Паулюс
П а у л у с (Paulus) Генрих Эбергард Готтлоб (1761-1851), нем. Протестантский экзегет рационалистич. Направления. Окончив Тюбингенский ун-т, преподавал вост. Языки, а затем богословие в Иенском ун-те (1789-1803). С 1811 до конца жизни был проф. Экзегетики и церк. Истории в Гейдельберге. Типичный представитель "немецкого просвещения", П. Был многим обязан *Землеру, *Гердеру и Канту. Большое влияние на него оказали идеи *Спинозы. Напротив, "философия Откровения" *Шеллинга нашла в его лице непримиримого противника. П. Отвергал все, что выходит за пределы рационального обоснования. Одним из ведущих мотивов творчества П. Было отрицание чудесного. По его мнению, законы природы выражают волю Божью, и поэтому не могут быть нарушаемы.
Эта мысль легла в основу его "Филолого-критического и исторического комментария к НЗ" ("Philologisch-kritisch-historischer Commentar uber das Neue Testament", Bd.1-4, Lubeck-Bonn, 1800-04). П. Полагал, что евангелисты, говоря о чудесах, либо ошибались, либо имели в виду естеств. Явления, к-рые их читателям казались сверхъестеств. (хождение Христа по водам было хождение вдоль берега. Исцеления были врачеваниями. Христос на кресте не умер, а лишь потерял сознание и т.д.). В предисловии к своей след. Кн. "Жизнь Иисуса" ("Das Leben Jesu", Heidelberg, 1828) П. Писал. "Мое главное желание, чтобы мой взгляд на сказания о чудесах никоим образом не рассматривался как нечто принципиальное. Насколько пустым было бы религиозное чувство, если бы духовное благо человека зависело от того, верит ли он в чудеса или нет!".
Композиция книги построена на основе Ев. От Иоанна. Миссия Христа сводилась для П., как и для Канта, к возвещению высокой этики, олицетворением к-рой Он был. Даже *Штраус, во многом разделявший взгляды П., упрекал его в недопустимом насилии над источниками. Думая изъять из Евангелий все "невероятное" и тем защитить его от критики, П. Достиг обратного результата. Создал сложную связь невероятных совпадений, случайностей и лжи. В фальшивом свете предстает и Сам Христос, Который очнулся после мнимой смерти и не объяснил ученикам, что же в действительности произошло. Между тем сам П. Настаивал на "чистоте и безоблачной святости Его характера". Книга П. Вызвала негативную реакцию как со стороны радикальных критиков типа Штрауса, так и со стороны ортодокс.
Протестантов. "В последние годы, - пишет *Швейцер А., - ветеран рационализма жил в изоляции, подобно ископаемому минувших эпох, случайно уцелевшему". Philologischer Clavis uber die Psalmen, Jena, 1791. Exegetisches Handbuch uber die drei Ersten Evangelien, Bd.1-3, Heidelberg, 1842. *М у р е т о в М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой "Жизни Иисуса", Серг.Пос., 1894. *П о с н о в М.Э., О личности основателя христ. Церкви, СПб., 1910. *Ш а ф ф Ф., Иисус Христос - чудо истории, пер. С нем., СПб., 19064, с.124-28. Ш т р а у с Д., Жизнь Иисуса, пер. С нем., т.1-2, М., 1907. G e n t h e, S.76-78. S c h w e i t z e r, GLJF, S.49-58. ODCC, p.1055..
Дополнительный поиск Паулюс
На нашем сайте Вы найдете значение "Паулюс" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паулюс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 6 символа