианству он описал в "Автобиографических заметках" (Париж, 1946) и сб. Статей "От марксизма к идеализму" (СПб., 1903). Б. Преподавал в Моск. Коммерч. Ин-те, одновременно работая над сочинениями религ.-филос. Характера. В 1918 рукоположен в сан священника. В начале 1923 выслан за границу. До 1925 Б. Жил в Праге, а затем поселился в Париже, где стал профессором Правосл.

Богосл. Ин-та. Приобрел широкую известность как вдохновенный пастырь, утонченный богослов и экуменич. Деятель. Наследие его весьма значительно и включает в осн. Работы по догматич. Вопросам. Библия в трудах Б. К библ. Тематике относятся статьи о первохристианстве и апокалиптике, вошедшие в книгу "Два града. Исследования о природе общественных идеалов" (т.1-2, М., 1911). В этих статьях Б. Показал себя глубоким знатоком раннехрист. Лит-ры, раскрыл духовную актуальность веры и жизни первого поколения Церкви. Б. Выступал против ложных интерпретаций происхождения христианства (социально-экономич. И мифологич.), указал на значение апокалиптики для ранней Церкви и для ее жизни в новое время. Касаясь вопроса об авторстве свящ. Книг, Б. Высказал мысль, что их церк.

Значение обусловлено не авторством, а содержанием и каноничностью. *Боговдохновенность книг, по его словам, не может зависеть от их датировки, установленной наукой. В статьях "Профессорская религия" ("Рус. Мысль", 1910, №12), "Религиозная мысль на Западе" "Hat Jesus gelebt?" (т а м ж е, 1911, №6) и в сб. "Тихие думы" (М., 1918) Б. Подверг критике либеральное богословие и мифологич. Теорию, а в "Очерках по истории экономических учений" (вып. 1, М., 1913) дал обзор хозяйств.-этич. Взглядов *пророков и апокалиптиков. Две трилогии Б. Первая - "Купина Неопалимая" (Париж, 1927), "Друг Жениха" (Париж, 1927), "Лествица Иаковля" ([Таллин], 1929) и вторая - о Богочеловечестве. "Агнец Божий" (Париж, 1933), "Утешитель" ([Таллин], 1936), "Невеста Агнца" (Париж, 1945) - относятся к области догматич.

Богословия, но в них есть обширные библ. Экскурсы. Так, в "Купине Неопалимой" Б. Анализирует идею Премудрости в ВЗ, а в "Невесте Агнца" - проблему миротворения и эволюции. Первая тема изложена Б. В свете его своеобразного учения о Софии как предвечной "идее" твари, связующей ее с Божеством (это учение вызвало резкую критику мн. Правосл. Богословов и осуждение Московской Патриархии). Толкуя библ. Рассказ о творении и падении, Б. Подчеркивает, что он относится к высшему духовному плану бытия, к метаистории, и поэтому не может противоречить эволюционной концепции, к-рая ограничивается видимым миром ("Невеста Агнца"). Книга Б. "Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола" (Париж, 1926) направлена против католич. Учения о примате ап. Петра.

Б. Утверждает, что первенство с Петром по праву делит ап. Иоанн. Самой обширной работой Б. На библ. Темы является "Апокалипсис Иоанна" (Париж, 1948). Развивая свои мысли, высказанные еще в 1910-х гг., Б. Видит в Кн.Откровения не просто предсказание о будущем, но книгу "о судьбах Церкви Христовой в мире в пределах истории". Последняя книга Библии, по его словам, содержит то, что "может быть названо христианской философией истории", причем эта историософия "граничит с эсхатологией, в нее переходит". Исагогич. Проблемы Кн.Откровения Б. Не рассматривает. Ссылаясь на работу *Алло, он пишет, что существует "полная и даже научная возможность спокойно следовать свидетельству Предания" (т.е. Приписывать Откровение Иоанну Богослову).

Важнейшим аргументом в пользу этого является, по Б., язык свящ. Книги, к-рый "носит явные и резко выраженные черты еврейского стиля". Осн. Внимание Б. Сосредоточено на внутреннем смысле книги. Мнение комментаторов, к-рые сводят пророчество о тысячелетнем царстве к земной истории Церкви, Б. Считает неудовлетворительным. Он предпочитает букв. Толкование. Т.е. Видит в тысячелетнем царстве реальное событие, к-рое совершится на рубеже истории и "жизни будущего века". Философия хозяйства, М., 1912, ч. 1. Свет Невечерний, Серг. Пос., 1917. Иуда Искариот - апостол-предатель, "Путь", 1931, №26, 27. О чудесах евангельских, Париж, 1932. Богословие Ев. Иоанна Богослова, "Вестник РХД", 1981-82, №131, 134-137. Монахиня Е л е н а [Казимирчак-Полонская], Проф.

Прот. Сергий Б., (1871-1944) БТ, 1986, сб. 27. З а н д е р Л.А., Бог и мир. Мировоззрение о. Сергия Б., т.1-2, Париж, 1948. Е г о ж е, Отец Сергий Б. В кн. Б.С.Н. Православие, Париж, 1962. К столетию рождения о. Сергия Б. (1871-1971), "Вестник РСХД", 1971, №101/102. Л о с с к и й Н.О., История рус. Философии, М., 1956, М., 1991. ФЭС. N a u m o v K., Bibliographie des oeuvres de Serge Boulgakov, P., 1984..

Значения в других словарях
Булгаков

IБулга́ков Александр Александрович [р. 6(19).3.1907, Харьков], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1937. Родился в семье рабочего. В 1939 окончил Харьковский вечерний электротехнический институт, в 1939—42 работал инженером на заводах. С 1942 на партийной, советской и профсоюзной работе. В 1950—53 секретарь Харьковского горкома КП Украины, в 1953 — январе 1954 председатель Харьковского горисполкома, в 1954—59 второй секретарь Харьковского обкома КП Украины, в 1959—64 секре..

Булгаков

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940), русский писатель. Цикл "Записки юного врача" (1925-1926) отразил опыт Булгакова -провинциального начинающего врача. В романе "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (пост. В 1926), "Бег" (1926-28, пост. В 1957), окрашенных ностальгической грустью по уходящему миру, показал обречённость белого движения, трагедию русской эмиграции. В повестях "Роковые яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубл. В 1987), "Театральный роман" (не закончен, 1936-37, о..

Булгаков

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891 - 1940), русский писатель. В романе "Белая гвардия" (1925 - 27), пьесах "Дни Турбиных" (поставлена в 1926), "Бег" (1926 - 28, поставлена 1957) в переплетении драматических коллизий Гражданской войны, судеб белого движения и эмиграции показывает поэзию и трагическую обреченность уходящего мира. В сатирических фантастических повестях "Роковые яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубликованы в 1987) - утверждение этической ответственности интеллигенции за последс..

Булгаков

Эта распространенная русская фамилия связана с тюркским словом существительным bulgaq, образованным от глагола bulga – "махать", "мутить", "биться", значение же существительного-прозвища bulgaq – "смятение", "гордый человек".. ..

Булгаков

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-) - беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В 1916 окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в 1919. Печатал в провинциальной прессе статьи, фельетоны, поставил на провинциальной сцене три пьесы, никогда не опубликованные, и рукописи к-рых впоследствии были им уничтожены. С 1921 живет в Москве, где первое время работал репортером и фельетонистом в ряде газет, сотрудничал в берлинской сменовеховской газете «Накануне». С 1923 отдается це..

Булгаков

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944). Русский экономист, философ, теолог, один из авторов сборника "Вехи". Был приват-доцентом Московского Университета по кафедре политической экономии и профессором Московского Технического училища. В 90-х гг. XIX в. Был "легальным марксистом". В 1903 г. Выпустил известную книгу "От марксизма к идеализму". С 1906 г. Он уже покидает почву философского идеализма и становится на точку зрения религиозного мистицизма, называя себя вначале "христианским социалистом"..

Булгаков

БУЛГАКОВ БУЛГАНИНБулгак - беспокойный, суматошный. Весьма распространенное в старину нецерковное имя. В старинных грамотах находим сотни лиц по имени Булгак. Любопытно, что у некоего Василия Бессоньева, жившего в середине XVI века, было четыре сына, которых он назвал близкими по смыслу именами. Суета, Суторма, Неустрой и Булгак. (Ф). Булгак или булган (Булганин) - беспокойный ребенок,. (Э) Основа этой фамилии - широко распространенное слово булга - 'шум, беспокойство, тревога, переполох, суматох..

Булгаков

Сергей Николаевич (16.VII.1871 - 13.VII.1944) - рус. Бурж. Экономист, философ-мистик, один из авторов сб. "Вехи". В 90-х гг. 19 в. Б. Был "легальным марксистом". Во 2-й Гос. Думе входил в фракцию кадетов. Начав с опровержения народнич. Тезиса о невозможности развития капитализма в России при отсутствии внеш. Рынков ("О рынках при капиталистич. Произ-ве", М., 1897), Б. Перешел затем к критике марксизма ("Капитализм и земледелие", т. 1-2, 1900), а потом и к открытой апологетике капитализма. Б. Выс..

Булгаков

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - русский религиозный философ, богослов, экономист. Окончил юридический факультет Московского университета (1896). Профессор политэкономии в Киеве (1901-1906) и Москве (1906-1918). Депутат Второй государственной думы. В 1918 принимает священнический сан. В 1919 переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие. С 1923 - в эмиграции, декан и профессор догматики русского Богословского института в Париже (1925-1944). Основные сочинения. "О рынках при..

Будный

Симон (ок. 1530 - 93), белорус. Реформатор, переводчик Библии на польск. Язык. Окончил Краковскую академию. Вначале пропагандировал в литовских землях учение *Кальвина, а затем перешел на позиции социнианства. В организованной им в Несвиже типографии Б. Издал ряд религ. Трактатов на белорус. Яз., а также собств. Перевод Библии с евр. Языка на польский ("Budny Biblia", Nie(wic(, 1572). В 1574 Б. Опубликовал (в Лоско) свой перевод НЗ на польск. Язык с комментариями, к-рые содержали элементы *рацио..

Буйе

(Bouyer) Луи, иером. (р. 1913), франц. Католич. Богослов. Род. В Париже, в семье протестанта. Получил богосл. Образование в Страсбурге и Париже, затем стал лютеранским пастором. Размышления над природой Церкви привели Б. В 1939 к католицизму. По собств. Признанию, он "пришел к католической вере и, наконец, к священству в Римской Церкви прежде всего под влиянием православных авторов". Свой переход Б. Не считал отречением от протестантизма, а путем для раскрытия тех возможностей, к-рые в нем самом..

Буль

(Buhl) Франц (1850-1932), нем. Протестантский библеист. Род. В Копенгагене. Проф. Лейпцигского ун-та с 1890. Изучал проблемы ветхозав. *канона, социальные аспекты истории ВЗ и *географию библейскую. Б. Принадлежит переработка 17-го издания "Словаря" *Гезениуса (Lpz., 1921). Kanon und Text des Alten Testaments, Lpz., 1891. Geschichte der Edomiter, Lpz., 1893. Geographie des alten Palastine, Freib.-Lpz., 1896. В рус. Пер. Социальные отношения израильтян, пер. С нем., СПб., 1912;. ..

Бультман

(Bultmann) Рудольф Карл (1884-1976), нем. Протестантский богослов и экзегет НЗ. Род. В семье лютеранского пастора. Получил образование в классич. Гимназии, где у него проявился интерес к греч. Филологии. Изучал богословие в ун-тах Тюбингена, Берлина и Марбурга. Его учителями были либеральные протестанты (*Гункель, *Юлихер и *Гарнак). Первую ученую степень Б. Получил в 1910 за работу, посвященную сравнению проповеди ап. Павла с кинической лит-рой. В 1912 Б. Стал приват- доцентом в Марбурге, а зат..

Булгаков

Сергей Николаевич (1871-1944)русский экономист, религиозный философ и богослов, с 1918 года - священник. От марксизма перешел к православному богословию. Спасение Отечества видел только в религиозном возрождении. После революции был выслан из России и до конца дней своих преподавал в парижском Православном богословском институте. Автор многих книг по философии, богословию, истории религии. В его философских воззрениях, однако, усматриваются некоторые личные мнения, не разделяемые Церковью.. ..

Дополнительный поиск Булгаков Булгаков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Булгаков" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Булгаков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа