Паулюс

268

П а у л у с (Paulus) Генрих Эбергард Готтлоб (1761-1851), нем. Протестантский экзегет рационалистич. Направления. Окончив Тюбингенский ун-т, преподавал вост. Языки, а затем богословие в Иенском ун-те (1789-1803). С 1811 до конца жизни был проф. Экзегетики и церк. Истории в Гейдельберге. Типичный представитель "немецкого просвещения", П. Был многим обязан *Землеру, *Гердеру и Канту. Большое влияние на него оказали идеи *Спинозы. Напротив, "философия Откровения" *Шеллинга нашла в его лице непримиримого противника. П. Отвергал все, что выходит за пределы рационального обоснования. Одним из ведущих мотивов творчества П. Было отрицание чудесного. По его мнению, законы природы выражают волю Божью, и поэтому не могут быть нарушаемы.

Эта мысль легла в основу его "Филолого-критического и исторического комментария к НЗ" ("Philologisch-kritisch-historischer Commentar uber das Neue Testament", Bd.1-4, Lubeck-Bonn, 1800-04). П. Полагал, что евангелисты, говоря о чудесах, либо ошибались, либо имели в виду естеств. Явления, к-рые их читателям казались сверхъестеств. (хождение Христа по водам было хождение вдоль берега. Исцеления были врачеваниями. Христос на кресте не умер, а лишь потерял сознание и т.д.). В предисловии к своей след. Кн. "Жизнь Иисуса" ("Das Leben Jesu", Heidelberg, 1828) П. Писал. "Мое главное желание, чтобы мой взгляд на сказания о чудесах никоим образом не рассматривался как нечто принципиальное. Насколько пустым было бы религиозное чувство, если бы духовное благо человека зависело от того, верит ли он в чудеса или нет!".

Композиция книги построена на основе Ев. От Иоанна. Миссия Христа сводилась для П., как и для Канта, к возвещению высокой этики, олицетворением к-рой Он был. Даже *Штраус, во многом разделявший взгляды П., упрекал его в недопустимом насилии над источниками. Думая изъять из Евангелий все "невероятное" и тем защитить его от критики, П. Достиг обратного результата. Создал сложную связь невероятных совпадений, случайностей и лжи. В фальшивом свете предстает и Сам Христос, Который очнулся после мнимой смерти и не объяснил ученикам, что же в действительности произошло. Между тем сам П. Настаивал на "чистоте и безоблачной святости Его характера". Книга П. Вызвала негативную реакцию как со стороны радикальных критиков типа Штрауса, так и со стороны ортодокс.

Протестантов. "В последние годы, - пишет *Швейцер А., - ветеран рационализма жил в изоляции, подобно ископаемому минувших эпох, случайно уцелевшему". Philologischer Clavis uber die Psalmen, Jena, 1791. Exegetisches Handbuch uber die drei Ersten Evangelien, Bd.1-3, Heidelberg, 1842. *М у р е т о в М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой "Жизни Иисуса", Серг.Пос., 1894. *П о с н о в М.Э., О личности основателя христ. Церкви, СПб., 1910. *Ш а ф ф Ф., Иисус Христос - чудо истории, пер. С нем., СПб., 19064, с.124-28. Ш т р а у с Д., Жизнь Иисуса, пер. С нем., т.1-2, М., 1907. G e n t h e, S.76-78. S c h w e i t z e r, GLJF, S.49-58. ODCC, p.1055..

Значения в других словарях
Паулюс

(Paulus) Фридрих (23.9.1890, Брейтенау, Гессен, — 1.2.1957, Дрезден), немецко-фашистский генерал-фельдмаршал (1943). В армии с 1910. Участник 1-й мировой войны 1914—18, затем в рейхсвере. В 1935—39 начальник штаба танковых войск. С начала 2-й мировой войны 1939—1945 во время агрессии против Польши начальник штаба 4-й армии, а во время действий против Франции в 1940 начальник штаба 6-й армии. С сентября 1940 по январь 1942 1-й обер-квартирмейстер Генштаба сухопутных войск, один из главных состави..

Паулюс

(Paulus), Фридрих (23.IX.1890 - l.II.1957) - воен. Деятель фаш. Германии, ген.-фельдмаршал (30.I.1943). В армии - с 1910, участник 1-й мировой войны 1914-18, затем служил в рейхсвере. В 1935-39 - нач. Штаба танк. Войск, с авг. 1939 - нач. Штаба 4-й, затем 6-й армий в кампаниях против Польши и Франции. С сент. 1940 - 1-й обер-квартирмейстер Ген. Штаба сухопутных войск, был одним из ответств. Составителей т.н. Плана Барбаросса. С янв. 1942 - командующий 6-й армией на сов.-герм. Фронте. Командуя уд..

Патриархи

Племенные вожди, стоявшие у истоков истории народа Божьего. Само греч. Слово patriЈrcai появилось лишь в первые века н.э. И соответствует евр. Слову ав(т, отцы. Иногда словом П. Обозначались все праотцы человеч. Рода, упомянутые в Быт 1-2. Но в библ. Науке это название прилагается лишь к лицам, жившим в 19-17 вв. До н.э. (Аврааму, Исааку, Иакову и его 12 сыновьям).Значение П., или отцов, определяется тем, что Бог *Откровения назван в Библии "Богом отцов" (Исх 3:13. Втор 4:37. 12:1. Суд 2:12. 4 Ц..

Патристическая Экзегеза

См. Святоотеческая экзегеза.. ..

Певницкий

Василий Федорович (1832-1911), видный рус. Правосл. Специалист по истории и теории проповедничества (гомилетике) и пасторологии. Род. В семье свящ. Владимирской губ. В 1855 окончил КДА, где был оставлен бакалавром при каф. Общей словесности. Позднее стал проф. По каф. Гомилетики. Кроме трудов по проповедничеству (в частн., о свт.*Ипполите Римском), П. Принадлежит ряд статей о новозав. Истории. В работе "Св.Иоанн Креститель как проповедник покаяния" (ТКДА, 1868, ( 1) П. Исследовал вопрос о связи ..

Педерсен

(Pedersen) Иоханнес (1883-1976), влиятельный датский библеист, один из основоположников совр. *скандинавской школы экзегетики. Род. В Иллебёле. Был доцентом ветхозав. Экзегетики, а затем проф. Семитич. Филологии в Копенгагенском ун-те (1922-50). В своей работе "Израиль. Его жизнь и культура" (англ. Пер. 1959) П. Подверг критике *документарную теорию *Велльхаузена. Используя концепцию "*жизненного контекста", разработанную *Гункелем, П. Указал на ведущую роль культовой традиции в сохранении библ...

Дополнительный поиск Паулюс Паулюс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Паулюс" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паулюс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа