Буссе
(Bousset) Вильгельм (1865-1920), нем. Либерально-протестантский историк религий и исследователь НЗ. Род. В г. Любеке. Учился в Геттингенском ун-те, где впоследствии стал проф. Свящ. Писания (1889-1916). В последние годы жизни преподавал в Гессенском ун-те. Б. Был одним из представителей *религиозно-исторической школы в области новозав. Исследований. Совместно со своим единомышленником В. Хайтмюллером Б. Издавал "Богословское обозрение" ("Theologische Rundschau", Tub., 1897-1917) и вместе с *Гункелем редактировал "Исследование религии и литературы Ветхого и Нового Завета" ("Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments". Hrsg. Von Bousset W., Gunkel H., Gott., 1903-20). В ряде работ и на конференциях, к-рые Б.
Устраивал в Геттингене, он выступил против идей *тюбингенской школы (о борьбе иудейских и эллинских тенденций в первохристианстве) и против взглядов *Гарнака ("острая эллинизация" христианства через гностицизм). По мнению Б., сформулированному в его книге "Религия иудейства в новозаветное время" ("Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter", B., 1903), иудаизм евангельской эпохи был сам уже в значит. Мере эллинизирован и испытал на себе различные инородные влияния (в частн., *маздеизма). При этом Б. Рекомендовал не принимать во внимание писания книжников и большинство поздних библ. Книг, поскольку они якобы не отражали народной религии. Сама же народная религия была хаотич. Синкретизмом, включавшим в свое русло любые течения.
Критики Б., хотя и соглашались, что поздний иудаизм испытал на себе чужеродные влияния, настаивали на его внутренней цельности. В дальнейшем отголоски маздеизма действительно были обнаружены в *кумранских текстах, но, как выяснилось, они ни на йоту не изменили основ религии ВЗ. Вызывал возражение и тезис о непреодолимой грани, к-рая отделяла веру элиты от веры народа. "Эта антитеза ученых и народа, - писал правосл. Историк Мелиоранский, - в данном случае. Совершенно фальшива. Еврейские ученые выходили, как самоучки, из народа и никогда не замыкались в кастовую ученость. Они учили всех, кто хотел, большей частию даром, и сами брали материалы для своих построений из народного обычного права (*галахи), народных сказаний и легенд (*агада).
В огромном их значении для народной именно религии не должен бы сомневаться ученый, который сам отметил значение учительства и проповеди как одну из характерных черт эпохи" (Из лекций по истории и вероучению древней христ. Церкви I-VIII вв., СПб., вып.1, с.23). Однако Б. Пошел в своих построениях еще дальше. В книге "Господь Иисус" ("Kyrios-Christos", Gott., 1913) он выступил с утверждением, что христология первых двух веков истории Церкви исходила не из учения Христа и не из ветхозав. Идей, а сформировалась под влиянием мистериальных культов и гностицизма. Представление о Божественном Спасителе, известное будто бы дохрист. Гностикам, и культ "Кириоса" (Господа, греч. KЪrioj) у участников мистерий были источником для богословия ап.
Павла и всего христианства. Это богословие развивалось совершенно независимо от евангельского Предания вплоть до свт. *Иринея Лионского. Такой подход оказал немалое воздействие на взгляды *Бультмана. Однако он явно шел вразрез с историч. Фактами. Мы не находим у ап. Павла ничего, что указывало бы на его зависимость от мистериальных культов, кроме нек-рых особенностей фразеологии (см. Ст. Глубоковский) Что же касается "гностического мифа о Спасителе", то он не доказан ни для одного дохрист. Текста. В то же время очевидна генетич. Связь НЗ с ВЗ, к-рый был проникнут эллинизмом (в смысле религии) гораздо меньше, чем предполагал Б. В последние годы жизни Б. Открыто признавал, что его тяготит подмена подлинно религ. Мысли изучением прошлого.
"В новом богословии, при всем расцвете религиозно-исторического исследования, - писал он в 1920 - мы вот уже более поколения, как обеднели великими системами обобщающих и руководящих идей". Это был результат однобокого развития либеральной теологии. Jesu Predigt in ihrem Gegensatz zum Judentum, Gott., 1892. Der Antichrist in der Uberlieferung des Judentums, des NT und der Alten Kirche, Gott., 1895. Die Offenbarung Johannеs, Gott., 1896. Die judische Apokalyptik, B., 1903. Was wissen wir von Jesus?, Halle, 1904. М е л и о р а н с к и й Б. М., Еврейство в эпоху Христа, "Странник", 1909, №6. G e n t h e, S. 215-220. N e i l l S. Ch., The Interpretation of the New Testament, 1861-1961, L., 1964. RGG, Bd. 1, S. 1373-74..
Дополнительный поиск Буссе
На нашем сайте Вы найдете значение "Буссе" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Буссе, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 5 символа