Голубинский Евгений Евсигнеевич

72

Голубинский, Евгений Евсигнеевич - знаменитый историк русской церкви, профессор Московской духовной академии, академик (1834 - 1912). Голубинский поступил в московскую академию из костромской семинарии в 1854 г. И в 1861 г. Сделался ее бакалавром - в ту пору, когда духовная атмосфера у нас была перенасыщена планами и жаждой обновления. Этот подъем несомненно оплодотворял умы и переполнял сердца крупными желаниями. Отсюда еще в ранней молодости Голубинский строит план написать историю церкви на полной свободе. Отсюда же его дерзновенные выводы и отважное обращение с материалом. Но если время дало нечто историку, то что дала ему школа. В условиях духовно-академической работы каждый вынужден идти особняком, в одиночку.

От этого неизбежны вредные в научном смысле навыки и, во всяком случае, угловатости, от которых может избавить своим контролем только школа. Голубинский шел, как все в академиях, с той, однако, разницей, что он сознательно устранял от себя влияние научной литературы и доводил свое уединение до крайних пределов. Однако было бы несправедливо забыть об одном могучем влиянии на него. Оно исходило от А.В. Горского . Этот ученый подвижник, отважный, но смятый филаретовским режимом исследователь, превосходный строитель Московской духовной академии, умел стягивать вокруг себя таланты. В числе их (вместе с Ключевским ) был и Голубинский. На Горском Голубинский видел, как историку русской церкви надо знать греческий язык, и действительно знал его.

Он говорил по ново-гречески, а на старом читал совершенно бегло. Возможно, что решимость Голубинского отправиться в командировку на греческий восток навеяна была Горским (1872 - 1873). Эта поездка дала Голубинскому преимущества, которых и до сих пор не имеет ни один историк русской церкви. Период киевский или домонгольский этой истории в русских источниках засвидетельствован слабо и бледно. Голубинский дешифрировал многие ничего не говорящие сами по себе известия и заметки при помощи сведений о порядках и обычаях церковных Византии. История управления, история монашества и другие отделы написаны так, как их никто, кроме Голубинского, с его превосходными знаниями по истории Византии, написать не мог. Человек колоссальной учености, Голубинский в то же время отличался детской прямотой и в жизни, и в научных суждениях.

Он всегда говорил только то, что говорили документы. Отсюда его смелые построения и обращение с популярными легендами (об апостоле Андрее, князе Владимире и пр.), а также совершенно необычайные в церковной среде отзывы о столпах нашей церковности. В глазах студенчества это создало Голубинскому необычайную популярность. При общем почти молчании его голос звучал резко и делал из него героя. Вместе с Ключевским, Лебедевым и некоторыми другими Голубинский поддерживал в молодежи уверенность, что она учится не в богословской богадельне, а в настоящей школе. Однако внимательной аудитории у Голубинского не было. Лектор он был плохой. Всю свою энергию он расходовал в кабинете на создание исследований, которые никогда не дадут умереть его имени.

Первой работой Голубинского было его курсовое сочинение. "Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви против еретиков и раскольников" (1859). Как лучшая студенческая работа, очерк должен был быть представлен митрополиту Филарету . Поэтому А.В. Горский сам написал предисловие и внес исправления по вкусу Филарета. "везде, где встречается полицейское красноречие о благодетельности мер против еретиков и раскольников, оно принадлежит Горскому". В 1867 г. Закончил исследование "Константин и Мефодий, апостолы славянские". В рукописи работа была представлена в Академию Наук и на основании отзыва Срезневского удостоена полной уваровской премии, но благодаря цензуре до сих пор остается ненапечатанной.

В 1871 г. Появился "Краткий очерк истории православных церквей - болгарской, сербской и румынской", доселе не антиквированный. После поездки на Восток Голубинский отдался работе над историей, первый том которой в двух громадных книгах вышел в 1880 г. Как это ни странно, но первоклассное исследование это не увидело бы света, если бы на помощь Голубинскому не пришел митрополит Макарий Булгаков . Для печатания книги у автора не было средств, и он обратился с просьбой о займе к своему сопернику, который в это время выпустил уже несколько томов своей "Истории русской церкви". Макарий знал, что работа Голубинского сводит на нет его только что отпечатанные тома, но с благородством большого человека обласкал Голубинского и дал ему деньги.

Это отношение митрополита открыло книге дальнейшую дорогу. Автор получил степень доктора и был утвержден в этой степени Синодом, несмотря на отзыв-донос председателя учебного комитета, протоиерея Парвова . Но вскоре Макарий умер и оставил Голубинского беззащитным. В 1883 г. Победоносцев запретил опубликование адреса ему со стороны профессоров по случаю 25-летнего юбилея. Первая половина 2-го тома истории могла появиться в свет только уже через двадцать лет - в 1900 г., благодаря содействию Общества истории и древностей российских. Это же Общество перепечатало и обе половины первого тома в 1900 и 1904 г. В исправленном виде. Назревало освободительное движение. Даже Победоносцев стал менять свое отношение в Голубинскому.

Представлялась возможность печатать и 2-ю половину 2-го тома "Истории", которая была написана двадцать лет назад, но не была закончена. Однако работа, столько лет лежавшая в ящике, требовала переделок, на которые у 70-летнего старца не хватило сил. В настоящее время она печатается в качестве посмертного труда в "Чтениях общества истории и древностей". В 1902 г. Голубинский был избран в члены Академии Наук. Но в это время его уже стала одолевать старость. В 1906 г. Он окончательно потерял зрение. Последней работой, которую он видел своими глазами, был атлас к его истории, напечатанный в 1906 г. Из других работ Голубинского должны быть названы. "История канонизации русских святых", два издания 1894 и 1903 годов. "К нашей полемике со старообрядцами", два издания 1892 и 1905 годов, "Преподобный Сергий Радонежский", два издания, 1892 и 1909 годы.

- см. Некролог в январской книге "Богословского Вестника", 1912 г. Профессор С.И. Смирнов "Е.Е. Голубинский" в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1912 г. М.Д. Приселков "Памяти Е.Е. Голубинского" в 2 кн. XVII т. "Известий русского языка и словесности Императорской Академии Наук". Профессор И.А. Бродович "Е.Е. Голубинский (Песков)", в XIX т. "Сборника харьковского историко-филологического общества в память проф. Е.К. Редина". И. Андреев..

Значения в других словарях
Голубинин Леонид Ефимович

Голубинин, Леонид Ефимович - врач, профессор Московского университета (1858 - 1912), родился в Екатеринославе. Окончил медицинский факультет Московского университета в 1880 г., с 1896 г. Занял место ассистента общей клинической амбулатории Московского университета. В том же году защитил диссертацию на доктора медицины и избран приват-доцентом. С 1898 г. Читал по поручению факультета частную патологию и терапию, а в 1897 г. Избран профессором на кафедру факультетской терапевтической клиники, кото..

Голубинский Дмитрий Федорович

Голубинский, Дмитрий Федорович - писатель (1832 - 1903), сын Ф.А. Голубинского . Образование получил в Московской духовной академии, в которой преподавал сначала физику и геометрию, затем естественно-научную апологетику. Последние годы жизни Голубинский посвятил занятиям над календарем. В 1899 г. Напечатал в "Московских Ведомостях" ряд статей под заглавием. "Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим" (и отдельно). Статьи Голубинского помещались в "Прибавлениях к Творениям святых от..

Голубинский Федор Александрович (протоиерей)

Голубинский (протоиерей Федор Александрович, 1797 - 1854) - основатель русской теистической философии, родился и умер в Костроме. Окончив костромскую семинарию, служил в ней информатором греческого языка, а затем поступил в Московскую духовную академию, где и сделался профессором философии. Среди своих слушателей Голубинский пользовался славой глубокого и оригинального мыслителя, но до последнего времени не было возможности составить себе понятие о характере и направлении философии Голубинского...

Голубков Платон Васильевич

Голубков (Платон Васильевич) - московский купец (умер в 1855 г.). Сделал значительные пожертвования императорскому географическому обществу и в видах содействия торговым сношениям с Индией издал переводы. "Английская Индия", графа Э. Варрена (1845). "Проект сухопутной экспедиции в Индию" (1847), "Британская империя в Индии", Бьернштерна. "Индия под английским правительством" Барту де Пеноэна (1849). "Путешествие в Бухару" Борнса (1848 и 1860) и др.. ..

Дополнительный поиск Голубинский Евгений Евсигнеевич Голубинский Евгений Евсигнеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Голубинский Евгений Евсигнеевич" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Голубинский Евгений Евсигнеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 31 символа