Аренский Антон Степанович

90

Аренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его - отец, врач, любитель-виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка - позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетнего возраста. Он пробовал сочинять уже с 9 лет. Музыкальное образование продолжал на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора СПб. Консерватории К.К. Зике . По окончании курса в гимназии А. Занимался в СПб. Консерватории у профессоров Иогансена (контрапункт и фуга) и Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). Еще в консерватории он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы "Сон на Волге" (на сюжет Островского ).

Экзаменационные его работы - баллада "Лесной Царь" (Гете), с хором и вокальными соло, а также симфоническое скерцо, - были признаны выдающимися. В 1882 году он был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта, а затем стал в ней одним из видных профессоров по тем же предметам и по теории композиции. Тогда же он познакомился в Москве с П.И. Чайковским , высоко ценившим его талант (см. "Жизнь П.И. Чайковского", соч. Модеста Чайковского ). За время профессуры А. Опубликовал теоретические труды ("Руководство к практическому изучению гармонии", "1000 задач" к нему и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки"), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями.

Из учеников А. Получили известность композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин , Г.Э. Конюс и А.Н. Корещенко . В течение 7 лет А. Состоял дирижером Русского хорового Общества, выступал иногда дирижером в симфонических концертах Русского музыкального Общества и был членом наблюдательного совета при Синодальном Училище церковного пения. В 1895 году он был назначен управляющим придворной певческой капеллой и переселился в Петербург. Опера А., "Сон на Волге", поставлена в московском Большом театре в 1892 году. Одноактная опера (вернее, сцены) "Рафаэль" поставлена в 1894 году в Мариинском театре, опера "Наль и Дамаянти" (либретто М. Чайковского по Жуковскому ) - в московском Большом театре в 1894 году и в СПб. Мариинском театре в 1908 году.

Для оркестра А. Написал две симфонии. H-moll и A-dur и три сюиты. Для фортепиано с оркестром он сочинил фантазию на русские темы народного певца Рябинина . В области камерной музыки А. Оставил ценные произведения. 2 струнных квартета, 2 фортепианных трио и фортепианный квинтет. Будучи прекрасным пианистом, А. Выступал не раз на концертной эстраде. Большое впечатление он произвел в Петербурге привезенным им из Москвы в 1895 году трио D-moll, в котором увлекательно исполнил фортепианную партию. 5 сюит написано им для двух фортепиано в 4 руки, 6 пьес - для фортепиано в 4 руки. Свыше 100 пьес - для одного фортепиано. Из последних выделяются по оригинальности замысла "Essais sur des rhytmes oublies". К области вокальной музыки относятся.

Кантата на 10-летие коронации, две баллады - "Кубок" (Шиллер) для соло, хора и оркестра и "Волки" для соло и оркестра, хоры ("Анчар"), квартеты, дуэты и свыше 60 романсов для одного голоса с аккомпанементом фортепиано. За время управления капеллой А. Написал ряд духовно-музыкальных сочинений. "Отче наш", "Херувимская", "Хвалите Господа", "Христос Воскресе" для детских голосов и др. При больших музыкальных достоинствах они не отличаются строгостью церковного стиля. Выйдя в 1901 году в отставку, А. Всецело отдался творчеству, написав еще. Балет "Ночь в Египте" (Мариинский театр в СПб., 1900), оркестровую увертюру "Маргарита Готье" (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина ряд поэтичных и колоритных оркестровых пьес с мелодекламацией на стихотворения в прозе И.С.

Тургенева (исполнены с участием В.Ф. Комиссаржевской в 1903 году в СПб). В последний раз А. Выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского. "Был у Христа младенца сад". Последние годы жизни А. Подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное - "Буря" (Шекспир), выпущено уже по смерти автора фирмой Юргенсона , издавшей почти все его сочинения. Похоронен А. На кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. - В своих произведениях А. Является мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники. Его мелодика благородна, красива, пластична, непринужденна, запечатлена теплотой и искренностью выражения.

Его гармония богата, но не вычурна. Оркестровка колоритна, прозрачна и часто напоминает по приемам Римского-Корсакова. Фактура ясна и закончена. Вкус, изящество, грация сказываются повсюду в его творчестве, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова. "Забыт он будет скоро" ("Летопись моей музыкальной жизни", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно - Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова ("Сон на Волге") и Бородина . Талант А. - преимущественно лирический. Его драматическая музыка не составляет сильной стороны его дарования, отразившейся всего полнее в его фортепианных произведениях, романсах и камерной музыке.

Специфически русского стиля в своих сочинениях А. Не разрабатывал, будучи европейцем-эклектиком. На известную нервность, болезненность, надломленность, неустойчивость его указывал еще Чайковский. Эти черты сказались и в его творчестве. Гр. Тимофеев..

Значения в других словарях
Арендс Андрей Федорович

Арендс, Андрей Федорович, скрипач и композитор. Родился в 1855 году в Москве. Окончил московскую консерваторию, по классу скрипки у Лауба и по теории композиции у П.И. Чайковского . Был дирижером оркестра в московском Императорском Малом театре. Теперь состоит дирижером балета Большого театра. Его сочинения. Концертино для альта с оркестром. Для оркестра - симфония, увертюры к трагедии Шиллера, "Мессинская Невеста", и к опере "Альманзор", "Легенда", музыка к "Северным богатырям" Генриха Ибсена. ..

Арендт Николай Федорович

Арендт, Николай Федорович, хирург. Родился в 1786 году в Казани, где отец его служил лекарем. Медицинское образование А. Получил в петербургской медико-хирургической академии, где окончил курс в 1805 году. В качестве военного врача принимал участие во всех кампаниях против Наполеона. По заключении мира был назначен главным врачом русского оккупационного корпуса, оставшегося во Франции. А. Славился как искусный и смелый хирург. Тайна неимоверного успеха его операций в значительной степени коренит..

Арепьев Николай Федорович

Арепьев, Николай Федорович, писатель. Родился в 1852 году. Слушал лекции на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит преподавателем географии в петербургской 3-й гимназии. С 1878 года напечатал множество статей, преимущественно педагогических и по вопросам о малолетних преступниках, в "Наблюдателе", "Народной Школе", "Русской школе", "Неделе", "Новостях", "Русской Жизни" и др. Отдельно издал несколько географических атласов, учебную "Географию России" (1908 - 1910) и "Путеводи..

Арескин Роберт (эрскин)

Арескин (или Эрскин), Роберт, лейб-медик Петра Великого , доктор медицины и философии Оксфордского университета, родом из Шотландии. В 1704 году поступил домашним врачом к кн. Меншикову , по ходатайству которого принят Петром I в царскую службу и назначен президентом Аптекарского приказа (архиатером). При управлении А. Медицинская часть значительно усовершенствовалась, особенно устройством аптек, улучшением медицинских училищ и строгим выбором иностранных медиков. В 1715 году А. Заведовал кунстк..

Дополнительный поиск Аренский Антон Степанович Аренский Антон Степанович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аренский Антон Степанович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аренский Антон Степанович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 25 символа