Мудрецов Писания

91

Книги и разделы книг ВЗ, носящие преимущ. Дидактич. Характер и объединенные общей духовной направленностью. Нередко в исагогич. Курсах М.п. Отождествляют с *Учительными книгами в целом. Однако это отождествление не совсем точно. Напр., в Псалтири только часть псалмов входит в круг М.п. Классическим примером этих писаний являются из канонич. Книг. Иов, Притч, Еккл (иногда к ним добавляют Песн), а из неканонич. Сир, Прем. Мотивы, присущие М.п., содержатся в Кн.Бытия история( Иосифа) и в известной мере в Кн.Товита. Родоначальником и покровителем традиции М.п. Издавна считался царь Соломон (см. Ст. "Соломоновы писания"). Свящ. Писатели этой традиции вышли из среды *книжников и именовались хакамами, мудрецами (евр. Хакам(м). Это название происходит от понятия П р е м у д р о с т ь (евр.

Хокм(). Первоначально оно было связано с искусством управления и достойным образом жизни, но постепенно раскрывался и духовный, богословский смысл его. Премудрость стала обозначать жизнь по заповедям, в соответствии с волей Божьей, в надежде и послушании. Наконец, понятие Премудрости Божьей получило метафизич. Характер. Под ним подразумевалась высшая Мудрость Творца, к-рая отображается в мироздании, человеке и заповедях. В Кн.Премудрости Соломона образ Премудрости получает почти ипостасные черты. Ветхозав. Писатели заимствовали лит. Жанр "мудрости" у соседних народов. О наличии этого жанра на Востоке говорит сама Библия (3 Цар 4:30). Открытие памятников Египта и Двуречья позволило составить представление о характере М.п.

В этих странах. Нек-рые из древних произведений Востока сходны с М.п. И даже имеют с ними дословные совпадения (напр., между Кн.Притчей Соломоновых и егип. Поучением Аменомепе). Большинство М.п. ВЗ представляют собой поэтич. Произведения, написанные либо в форме афоризмов (евр. Мишлей, притчи) либо в виде поэм. М.п. Возвещают то же богооткровенное учение, что и Закон, Пророки и *Исторические книги. Но харизма мудрецов иная. Если в Законе содержатся прямые повеления Божьи, у пророков звучит Его голос, обличающий или предостерегающий, запечатлены видения грядущего мессианского Царства, а в Исторических книгах мы находим богосл. Осмысление событий свящ. Истории, то в М.п. Этого нет. Мудрецы не говорят прямо от лица Господня, они почти не упоминают о Завете, Избранничестве, Обетовании, Мессии.

Их духовный кругозор находится как бы вне свящ. Истории. Они исходят из повседневного человеч. Опыта. Говорят о жизни и смерти, любви и дружбе, семье и профессиях, о коллизиях, к-рые может переживать человек любого народа в любое время. От наставлений "житейской мудрости" авторы М.п. Постепенно переходят к трагич. Вопросам бытия. О страданиях невинного (Иов) и о тщете всего земного (Екклесиаст). В М.п. Еще не открыта перспектива вечной жизни и воскресения, но многие из них вплотную подошли к той черте, где человек жаждет постичь тайну воздаяния, не удовлетворяясь воздаянием через потомков. Однако даже в позднейших М.п. (напр., в Кн.Премудрости Соломона) мы не находим вести о воскресении, а лишь веру в бессмертие души.

М.п. Следует понимать в контексте всего Писания. Они лишь этап, за к-рым следует новое Откровение. М.п. Конкретизировали этич. Аспект Закона и Пророков и показали, что истинная мудрость жизни неотделима от следования воле Божьей, источника всякой премудрости. В этом заключается их непреходящее значение. Б а р у к А., *Г р е л о П., Мудрость, СББ. М е н ь А., Мудрецы Ветхого Завета, "Знание - сила", 1990, ( 6-8. *М э р ф и Р., Введение в писания мудрецов ВЗ, 1965 (Ркп.МДА). G o l d s t a i n J., Les sentiers de la sagesse, P., 1967. *R a d G. Von, Weisheit in Israel, Neukirchen - Vluyn, 1970. Проч. Лит-ру см. В ст. Учительные книги..

Значения в других словарях
Мстиславец

Петр Тимофеевич (16 в.), рус. Печатник, сподвижник *Федорова. Как полагают, происходил из белорус. Г.Мстиславля. Приехав в Москву, работал в типографии Федорова и принимал участие в издании первопечатного моск. *"Апостола". После этого М. Основал собств. Печатню в Заблудове (Литва), где выпустил "Учительное Евангелие" (1569), т.е. Евангелие с пояснениями, затем на деньги белорус. Купцов Мамоничей издал в Вильно Четвероевангелие (1575) и Псалтирь с гравюрами (1576). Последнее, что известно о М., ..

Муди

(Moody) Дуайт Лаймен (1837-99), амер. Протестантский богослов и проповедник. Род. В семье унитариев. В 1855 присоединился к конгрегационалистам. Вел активную миссионерскую деятельность в различных городах США и Великобритании. В 1889 М. Основал Библейский ин-т для подготовки проповедников, существующий и поныне. Взгляды М., отмеченные чертами *фундаментализма и *библиолатрии, пользуются поддержкой среди баптистов и пятидесятников. Польза и наслаждение от изучения Библии, Гальбштадт, 1908. П о п ..

Мудрецы

См. Мудрецов писания.. ..

Мужи Апостольские

(в зап. Терминологии А п о с т о л ь с к и е О т ц ы), раннехрист. Писатели 1-2 вв. Творения их представляют собой звено, связующее апостольскую эпоху с периодом святоотеческим (патристическим). К М.А. Относят свт.*Климента Римского (писавшего в 90-е гг. 1 в.), свт.*Игнатия Антиохийского, казненного в первые гг. 2 в., *Папия, свт.*Поликарпа Смирнского, автора *Дидахе, Герма и автора *Варнавы послания (30-50-е гг. 2 в.). Свидетельства М.А. О новозав. Книгах и цитаты из них служат в библ. Науке дл..

Дополнительный поиск Мудрецов Писания Мудрецов Писания

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мудрецов Писания" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мудрецов Писания, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 16 символа