Арнольд Юрий Карлович

115

Арнольд, Юрий Карлович, композитор и музыкальный теоретик (1811 - 98). Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету. Курса не кончил. Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки (фортепиано) у А.И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна "Die Schopfung". В 1831 году поступил в Стародубский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа. По выходе в отставку А. Занимался гармонией у Леопольда Фукса. Контрапункт изучал у О.К. Гунке. В 1835 году появилось в печати первое сочинение А. - романс "Вечерний звон" (Козлов). В 1836 году он написал оперу "Цыганка" на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М.И.

Глинкой и дал первый свой концерт (отрывки из опера "Цыганка"). В 1839 году выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с балладой "Светлана" (текст Жуковского ). В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году А. Познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого впоследствии выступал в печати. В течение 1842 - 60 годов А. Написал (на собственное немецкое либретто) трехактную оперу "Нидия" или "Последний день Помпеи". Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта А. "Der Invalid", а в следующем году - оперетта "Клад" или "За Богом молитва, за царем служба - не пропадают".

Впоследствии А. Написал к ней другой текст и переименовал в "Ночь на Ивана Купала". В 1860 году А. Написал увертюру к "Борису Годунову" Пушкина , в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за границей, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны "Русская баллада" и "Как у всех-то людей" (слова Мея ). В области церковной музыки А. Написал "Литургию св. Иоанна Златоуста" (Приложение к журналу "Музыка и Пение"). Большая часть музыкальных сочинений А. Осталась не изданной. Как композитор, А. Не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки - с другой. Его литературные произведения.

Драма "Kunstlerleben" (1852), поставленная в СПб. В 1854 году. Трагедия "Andreas Brunau" (1855), шедшая с успехом в Кенигсберге и в Петербурге в 1857 году. Поэма "Август". А. Сотрудничал во многих русских и немецких изданиях то как театральный критик ("Муз. Театрального Вестника", 1850), то как писатель о музыке (в "Московских Ведомостях"). В лейпцигском журнале "Neue Zeitschrift fur Musik" (1863, № 8 - 15) А. Поместил статью. "Die Entwickelung der russischen National-Oper", в которой впервые в немецкой прессе говорилось о значении Даргомыжского. В 1867 - 1868 годах он редактировал "Zeitschrift fur Theater und Musik". В 1868 - 70 годах в музыкальном институте Яна Гувы, в Граце, он преподавал музыкальную эстетику и учение о формах.

В Москве он открыл общественные музыкальные классы, имевшие успех и просуществовавшие свыше 10 лет. Здесь он преподавал пение, теорию и историю музыки. Как теоретик, А. Известен исследованиями по русскому церковному пению. Собирая и изучая материалы еще с 1842 года, для чего нарочно ездил в Киев и на Волгу, он издал целый ряд трудов. "Die alten Kirchen modi historisch und akustisch entwickelt" (Лпц., 1878). "Теория древнерусского церковного и народного пения", вып. I. "Теория православного церковного пения" (М., 1880). Главный тезис этого исследования - что между нашим церковным пением и древнегреческой музыкой имеется неразрывная связь, - он защищал, между прочим, на диспуте, устроенном в Румянцевском музее Обществом любителей древнерусского искусства.

Другие его труды. "Гармонизация древнерусского церковного пения" (М., 1886). "Применение древнеэллинской и византийской теории музыки к знаменному и столповому пению", "Общий свод правил гармонизации знаменного распева", "Гармонические начала церковных гласов", "О принципе гармонизации церковных гласов", "Die Lehre von der Tonkunst auf Grund physiologischen, asthetischen und psychologischen Gesetze", I ч., "Harmonik", т. I. "Die Grundharmonien" (Грац, 1869. По-русски). "Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов", т. I, "Гармония". Вышел только вып. I (М., 1875). Т. II. "Die Elemente der polyphonen Bewegung" (М., 1871). Т. III. "Die Discordanzen" (М., 1872). "Die absolute Tonlehre und die Klangzeichen der alten Griechen" (1874 - 1879).

Не раз А. Выступал и как лектор, в России и за границей, по истории музыки и акустики. В Лейпциге он, между прочим, прочел (1883) лекцию "Об основах древне-православного церковного пения". В Московском университете читал курс по истории музыки, получил звание приват-доцента. Вступительная его лекция. "О данных для возрождения самобытной национальной русской музыкальной школы" в значительно расширенном изложении, напечатана под заглавием. "Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристическо-самостоятельной русской национальной школы и на каких данных должна таковая основываться" ("Баян", 1888 - 89). Немало занимался А. И вопросом о преподавании пения, написав статью. "О причинах недостатка в России хороших певцов и певиц" ("Музыкальный Мир", 1883, № 8 и 9) и в последние годы жизни издавая "Теорию постановки голоса" (не законченную), в которой отстаивал метод староитальянской школы.

В 1892 - 93 годах издал свои "Воспоминания", охватывающие период времени с 1815 по 1875 годы и имеющие значение для истории быта и музыки в России. Он работал над осуществлением идеи "амплификатора", долженствовавшего улучшить звучность фортепиано и добиться большей точности и ровности тембра в его строе. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, но за смертью А. Его идея не получила практического осуществления. Григорий Тимофеев..

Значения в других словарях
Арнольд Карл Иванович

Арнольд Карл Иванович - см. В статье Арнольды (К.И., Ю.К., Ф.К.) .. ..

Арнольд Феодор Карлович

Арнольд, Феодор Карлович, выдающийся лесовод (1819 - 1902). Образование получил в лесном институте и за границей. До 1858 года служил по лесному департаменту, затем состоял профессором по кафедре лесоводства и лесной таксации в лесном и земледельческом институте. С 1876 до 1883 года был директором Петровско-Разумовской сельскохозяйственной и лесной академии. Главные труды А. "Руководство к лесоводству" (СПб., 1854. 2-е изд. 1856). "Лесная таксация" (СПб., 1858. 2-е изд. 1868). "Лесоводство" (СПб..

Арнольди

Арнольди, псевдоним П.Л. Лаврова (см.) в заглавиях некоторых его книг, изданных в России.. ..

Арнольди (и.к., А.и.)

Арнольди. 1) Иван Карлович, боевой генерал (1781 - 1861), генерал от артиллерии. Участвовал во всех войнах России с Наполеоном. В деле под Лейпцигом 6 октября ему оторвало ядром левую ногу. Несмотря на это, А. Служил в строю в конной артиллерии до конца жизни. В 1820 году командовал гвардейской конной артиллерией. Участвовал в турецкой войне 1828 - 1829 годов, состоя начальником осадной артиллерии. Принял деятельное участие в бою под Кулевчей 30 мая 1829 года. - см. П. Потоцкий, "Столетие Россий..

Дополнительный поиск Арнольд Юрий Карлович Арнольд Юрий Карлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Арнольд Юрий Карлович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арнольд Юрий Карлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 21 символа