Схоластическая Средневековая Экзегеза

160

Толкование Библии, сложившееся в контексте западноевроп. Ср.-век. Схоластики. Слово "схоластика" происходит от греч. Scol" (школа), поскольку схоластич. Богословие развивалось гл.обр. В университетах и монастырских училищах. Схоластика сочетала веру в авторитет Библии и святоотеч. Предания с рационально-филос. Методом изложения и аргументации. Позднее, начиная с эпохи Ренессанса, термин "схоластика" приобрел негативный смысл как синоним рассудочного, сухого и формального подхода к богословию. Хотя мн. Авторы отождествляют С.с.э. Со *средневековой экзегезой в целом, собственно схоластику принято ограничивать более узкими временными рамками - 13-14 вв., когда сформировалась классич. Схоластика. Она характеризуется стремлением построить всеобъемлющую систему воззрений с использованием античного филос.

Наследия, гл. Обр. Аристотеля. Аристотелевское влияние прослеживается уже у представителей раннего визант. Богословия (напр., у прп.Иоанна Дамаскина. 675-749), но до эпохи классич. Схоластики в мышлении Востока и Запада еще господствовала Платоновская традиция, пришедшая через патристику. Лат. Экзегеты познакомились с Аристотелем через мусульманских и иудаистских богословов, к-рые нередко толковали его в духе учения о "двух истинах" (истина *Откровения и истина разума). Причем влиятельный исламский мыслитель Ибн-Рушд (Аверроэс) считал истину Откровения низшей ступенью по сравнению с истиной, добытой разумом. С.с.э., приняв принцип разделения сфер веры и знания, напротив, поставила веру и Откровение выше рационального знания.

Одним из первых, кто вызвал острую дискуссию вокруг этой проблемы, был *Абеляр, хотя он еще не являлся настоящим христианским аристотеликом. Полностью всеми трудами греч. Философа располагал англ. Францисканец Александр Гэльский (ок.1185-1245), составивший "постилы" (примечания) ко всем книгам Библии. Другой англ. Богослов архиеп.*Стивен Ленгтон также имел высокий авторитет в Средние века как схоластич. Комментатор Писания. Гл. Представителями С.с.э. Были нем. Монахи из доминиканского ордена Альберт Великий (ок.1205-80) и *Фома Аквинат. Альберту приписываются комментарии ко всей Библии, хотя совр. Исследователи признают подлинными лишь часть их. Фома писал толкования на Иов, Пс 1-50, Иер 1-42, на Мф, Ин и послания ап.Павла.

Ему же принадлежит т. Н. "Золотая катена", содержащая пояснения к Слову Божьему, извлеченные из 54-х греч. И лат. Отцов Церкви. Большая часть произведений С.с.э. Представляет собой свод патристич. Толкований. Схоласты дополняли их последовательным методическим анализом тем, диалектическим их обсуждением, всегда стремясь привести разнородные высказывания к логическому единству. Одну из гл. Задач толкователи С.с.э. Видели в том, чтобы четко выделить неск. Смысловых пластов Писания и сформулировать критерий для их различения. Фома Аквинат обращал особенное внимание на выработку строгих правил *герменевтики. В соответствии с *полисемантизмом Библии последовательно вычленялся а) исторический, или буквальный, смысл Слова Божьего, б) таинственный смысл, тесно связанный с догматич.

Проблематикой, в) *типологический и г) этический (*тропологический) смысл Писания. Образцом тропологич. Толкования для С.с.э. Были труды свт.Григория Великого. Отдавая дань *аллегорическому методу толкования Библии, схоласты, однако, стремились избегать его крайностей, подчеркивая важность историч. Смысла Библии. Большое внимание Фома Аквинат и др. Схоласты уделяли защите библ. *креационизма, поскольку его трудно было сочетать с доктриной Аристотеля о вечности мира. Богословский рационализм доминиканцев нашел своего критика в лице англ. Францисканца Иоанна Дунса Скота (ок.1266-1308), написавшего толкование на Быт, Четвероевангелие и Послания. Он утверждал, что на Библию нельзя смотреть как на энциклопедию знаний и строить на ее основе логическую систему всеобъемлющего характера.

Слово Божье дано нам для спасения. Выводы разума должны делаться независимо от веры, но поскольку и вера, и разум исходят от единого Бога, они не могут и не должны противоречить друг другу. Большое влияние в Средние века имели назидательные толкования на Евангелия доминиканца Николая Горрана (ок.1232-ок.1295), комментарии *Николая Лиринского и герменевтич. Труды Жана Жерсона (1363-1429). Притязания автономного разума обусловили кризис и упадок схоластики, почву для к-рых подготовили сами схоласты. *В и г у р у Ф., Руководство..., пер. С франц., М., 19162, т.1. [Д о б и а ш - Р о ж д е с т в е н с к а я О.], Жерсон, НЭС, т.17. Л о с с к и й В.Н., Предание Отцев и схоластика, БТ, 1978, сб.18. М и л о р а д о в и ч К., Альберт Великий, НЭС, т.2.

С о к о л о в В.В., Ср.-век. Философия, М., 1979. Ш т ё к л ь А., История ср.-век. Философии, М., 1912. Э й к е н Г., История и система ср.-век. Миросозерцания, пер. С нем., СПб., 1907. L u b a c H. De, Exeg-se medievale. Les quatre sens de lEcriture, v.1-4, P., 1959-64. S m a l l e y B., The Study of the Bible in the Middle Age, N.Y., 1952. S p i c q C., Esquisse dune histoire de lexeg-se latine au Moyen "ge, P., 1944. Enc.Kat., t.4, s.716. NCE, v.2. RGG, Bd.5, S.1520 ff..

Значения в других словарях
Сфрагистика (От Греч. Sfrag...j - Печать) Библейская

Одна из вспомогательных дисциплин библ. *археологии, изучающая древние печати. С. Помогает уточнению историч. Событий, датировке материалов раскопок. Мн. Печати имеют групповые изображения на историч. И мифологич. Темы. В древней Месопотамии особенно широко использовались печати цилиндрич. Формы, к-рые, вращаясь, оставляли оттиск на глиняной табличке. В Египте широкое хождение получили овальные печати, имеющие форму жука-скарабея. Эта форма печатей распространилась и в Израиле. На территории дре..

Схиллебекс

С к и л л е б е к с, Ш и л л е б е к с (Schillebeeckx) Эдуард, иером. (р.1914), голл. Католич. Богослов и библеист. По происхождению фламандец. Род. В Антверпене. В 1934 вступил в Доминиканский орден. Изучал философию и богословие в Генте и Лувене. Рукоположен в 1941. В 1951 получил степень доктора богословия. Преподавал догматику в Лувене. С 1957 до 1982 был проф. Догматики и истории богословия в католич. Ун-те Нимвегена (Нидерланды). Участвует в издании международного богосл. Журнала "Conciliu..

Сыны Пророческие

См.Пророческие школы.. ..

"Тибетское Евангелие",

Апокриф, согласно к-рому Иисус Христос до своего выхода на проповедь жил в Индии и Тибете. Впервые об этом апокрифе европейцам стало известно после публикации его франц. Перевода Н.Нотовичем ("La vie inconnue de Jesus Christ", P., 1894). По утверждению Нотовича, он нашел тибетскую рукопись под названием "Жизнь св. Иссы" в буддийском м-ре Хеми (близ Лхасы) в 1887. В 20-х гг. С этой рукописью ознакомился художник Н.К.Рерих. Возраст рукописи не установлен. Сов. Востоковед Б.Шаревская отнесла ее к с..

Дополнительный поиск Схоластическая Средневековая Экзегеза Схоластическая Средневековая Экзегеза

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Схоластическая Средневековая Экзегеза" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Схоластическая Средневековая Экзегеза, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 37 символа